Леший (лесовик, лешак, лесной дядя, лисун, боровик, бор, албастый, лобастый, лопастый)
"В восточнославянской мифологии злой дух, воплощение леса, как враждебной человеку части пространства. В славянской мифологии один из низших духов. “Леший“ на старославянском языке означает “лесной дух“. Леший — хозяин леса и зверей, его представляют одетым в звериную шкуру, иногда со звериными атрибутами — рогами, копытами; леший может изменить свой рост — становиться ниже травы или выше деревьев; перегоняет стада зверей из одного леса в другой... Наделен отрицательными атрибутами, связью с левым (признак нечистой силы): у него левая сторона одежды запахнута на правую, левый лапоть надет на правую ногу и т.п... В быличках леший — проклятый человек или заложный (вредоносный) покойник. Леший может пугать людей своим смехом, увести ребенка, сбить с пути. Для защиты от лешего уведенный им человек ничего не должен есть или должен носить с собой лутовку (очищенный от коры кусок липового дерева), перевернуть стельки у обуви и т.п. Существуют также представления о женских духах леса — лисунках, лишачихах, с длинными грудями, закинутыми за спину. Сходные лисные духи известны в западнославянских и других традициях."
"Лешего называют крестьяне "он", "мужичок", иногда "вольной". Путникам он является иногда в виде мужичка, одетого в кафтан и подпоясанного красным кушаком. Левая пола кафтана запахнута за правую, а не наоборот, правый лапоть надет на левую ногу, а левый - на правую. Глаза у лешего горят, как раскаленные угли. Вообще же леший изменяет свой вид: иногда он ростом равняется с высочайшими елями и соснами, иногда он делается ниже травы. В каждом лесу имеется свой особый леший. Говорить леший не говорит, но часто и громко свистит, хлопает в ладоши и гагайкает. Леший обладает способностью "перекидываться", т. е. принимать на себя образ прохожего, женщины, животного и т. п. Существенного вреда людям леший не делает, но часто зло и жестоко шутит над ними. Стоит лешему "обойти" человека, как тот заблудится и проплутает на знакомом месте целую ночь. Иногда леший заводит путника таким образом в непроходимую лесную трущобу, в болото и т. п.От проказ лешего легко отчураться молитвою и крестом. Заблудившемуся путнику, кроме того, полезно бывает снять с себя одежду и, выворотив ее, снова надеть на себя. Советуют точно так же переодеть в данном случае рукавицы с правой руки на левую или же обувь - с правой ноги на левую и обратно.В лесах лешие кладут свои тропы: кто вступит на тропу лешего, тот заболеет или же заблудится.В некоторых местах верят, что лешие заводят к себе женщин и девушек и живут с ними, вступая с ними в плотскую связь". "Лесовик, леший олицетворяется сходно с домовым. Власть лешего ограничивают одними лесами; а жилищем его предполагают густые камыши и лесные трущобы. Леший, как и домовой, может явиться к человеку в разных видах, но он всего чаще показывается дряхлым стариком. Ему приписывают то, что он любит кричать в лесу, пугая тем народ, заводить, и когда шутка удастся, то хохотать и хлопать в ладоши. Если кого он заведет в лесу, то народ думает, что стоит только вывернуть всю одежду наизнанку, чтобы выйти из лесу" ."Лешие имеют вид огромных великанов, издали похожих на человека (вблизи их не видно). Одежда на лешем белая. По рассказам некоторых, леший достигает в вышину аршин десяти, быть может, и более; часто, лешие представляются людям невидимыми. Многие крестьяне рассказывают, как леший в темную ночь сбивал с дороги и водил "до первых петухов", т. е. до полночи, а когда прокричат петухи, то заблудившийся уже легко находит дорогу; леший, как думают, после первых петухов исчезает неизвестно куда"."Леший нередко забавляется свистом, а потому в лесу не советуют свистать, чтобы не раздразнить его подражанием"."В Тульской губернии поселяне выходят ночью [4 сентября, в день Св. Агафона-огуменника] осматривать снопы и караулить их от потехи лешего. Они уверены, что в эту ночь леший выходит на луга и гумны потешиться над соломкой. Потехи лешего заключаются в раскидывании снопов с одного гумна на другое или в развязывании их. Если хозяин караулит свое гумно, то будто леший тогда не смеет подойти к загороди. Поселяне, сбираясь в ночную, надевают тулуп навыворот, голову обвязывают полотенцем, для обороны берут кочергу. Приходя на гумно, они кочергою обводят круг и садятся в него".В северных областях России лешего называют "шишок". "Лесовой шиш о к, говорят, принимает на себя вид соседа, товарища, подруги, знакомого, является в этом виде к человеку в лесу и заводит его. Чтобы избавиться от шишка, если он завел кого в лес, делают следующее: выворачивают шубу, которая надета на заблудившегося человека, еще выворачивают голицу, т. е. рукавицу, - в таком одеянии выходят будто бы из заклятого места. Случается, что заблудится целая партия в лесу, тогда все должны выворачивать верхние одеяния, а бабы выворачивают платья наизнанку. Здесь же читают и молитвы, какие кто знает...Близ г. Углича говорят, что лесовой, когда станет в лесу уходить от человека, то станет расти и вырастет с большую сосну". По этой примете и догадываются, что это был леший.Как и вся нечистая сила, лешие - большие любители играть в карты. "Леший проигранных крыс целое стадо гнал и подгоняет к кабаку; (а лешие на крыс и зайцов играют в карты, все равно, как мы на деньги); подогнал и кричит целовальнику: "Отпирай, подай вина!" Тот сперва не дал, потому поздняя ночь была; (они ночью перегоняют). Леший взял, приподнял кабак за угол, кричит: "Давай четверть водки!" Тот испугался, поставил ему. Леший одним духом выпил и деньги отдал, кабак опять как надо поставил и погнал крыс дальше. Мужики не однова в лесу Лешего видали, как в ночное ездили. Он месячные ночи больно любит: сидит, старик старый, на пеньке, лапти поковыриват да на месяц поглядыват. Как месяц за тучку забежит, темно ему, знашь, - он поднимет голову-то, да глухо таково:"Свети, све-тило", - говорит".Русские народные мифологические рассказы о леших до сих пор можно услышать во многих областях России, где сохранились лесные массивы .
Но Леший, как и вся живая природа умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
Лесавки
Дети лешего и кикиморы. Они любят шалить, сбивают с дороги путников, путают тропы, сыплют на голову труху и обматывают паутиной.
В заметке использовались материалы с сайтов:
http://ru.wikipedia.org
http://bestiary.ru
http://www.aworld.ru