![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Waylander |
![]()
Сообщение
#1
|
Тьма
Участник Магистр ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пол: ![]() Сообщений: 607 ![]() Vanitas vanitatum et omnia vanitas ![]() |
Хотелось бы обсудить последний фильм Мэла Гибсона, "Apocalypto". Если кому-либо есть, что о нём сказать - милости просим. Будет очень интересно поделиться мнением.
Кстати, если вы его ещё не смотрели - поскорее исправьте сей досадный промах. Обещаю, о просмотре такого фильма вы не пожалеете. ![]() -------------------- If you're in Heaven then you'll forgive me, dear, Because that's what they do up there. If you're in Hell, then what can I say, You probably deserved it anyway. I guess I'm gunna find out any day, For we'll meet again And there'll be Hell to pay... Idiot Prayer, Nick Cave |
![]() ![]() |
Waylander |
![]()
Сообщение
#2
|
Тьма
Участник Магистр ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пол: ![]() Сообщений: 607 ![]() Vanitas vanitatum et omnia vanitas ![]() |
Э... интересная история. Когда я занимался изучением истории народов Центральной и Южной Америки, я узнал вещи практически совершенно противоположные. Странно. Такое ощущение, что и история меняется сообразно общественному мировоззрению. А может, так оно и всегда было?
![]() В любом случае, я не устаю повторять, что фильм был не об алчных кортесах и конкистадорах. Об этом занимательно и правдиво написал Аверченко ещё в конце XIX-го века, смотреть блокбастер на эту тему - дело не благодарное. Образ индейцев того времени в фильме собирательный. Он не имеет целью рассказать читателю о конкретных традициях и обычаях конкретных племён. Кровавые жертвы и рабство такого сорта (что-то я не припомню, чтобы в других культурах захватывались рабы из соседних деревень и их приносили в жертву, вырезая сердца... может, я что-то упустил?) суть признаки упадка культуры. Кстати, расцвет империи и упадок цивилизации - отнюдь не всегда происходят в разные времена. Почитайте Катулла. Он пишет о временах расцвета... "Общечеловеческие моральные ценности" - есть вещь постоянная, в той или иной степени соблюдающаяся в разных культурах. "Незнание законов не освобождает от ответственности" - это правило справедливо для всех законов, в том числе и для моральных. Даже не надо пытаться отстоять позицию культурного релятивиста - я могу разнести её вдребезги... фактически, меня этому учили. Майя вымерли ещё до прибытия конкистадоров на континент. Никто не знает, почему. Гибсон сделал предположение, вполне, по-моему, достоверное. Если культура не добивает сама себя, её добивает что-то извне. Конкистадоры ли, мор ли - это детали. А голозадый индеец действительно герой. Он выжил, а для жизни требуется куда больше смелости, чем для смерти. А-то, что он голозадый... меня не смущает, но может, Гибсону стоит отснять версию, где майя ходят в джинсах и футболках, чтобы не оскорблять их "потомков"? ![]() -------------------- If you're in Heaven then you'll forgive me, dear, Because that's what they do up there. If you're in Hell, then what can I say, You probably deserved it anyway. I guess I'm gunna find out any day, For we'll meet again And there'll be Hell to pay... Idiot Prayer, Nick Cave |
Всадник |
![]()
Сообщение
#3
|
Человек
Творец Grande moderatore ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пол: ![]() Сообщений: 4292 ![]() Зло прав не имеет ![]() |
"Общечеловеческие моральные ценности" - есть вещь постоянная, в той или иной степени соблюдающаяся в разных культурах. "Незнание законов не освобождает от ответственности" - это правило справедливо для всех законов, в том числе и для моральных. Даже не надо пытаться отстоять позицию культурного релятивиста - я могу разнести её вдребезги... фактически, меня этому учили. Было бы интересно послушать. ![]() Цитата Когда я занимался изучением истории народов Центральной и Южной Америки, я узнал вещи практически совершенно противоположные. Ну, существуют же записки Кортеса - он хоть и привирает, но факты дает. Вот, кстати, из современного предисловия цитата: Цитата Следует ясно отдавать себе отчет, каким шоком для сознания европейцев были отсутствие одежды, культовый каннибализм, гомосексуализм, зоофилия, первобытный промискуитет, если говорить о племенах, находившихся на низшей стадии развития; многое было неприемлемо и в обычаях индейцев, представлявших развитые общества, — массовые человеческие жертвоприношения, идолопоклонничество и так далее. В итоге первый вопрос, который необходимо было решать испанцам того времени, состоял в следующем: индейцы—люди или не люди, разумные или неразумные, кто среди них к какой стадии человечности относится, кто к дикарям, кто к варварам и, по аристотелевской классификации, к каким классам варваров — «по природе», то есть к варварам, не способным к культуре и к самоуправлению, или к варварам, еще не приобщившимся к истинной вере, и как следует доносить до них веру. А ведь именно таковой была официальная задача, поставленная папой Александром VI в булле «Интер цетера» (1493), которая передавала новооткрытые земли в дар Испании во имя данной цели. По мере того как первооткрытия и конкиста охватывали все более широкие пространства, и в Америке и в Испании разгоралась ожесточенная полемика между тремя основными направлениями, отражавшими интересы основных конфликтовавших между собой социальных партий: монархия и Ватикан (также имевшие противоречия между собой); новые феодалы-конкистадоры, влиятельная группа деятелей культуры, правоведов, мыслителей-эразмистов, монашества, затронутого реформационными настроениями. Борьба шла вокруг спорных вопросов правовых отношений христианского мира с «варварами» и затрагивала такие острейшие темы, как законность или незаконность войны с целью христианизации, методы христианизации, законность или незаконность порабощения индейцев и другие. В крайнем ряду стояли идеологи конкистадорской феодальной партии, стремившиеся, опираясь на антично-средневековые натурфилософские идеи (в частности, это идея жесткого природно-географического детерминизма, согласно которой в тропической зоне не могут жить полноценные люди) и на аристотелевскую классификацию, объявить индейцев нелюдьми или неполноценными, неразумными варварами и, соответственно, узаконить рабовладение. Корона, исходя из собственных интересов и опираясь на христианско-универсалистские идеи о единстве рода человеческого и равенстве Христовой паствы перед Богом, объявила индейцев полноценными людьми и вассалами монархии, подлежащими ее опеке. В разработке этой концепции широкое участие принимали представители университетских гуманистических кругов, христиан-ско-гуманистической партии, причем радикальное крыло ее (правовед Франсиско де Виториа, Лас Касас и другие) шло в своих выводах гораздо дальше потребностей и интересов официальной доктрины. В сложной контаминации идей христианского коммунизма и провиденциального смысла открытия Нового Света рождались апологетические концепции о превосходстве природы и населения Америки как истинных христиан «по природе» (Васко де Кирога, Лас Касас и другие), мессианская утопия о том, что в Новом Свете воплотится «тысячелетнее Царство Христово». Франсиско де Виториа и Лас Касас на позднем этапе переходят к идеям «естественного» равенства людей «по природе» и к выводам о необходимости восстановления суверенитета индейского населения. Цитата Кровавые жертвы и рабство такого сорта (что-то я не припомню, чтобы в других культурах захватывались рабы из соседних деревень и их приносили в жертву, вырезая сердца... может, я что-то упустил?) суть признаки упадка культуры. Ну, в той же самой Испании, в тоже самое время существовала очаровательная практика аутодафе. ![]() -------------------- - Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.
Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 05.06.2025, 6:35 |