Благовещение (7 апреля)
На Благовещение на Руси в старину совершался особый «чин хлебопреломления» — за всенощным бдением при благословении хлебов, пшеницы, вина и елея. В старой Москве, Новгороде святители или патриархи раздавали благословленные в благовещенскую ночь «благодарные» хлебы и вино всем предстоящим в храме. Патриарх Московский, например, раздробивши хлеб, подносил часть, а иногда и целый хлеб государю, который обязательно присутствовал на храмовом празднике (в домовом соборе в честь Благовещения Богоматери).
Представителям же церковных и светских властей он давал по целому хлебу «укругами» — то есть толстыми ломтями — и по целой стопе вина. Эти же укруги с вином получал и народ.
Неизбывен был в праздник Благовещения и обычай одаривания — «кормления нищих».
Благовещение в народе воспринималось как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия — в природе и в жизни людей. Видимо, с таким восприятием праздника Благовещения связан добрый обычай в этот день выпускать из клеток, тенет и сетей птиц на волю. По существовавшему в Малороссии поверью, в Благовещение Бог благословляет все растения, всю природу, и какова погода на Благовещение — такова она будет и на Велик день, то есть на Пасху.
В старину пожилые женщины пережигали в этот день соль в печи. По поверью, эта соль чудесно исцеляет от всяких болезней, поэтому ее кладут в тесто и пекут небольшие булки — их едят не только люди, но и добавляют в корм скоту. Их называли «бяшки» — считалось, что они излечат и предохранят от болезней скотину.
Наши предки говорили: «Благовещение самый большой у Бога праздник». В этот день солнце играет на восходе, как это бывает в другие важнейшие праздники: Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово, Петров день.
Тяжким грехом считалось в старину на Благовещение заниматься каким-либо делом. Даже неразумная тварь, говорили в народе, чествует этот праздник великий. Птаха гнезда не вьет, а если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, у нее в наказание на какое-то время отнимаются крылья, и она, не в силах летать, ходит по земле. Мало того, на Благовещение, как и на Пасху, даже грешников в аду не мучат, утверждали предки.
В народе издревле веровали, что на Благовещение, которое знаменовало начало весны и нового сельскохозяйственного года, сам Господь благословляет землю и открывает ее на сеяние, на плодородие, то есть на благополучие человеческое.
Богородица же была покровительницей крестьянского труда и урожая. На Украине существовало поверье, что Богоматерь пригоршнями разбрасывает из золотой кошницы жито и молит Бога о ниспослании урожая, в то время как Архангел Гавриил водит соху.
Эти верования сформировали обычаи, которые и до сих пор бытуют в ряде регионов. Так, существовал обряд «освящения» посевного зерна: крестьянин ставил в кадку с зерном благовещенскую икону и приговаривал: «Мати Божия, Гавриил-архангел, благословите, благоволите, нас урожаем благословите: овсом да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей».
Кроме того, на Благовещение крестьяне пекли особые просфоры (большие) и несли в церковь для освящения на обедне. Придя домой, крестьянин клал благовещенскую просфору сначала под божницу, к иконам, а затем — в закром, где она хранилась до ярового сева. При посеве земледелец или привязывал просфору к севалке (на все время сева), или крошил в посевное зерно, чтобы охранить поле от «полевого гнуса» и получить хороший урожай.
Среди благовещенских обычаев бытовали и древние языческие ритуалы, близкие к купальским, в которых выражалась вера в очистительную силу огня: сжигались старые постель, обувь, одежда, окуривались помещения домов и надворных построек, чтобы предохранить себя и скотину от болезней.
С Благовещением связано множество пословиц и примет, в том числе и предсказывающих судьбу будущего урожая: «Каково Благовещение проведешь, таково и весь год», «На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет», «Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещение», «Если в день Благовещения ветер, иней и туман — к урожайному году», «На благовещение дождь — родится рожь», «На Благовещение мороз — урожай на грузди», «На Благовещение гроза — к урожаю орехов, к теплому лету», «Покров — не лето, Благовещение — не зима».