Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Славянская мифология
Клуб любителей фэнтези > Общая > История > Мифология
Turan
Я сам немного увлекаюсь славянской мифологией,а здесь хочу найти единомышленников! smiley.gif
Serodya
А что, неплохая тема.
ИМХО: было бы неплохо, если бы появился перечень богов и героев с краткими характеристиками.

З.Ы. Свои истоки знать надо...
Wade
Пантеон языческих богов.

Знания о полном составе праславянских богов высшего уровня весьма ограничены, хотя есть основания полагать, что они составляли уже пантеон. Кроме названных богов в него могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух славянских традициях. Таковы древнерусский СВАРОГ (применительно к огню Сварожич, то есть сын Сварога) и румынский Sfarog – "высушенный", позволяющее предполагать южнославянскую форму этого имени. Другой древнерусский бог ДАЖДЬБОГ южнославянский Дабог (в сербском фольклоре).

К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйскими циклами и сезонными обрядами, а также боги воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и тому подобные. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающие близкие связи с коллективом например Макошь, иногда менее антропоморфных, чем боги высшего уровня.

Элементы следующего уровня характеризуются наибольшей абстрагированностью функций, что позволяет иногда рассматривать их как персонификацию членов основных противопоставлений; например ДОЛЯ, ЛИХО, ПРАВДА-КРИВДА. С обозначением доли, удачи счастья, вероятно было связано и общеславянское Бог: сравните богатый (имеющий бога, долю) и убогий (не имеющий доли, бога). Слово бог входило в имена различных божеств – Даждьбог, Чернобог.

Сказочные персонажи – по-видимому, участники ритуала в их мифологизированном обличье и предводители тех классов существ, которые сами принадлежат низшему уровню: таковы баба-яга, кощей, чудо-юдо, лесной царь и тому подобные.

К низшей мифологии различные классы неиндивидуализированной (часто и неантропоморфной) нечисти, духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, болота и т.п.: домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, кикиморы.

Кроме того, язычники всегда стремились активно воздействовать на своих богов при помощи просьб, молений и жертвоприношений.

В честь богов устраивались пиры, на которых закалывали быков, баранов, козлов, всем племенем варили пиво. Боги как бы приглашались на эти пиры-братины, становились сотрапезниками людей. Существовали специальные святилища – "требище".


Подробный перечень славянских богов.

Баба (Мать) - название женского предка (?), богиня плодородия - урожая, одно из им±н Лады. Треба ей сродни Ладиной.

Баян (Браги (сканд.), Bajas (италий.)) - Бог песен, славословий, музыки и музыкальных инструментов. Внук Велеса, сын Тура.

Божич (Божик (макед.), Марес (лат.)) - Божество Нового года, младенец.

Бука (Букан, Букач, Бучело, Пчелич (<Вел. Книга>), Риса (кельт.), Бубилас (лит.)) - Бог пчеловодства, бортничества. Он же дух страшных снов. Внук Велеса. Треба: м±д.

Буря (Варма-ава (морд.)) - Богиня ветра, супруга Стрибога. Треба как Стрибогу.

Велес (Волос, Велняс/Велнс/Велинас/Вельняс (лит., латыш.), Во-дан/Один (сканд.), Кылдысин (удм.), Мастор-пас (морд.), Keuri (эст.), Kekn (фин.). Zempat (прусс.), Trimps (прусс.), Велс, Виелона (балт.), Вала/Вритра (инд.), Лельвани (хет.). Тир (арм.). Фавн (лат.), Юл (балт.), Boxy Мана (ир.), Нуаду (ирл.), Нудд (кельт.), Нодонс (брит.), Ний, Ния, Ниян, Ниан, Ный, Навь, Нава, Нават, Яма (инд.), Шива (инд.), Тот (егип.), Гермес (греч.). Господь, Пан (греч.), Меркурий (лат.)) - Бог скота, пастушества, богатства, облаков, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, хозяин бесов, проводник умерших душ. Брат-соперник Перуна, сын Сварога, муж Макоши. Треба: коровье масло, свинина, ленты, горшки, вода, шкуры, мех, кожа, сало, зерно, ов±с, м±д, щука, яйца, шерсть, холсты, деньги, хлеб, баранки, вино, пиво, молоко, баранина, курятина, козлятина, мясо тетерева, гороховые комья, каша, плоды, клюква, цветы, трава, семена, репник суш±ный.

