Сайт IRC-сети ForestNet 
Сайт журналистки и писательницы Веры Камши 
Сайт московской fairytale-rock группы Minnesinger 
Сайт художника Амока 
Command & Conquer Community Center 
Русский сайт Анджея Сапковского. Самая полная коллекция материалов, уникальные проекты и конкурсы 
Форум Объединённых Миров 
Клуб Любителей Фэнтези

Вербное воскресенье

Праздник Входа Господня в Иерусалим на Руси издревле (он пришел к нам в X веке, христианская Церковь ввела его в IV веке) назывался в народе Вербным воскресеньем. Верба на Руси играла ту же роль, что пальма, пальмовые ветви, которыми народ приветствовал въезжавшего в Иерусалим Христа. Верба освящалась и освящается в храме святой водой.

Вербе приписывалась магическая сила влиять на орошение полей и лугов (верба растет в сырых местах, у воды), а значит, она, верили предки, способствовала плодородию и будущему урожаю. Здесь прослеживается отчетливая связь с дохристианскими обрядами и верованиями, с культом духов растительности и плодородия.

Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией скот и людей, предохранять от Заболеваний и очищать от нечистой силы. В древности существовал обычай: вернувшиеся из церкви родители стегали освященной вербой детей и приговаривали: «Верба — хлест, бьет до слез. Верба красна, бьет не напрасно». Это делали, чтобы наделить детей здоровьем.

Освященной вербой постегивали и молодых женщин и девушек, а также новобрачных, желая тем самым сделать их чадородными.

На Руси было принято освященную вербу хранить дома в переднем углу за иконами весь год. А в самый праздник веточками вербы стегают скотину и приговаривают: «Как вербочка растет, так и ты расти» — помимо пожелания здоровья домашним животным, это должно было предохранить их от нечистой силы. Веточки освященной вербы укрепляли и в сараях, хлевах. Перед первым выгоном скота в поле эти веточки скармливали животным.

Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожаров, нивы — от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады и т.д.

Следуя убеждению, что верба обладает универсальной целебной силой, наши предки съедали с освященной вербы по девять шишечек (сережек), считая, что это предохранит от лихорадки. Во время грозы освященную вербу вынимали из-за божницы и ставили на подоконник — верили, что это спасет от попадания молнии.

Приготовление вербных веток в городах было особым обрядом. Накануне Вербного воскресенья в старину россияне, без различия сословий и званий (от царя до простолюдина), отправлялись ломать вербу на берега близко протекающих рек. В Москве, например, в Китай-город и на берега Неглинки, поросшие ивами и вербой. Иностранцы, посещавшие Москву в XVI—XVII веках, оставили интересные воспоминания, как в субботу, накануне Вербного воскресенья, перед обедней, из Успенского собора Кремля при большом стечении народа выносили большое дерево (вербу), украшенное разными искусственными плодами, устанавливали его в огромные сани и везли, как при крестном ходе.

Существовал и такой обычай: по возвращении домой из церкви люди легонько стегали друг друга освященной вербой и - вместо пожелания здоровья от своего имени — говорили: «Не я бью, верба бьет». Того же, кто проспал заутреню Вербного воскресенья, хлестали достаточно больно, приговаривая: «Верба — хлест, бьет до слез».