Сайт IRC-сети ForestNet 
Сайт журналистки и писательницы Веры Камши 
Сайт московской fairytale-rock группы Minnesinger 
Сайт художника Амока 
Command & Conquer Community Center 
Русский сайт Анджея Сапковского. Самая полная коллекция материалов, уникальные проекты и конкурсы 
Форум Объединённых Миров 
Клуб Любителей Фэнтези

Сретение (15 февраля)

В народном быту этот праздник воспринимался еще и как время встречи зимы с весною: «На Сретенье зима с летом встретилась», — говорили наши предки и добавляли верные приметы: «В Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила», «Коли на Сретенье метель дорогу заметет, то корм весь подберет».

Следует сказать, что христианский двунадесятый праздник Сретения совпал с языческим праздником громницы. И хотя высокое духовное значение Сретения, безусловно, вытеснило языческие обряды громницы, черты исконной народности бытовали в празднике и в XIX, и даже в начале XX века. Мы помним, что языческий культ огня был наиболее живуч. Но большие костры на околице села довольно скоро отошли в прошлое, и почитание огня на Сретение проявилось в изготовлении и чествовании свечи. В деревнях несколько дворов — восемь, десять — объединялись и топили воск. Воск этот должен был быть не покупным, а из собственных ульев, так как считалось: трудовая свечка больше Богу угодна. Из воска сучили и крутили одну большую толстую общую свечу и по большой свече для каждого участника складчины. Огромную свечу ставили перед общей же иконой — и та и другая находились в хате у того, чья очередь была хранить их до обетного праздничного дня. Свечи приготовлялись не только к Сретению, но и к другим праздничным дням: на зимнего Николу, на Варвару, на Флора и Лавра, на Спасовки и другие. Праздничные церемонии совершались обычно ночью или поздним вечером. Накануне приглашался священник. Он служил для всей деревни молебен перед общей иконой. Затем хозяин дома, где находились икона и свеча, в сопровождении селян выходил на улицу: зажигались большая свеча и другие свечи, процессия, исполняя величания, шла по хатам. В каждой икону ставили посередине жилища, перед ней — обетную свечу, но не на подсвечник, а в чашу, наполненную овсом. Присутствующие пели молитвы, потом икону со свечою переносили в красный угол, и хозяева потчевали гостей чем Бог послал. Громничная, или сретенская, свеча отличалась от других обетных свечей тем, что ей приписывали наибольшую чудодейственную силу: дом, где она хранится, будет убережен от беды, молнии и пожара. Общественная сретенская свеча обычно «наращивалась» на следующий год, иногда и несколько лет подряд. Когда она достигала пуда (16 килограммов), ее сдавали в церковь. Если селянину требовалось отслужить молебен на дому, он просил священника дать ему эту свечу. За очередностью таких просьб в деревне очень следили. Обязательным был пост для той семьи, куда священник должен был принести общую свечу. Если же ее в праздник зажигали в церкви, перед ней обязательно служились молебны и акафисты с водосвятием. Личные сретенские свечи русские крестьяне обычно брали на поля при начале жатвы, сева. Считалось, что обетная свеча охраняет межи, предотвращает в хлебе заломы, истребляет кукол в нивах. Громницу давали в руки покойнику в минуту кончины и зажигали ее — считалось, что пламя спасет этого человека на пути загробных мытарств и во время хождений по мукам.

Очень часто в старину на Сретение ударяли последние зимние морозы. Их до сих пор называют Сретенскими, как и первые весенние оттепели, что случаются на этот праздник.