Православные праздники
Напомним о традиционной церковной дифференциации праздников. «В Православной Восточной Церкви нашей, — писал архиепископ Иннокентий в книге «О великих Господских и Богородичных праздниках», — издревле установлены и ежегодно в известные дни совершаются торжества в честь и воспоминание важнейших событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и в честь примечательнейших событий из жизни Пресвятые Его Матери. Торжества сии на простом церковном языке называются праздниками, первые — Господскими, а вторые — Богородичными, и притом великими (в отличие от других, установленных по менее знаменитым случаям или в честь угодников Божиих), — и совершаются с особенною торжественностиюݏ.
Этих особых праздников — двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми (прежде писалось «дванадесятые» — от древнерусского «два на десяте» — двенадцать). По литургическому принципу внутри годового круга они, в свою очередь, разделяются на две категории. Первая категория — неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых праздников:
- Рождество Христово — 25 декабря (7 января),
- Богоявление или Крещение Господне — 6 (19) января,
- Сретение Господне — 2 (15) февраля,
- Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября,
- Введение (Вход) во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря),
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля),
- Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября,
- Преображение Господне — 6 (19) августа,
- Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.
Вторая категория двунадесятых праздников — переходящие (подвижные): они принадлежат к так называемому пасхальному циклу — всегда отстоят на известное число дней от Пасхи и переходят в разные годы на те или другие числа. Это три праздника:
- Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — празднуется за неделю до Пасхи,
- Вознесение Господне — празднуется через сорок дней после Пасхи, то есть всегда в четверг шестой недели по Пасхе,
- День Святой Троицы, Пятидесятница — через семь недель, то есть в неделю восьмую по Пасхе, всегда в воскресенье.
Сам праздник Пасхи — Светлое Христово Воскресение — в этот счет не входит, ибо он есть Праздник праздников и Торжество из торжеств и не может стоять в ряду других праздников и быть с ними сравниваем. Праздник Пасхи перемещается — это так называемые «пасхальные пределы» — в пределах 35 дней: от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) и может падать на любой из воскресных дней в этот период, в зависимости от того, на какой из этих дней приходится первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния (как определил I Никейский Вселенский собор 325 года).
Материалы раздела подготовлены Нортмером
По «Краткой энциклопедии православия» Валентины Колесниковой