IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> История танца
Всадник
сообщение 24.09.2004, 21:12
Сообщение #1
Человек
Творец
Grande moderatore
*********


Пол:
Сообщений: 4292


Зло прав не имеет



16 век.

"После полуночи, когда празднество шло к концу, начался так называемый танец факела и шляпы, который и теперь еще исполняется в заключение праздников, когда кавалеры и дамы по своей прихоти друг друга поочередно выбирают"

Луиджи да Порто. История двух благородных влюбленных. 1524, Виченца.

Писать статьи по истории танца - почти то же, что искать иголку в стогу сена. Практически в каждой книге, где говорится о быте, о повседневной жизни какой-либо эпохи, рассказывается - в двух-трех строчках - и о танце. И частенько именно эти раскиданные кусочки - как приведенная цитата из "Итальянской новеллы Возрождения" - являются истинной правдой о танцах. Существует довольно много книг по историко - бытовому танцу как в России, так и в Европе, обзорные учебники по истории танца во множестве пишутся с 19 века, есть и более ранние - но все они страдают одной болезнью: эти авторы не жили в описываемых эпохах. Да, они читали умные трактаты, наблюдали за эволюцией танца, срисовывали позы танцующих с картин... но все остальное они придумывали сами. А следующий автор брал уже не первоисточники, а книги других авторов, домысливал немножко к ним... и потом еще были ученые и писатели, и хореографы, и каждый придумывал немножко по своему - все равно никто не знает, как оно было на самом деле... И то, что мы имеем сейчас в балетных училищах по дисциплине "историко - бытовой танец", мало похоже на танцы прошлых эпох.

Но хочется все же знать - почему у всех придворных были учителя танцев, почему именно хорошо танцевать считалось необходимым вплоть до первой мировой, почему на балах и карнавалах танцевали разные танцы в разных странах и эпохах, почему...

Почему, в конце концов, в наш век компьютеров, наркотиков, террористов и рэйва люди стали интересоваться старинными танцами?

Давайте поищем ответы - в цитатах, в предвзятых и объективных учебниках, во всем, что оставило нам Время.

Итак, на дворе - 16 век. Расцвет куртуазного танца. Век ромбронов, жестких корсетов, вытянутых носков обуви и - высокого Возрождения.

Европа: Франция; Испания и Австрия - всесильные Габсбурги; потрепанная бесконечными междоусобицами Италия, где войны и выбрасывание трупов из окон дворцов превосходно уживаются с гуманизмом Ренессанса; Англия, поднимающаяся на ноги, - к концу века она станет сильнейшей страной Европы; и Нидерланды - что-то вроде нынешней Чечни на карте России.

Голландия попыталась избавиться от власти испанского Фридриха II; это повлекло за собой вмешательство как германских княжеств, так и Франции, поскольку Голландия была удобным плацдармом для переброски войск и оружия в Шотландию, где вдова французского дофина, по совместительству шотландская принцесса Мария Стюарт, пыталась вооруженным путем свергнуть соседку , королеву Англии Елизавету, которая ввела в Англии единую религию - протестантизм, что повлекло за собой отлучение всей страны от церкви Римским папой, а Елизавета была помолвлена с испанским королем и французским дофином одновременно, а дофин не ладил со своей мамой - французской королевой Екатериной Медичи, больше всего на свете желавшей отстоять свои итальянские владения и постоянно затевавшей из-за этого военные походы, внося еще большую сумятицу в флорентийские дела...Франция являлась вассалом Англии, поэтому короли двух стран постоянно претендовали на престолы друг друга, а престолы вечно пустовали, поскольку царствующая Европа вся состояла из кузенов и кузин и почти все свадьбы игрались с разрешения папы на близкородственные браки, что приводило к большой королевской смертности... Голландия была протестантской, Франция - пыталась весь век примирить обе религии, Испания и Австрия - католическими... В общем, творился большой политический бардак, и большая часть спорных вопросов "в верхах" решалась путем заговоров, переворотов, покушений и отравлений.

Такой вот век, оставивший множество письменных и других источников, о котором, хорошенько покопавшись в документах, можно говорить с точностью до фраз, произнесенных пять веков назад...

Остались и "танцевальные" документы. Основные - "Орхезография" 1588 года монаха Туано Арбо, написанная во Франции почти сразу после Варфоломеевской ночи (те, кто читал романы о Генрихе IV и Екатерине Медичи, поймут контраст описанных танцев и развлечений с тем, что творилось в Лувре), и труды итальянского танцора и хореографа Карозо. Сразу оговорюсь: у меня лежит распечатка факсимиле "Орхезографии" из Библиотеки Конгресса, и с этим трудом мы довольно много работали - переводили со старофранцузского, восстанавливали описанные танцы, сверялись с западными коллегами. "Il Ballarino" в оригинале я могла только разглядывать, как картинку, поскольку знатоков итальянского времен 16 века у нас не оказалось. Поэтому итальянские танцы пришли к нам уже в английском варианте - Del' Dance Book.

Основными танцевальными формами остаются известные с 15 века балли и бассдансы. Итальянские танцы многократно усложнились, большинство из них имеют слово "балетти" в названии и сложную композицию: по сравнению с короткими танцевальными историями раннего Возрождения теперь танцуются целые романы. Практически все танцы по-прежнему рассказывают о любви, корень "аморе" встречается в каждом втором танце. Фидельта д'Аморе, Торнео Аморозо, Кача д'Аморе...

