Сайт IRC-сети ForestNet 
Сайт журналистки и писательницы Веры Камши 
Сайт московской fairytale-rock группы Minnesinger 
Сайт художника Амока 
Command & Conquer Community Center 
Русский сайт Анджея Сапковского. Самая полная коллекция материалов, уникальные проекты и конкурсы 
Форум Объединённых Миров 
Клуб Любителей Фэнтези

Троица

Через десять дней после праздника Вознесения и через пятьдесят дней после Пасхи христиане искони празднуют сошествие Святого Духа. Церковное название праздника — Пятидесятница, народное, бытовое — Троица, или Троицын день.

В день Пятидесятницы храмы и дома принято украшать ветвями деревьев (березки на севере, клена — на юге), а также травами и цветами. В этот день прихожане приносят в церковь свои травы и цветы, а после службы относят домой и хранят в течение года как хорошее средство от болезней. Особенно целебными считаются те цветы и травы, что были в Троицу на помосте церкви или под книгою, по которой во время службы читает священник.

В народном быту праздник Пятидесятницы, или Троицы, слился с весенне-летним земледельческим праздником древних славян — Семиком, который почти полностью был поглощен Троицей — и по срокам празднования, и по особенностям и чертам. Семик — это народный девичий праздник, названный так потому, что приходится на седьмую неделю по Пасхе — на четверг. Празднуется Семик с незапамятных времен. Он знаменовал прощание с весной и встречу лета. Деревенские девушки, собравшись гурьбой, направлялись в рощи, леса или на берега озер и рек и устраивали игры, пляски, пели песни, завивали венки. Затем их бросали в воду и по тому, что происходило с венком в воде, гадали о своей судьбе.

Семик считался одним из лучших, веселых летних праздников: каждая изба украшалась березками, пол посыпался свежескошенной травой. Молодые девушки срубали в лесу молодую березку, украшали ее лентами и цветами, приносили на место гуляний (за селом или в самой деревне) и под семицкой березкой устраивали веселый пир — с пирогами, яйцами, яичницей, пели обрядовые песни, водили хороводы. Березовыми (или кленовыми) ветками и цветами девушки украшали и себя. Это называлось заламыванием или завиванием березки.

В этих обрядах отчетливо виден отголосок дохристианских верований: земледелие первоначально — и на протяжении достаточно длительного времени было по преимуществу женским занятием. Растительные духи плодородия поэтому мыслились тоже как существа женского пола. Семицкие обряды — с традиционной березкой и зеленью в центре их, — видимо, ставили целью восхвалить духов растительности и задобрить их.

Другой важнейшей составной частью семицких обрядов было почитание мертвых, их поминовение и чествование в Троицкую — родительскую — субботу. Считалось, что от благорасположения духов предков и вообще умерших зависит хозяйственное и личное благополучие: урожай, приплод скота, здоровье и жизнь людей. Посещали могилы умерших, обметали их зеленью, украшали березовыми ветками и цветами, расставляли на могилках принесенную из дома снедь, причитали по покойным, а затем угощались принесенным и приглашали к трапезе дорогих усопших.

К этому культу мертвых относятся также поверья о русалках, именно поэтому семицко-троицкая неделя называлась еще и русальной. Согласно этим поверьям, русалки — особые духи, души девушек и молодых женщин, умерших неестественной смертью, а также души умерших некрещеными или загубленных матерями младенцев. Верили, что русалки весной выходят на берега, бродят по лесам и полям и подстерегают живых, чтобы утащить с собою в воду или защекотать до смерти. Русалок боялись и жалели, старались умилостивить, считали, что те нуждаются в одежде, украшениях, пище и настоящем погребении. Поэтому в семицко-троицкую неделю девушки служили панихиды, оставляли на межах в поле и на лесных полянках для русалок хлеб, пироги, яйца, а на деревьях развешивали одежду и украшения, И здесь очевидна память о языческих верованиях: русалки — в древности их называли вилами и берегинями — были женскими духами водной стихии и растительности, имевшими якобы влияние на рост хлебов, трав и плодов. Всю обрядовую сторону Семика заимствовала и народная Троица, поэтому уже в XIX веке Семик, Троица и Духов день воспринимались как единая праздничная неделя Пятидесятницы. Этой неделе дали разные прозвания: семиковая, русальная, зеленая, гряная.