Да и количество шагов сильно увеличилось, появилось множество технически сложных элементов: гальярдные шаги, мелкие вариации - саффиче, скорси, батутти. Кавалеры должны перед началом танца приглашать даму сложным поклоном с реверансом и маханием шляпой в разные стороны. Дамы признаются, что танцы в их уме занимают такое же место, что и охота. При дворах царит кроваво - эротическая атмосфера... Изменять жене - признак хорошего тона. Зарезать в постели неверную с любовником - норма. Дуэль из-за оброненной фразы; смерть от падения во внезапно открывшийся люк в темных переходах дворца; постоянные переезды со всем скарбом, король, имевший право на любую девушку (в общем, да кто откажется?), вина в качестве единственных напитков - других просто не было, ну разве что вода... Мда, сплошной адреналин... Сколько же чувственности было в их танцах, когда даму держали за кончики пальцев, а вольта, где разрешалось брать партнершу за талию, считалась верхом неприличия, была запрещена церковью?

Вольта танцевалась Елизаветой, фактически отлученной от церкви, и считавшей, что у нее красивые ноги (в вольте дама подпрыгивает, опираясь на плечо кавалера, и юбки, взметнувшись, оголяют лодыжки). Во Франции был один - единственный кавалер, осмеливавшийся танцевать вольту при дворе... При этом вечерами в коридорах Лувра старались не ходить: во - первых, это было опасно, во - вторых, всюду были парочки, не добравшиеся до своих постелей...

"Рыцарская доблесть вырождается в обычный беспредметный кураж. Дуэли затевались по малейшим поводам.

- Поглядите, из-за какого вздора такой - то вверяет свою честь и самую жизнь своей шпаге или кинжалу; пусть он поведает вам, что повело к этой ссоре; ему не стоит делаь этого не покрывшись краской стыда, до того все это выеденного яйца не стоит, - замечает рациональный Монтень. Разумеется, эти простые игры не имели ничего общего с размахом и великолепием турниров, которые, наряду с охотой, считались благородными занятиями благородного сословия"1.

Во дворе играли, помимо любви и смерти, в лапту, шары, карты - причем современным казино далеко до бушевавших тогда страстей, коим предавались все во дворце, включая короля. В принципе рыцари умели играть в шашки и шахматы, но гораздо боле популярными развлечениями становятся бильбоке и игра в бирюльки, кости и, конечно, балы.

Бал 16 века: маскарад, изысканная музыка, танцы, еда, театрализованные представления и приуроченные к балам скандалы: отставки, назначения... Для маскарадов чаще всего использовались античные сюжеты, а самыми популярными карнавальными костюмами были мавританские, греческие, албанские, костюмы Арлекино, Пьеро и Пьеретты, домино. Полумаски посили практически постоянно, черная полумаска являлась почти обязательным атрибутом всех, выходивших из дворца вечером. Маскарадные маски были очень богатыми, с ручной вышивкой и драгоценными камнями, часто с длинными вытянутыми острыми носами. Обычным было переодевать дам в мужские костюмы и наоборот.

На бал при дворе было принято являться в новых костюмах... Вообще мода была еще одним из пунктов соперничества всех придворных. Принятая при дворах одежда, и без того вычурная, доводилась до абсурда модниками, а появившиеся изменения подхватывались остальными. В общем, сейчас все то же самое.

16 век - век галантности. Любовь на людях была романтичная, стихотворна и танцевальна.

Собственно, дальше нужно обращаться именно к танцам. В заключение приведу цитату из архива Школы (это кучки ксерокопий, рукописей, видеокассет и пр., лежащих в ящиках и комодах у основателей танцевального движения в Питере. Вопросы авторских прав тогда мало кого волновали, поэтому у большей части материалов авторство не указано)

"Начался бал. Тогдашние пляски - "Венера и Завр", "Жестокая участь", "Купидон" - отличались медлительностью, так как платья дам, длинные и тяжелые, не позволяли быстрых движений. Дамы и кавалеры сходились, расходились, с неторопливой важностью, с жеманными поклонами, тоными вздохами и сладкими улыбками. Женщины должны были выступать как павы, плыть как лебедки. И музыка была тихая. Нежная, почти унылая, полная страстным томлением, как песни Петрарки.

Главный полководец Моро, молодой сеньор Галеаццо Сансеварино, изысканный щеголь, весь в белом, с откидными рукавами на розовой подкладке, с алмазами на белых туфлях, с красивым, вялым, испитым и женоподобным лицом, очаровывал дам. Одобрительный шепот пробегал в толпе, когда во время танца "Жестокая участь", роняя, как будто нечаянно, на самом деле нарочно, туфлю с ноги или накидку с плеча, продолжал он скользить и кружиться по зале с тою "скучающею небрежностью", которая считалась признаком высшего изящества. В танце "Венера и Завр" дамы с любезной улыбкой водили своих кавалеров на золотых цепях, как узников, и, когда они с томными вздохами падали ниц, ставили им ногу на спину, как победительницы.

Была полночь. На балу царствовала увлекательная веселость. Только что начали модную пляску, во время которой кавалеры и дамы проходили вереницею под "аркою верных любовников". Человек, изображавший Гения Любви, с длинною трубою, находился на вершине арки; у подножия стояли судьи. Когда приближались "верные любовники", Гений приветствовал их нежной музыкой, судьи принимали с радостью. "Неверные" же тщетно старались пройти сквозь волшебную арку: труба оглушала их страшными звуками, судьи встречали бурею конфетти, и несчастные под градом насмешек должны были обратиться в бегство".

1 Информационный листок "Бал в Турнельском дворце" историко - культурного центра "Рыцари Круглого стола".


--------------------
- Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.

Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт
Пользователь в офлайне Отправить личное сообщение Карточка пользователя
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме


Быстрый ответОтветить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 28.05.2025, 8:38
Rambler's Top100