Волх (Волхов, Волховец, Волк, Вольга, Огненный Вук (серб.), Локи (сканд.)) - Бог чародейства, оборотничества, войны, удальства. Сын Интры.

Дажьбог (Даждьбог, Дайбог, Дажбо, Даже, Дацбог, Дажба, Дашуба, Дабог (серб.), Даба, Дajбoг (серб.), Dagbra (брит.). Митра (инд,), Мифра (ир.), Мгер (арм.), Атум-Ра (егип.), Peive (саам.), Чи-пас (морд.), Ош-Кече (мари.). Узил (этр.). Соль (лат.), Сварожич/Zuarasiz, Дагда (ирл.). Луг (кельт.) (?), Арэв (арм.), Тиват (лув.), Тият (пагат.), Сурья (инд.). Царь Горох Белобог, Белбог, Белун (белорусе.), Беляк, Baldag, Baldr (герм.), Belenus (кельт.)) - Бог солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога. Супруг Живы. Отец Орея - прародителя белых людей. Покровитель насекомых. Противостоит Чернобогу. Треба: блины, горох, холст, м±д, орехи, яблоки, говядина, свинина, оленина, конина, баранина, тетерева, коровай, узорные хлеба, рожь, пшеница, ячмень, яйца, вино, плоды, овощи, цветы, деньги.

Дива (Дева, Дивия, Дина (валах.), Диана (лат.), Артемида (греч.), Дзевана, Зевония (польск.), Араньяни (инд.), Vires-akka (саам.), Dziwica, Devana (чеш.)) - Богиня охоты, заповедных лесов, зверей, девиц (женские тайные охотничьи общины). Дочь Додолы и Перуна. Жена Волха (?). Треба: мясо диких животных, шкурки соболей и куниц, пирожки, ленты.

Додола (Дзидзилиа (польск,), Циця, Циза, Дидилия, Дзифилия, До-доле/Дудуле (болг.), Додилаш/Дудулейка (хорв.), Пеперуда (серб.), Ву-рунсему (хет.), Рауни (карел.), Гудыри-мумы (удм.), Jondol (морд.), Ziziila, Перыня, Молонья, Маланьица, Летеница (чеш.)) - Богиня грозы, молнии, дождя, весны, кормления детей. Супруга Перуна. Треба: каша, холст, курятина, мак, деньги, соль, чеснок, освященные травы, пшеница, хлеб, борщ.

Доля (Cpeha (серб.), Счастье, Удача, Фортуна (лат.), Лахесис (греч.), Лайма (лит.), Верданди (сканд.)) - Богиня счастливой судьбы, удачи. Сестра Макоши и Недоли. Треба Макошины.

Др±ма - Богиня дремоты, сонных мечтаний, сонливости, лени. Супруга Сна. Треба как Сну.

Дунай (Дон, Днепр, Потримпс (прусс.), Усыня) - Бог рек и рыболовства. Сын Кощея (?). Отец русалок, супруг Даны. Брат Святогора и Святибора. В местных обычаях ему присваивается имя самой большой реки (Нил (егип.), Тибр (лат.)). Треба: холст, яйца, блины, каша, деньги, хлеб, м±д, конина, пиво, вино, петух, железо (топоры, ножи, гвозди).

Дый (Deus (лат.), Zeus (греч.), Deiwas (общеиндоевр.), Дьяус (инд.), Тур (польск.)) - Верховное Божество. Одно из им±н (древнейшее) Сварога. Вернее, Сварог - одно из им±н Дыя. Треба сродни Свароговой.

Желя (Журба, Zeion (чеш.), Zeiu (польск.)) - Богиня похоронного плача, провожающая на погребальный кост±р. Отсюда <жальник> - могила. Сестра Карны. Дочь Мары и Кощея. Треба: поминальные милодары.

Жива (Живот, Живана, Живена, Сиба, Сьва, Сива, Весна, Туран (этр.), Zivia (крито-микен.), Sif (герм.), Seewa (лит.), Zywye (польск.)) - Богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруга Дажьбога. Мать Орея, Треба: пироги, хлеб, ленты, цветы-венки. холсты, молоко, крашеные яйца, пш±нная каша, печенье <жаворонки>

Заря (Зорька, Зареница, Утренница, Ушас (мнл-), Аврора (лат.), Ужара (марий.), Эос (греч.), Тезан (этр.)) - Богиня зари, рассвета, очищения, здоровья, детей, любви, зрения, пения (у индусов). Мать Усеня. Дочь Дажьбога. Треба как Живе.

Земун (Жемина (лит.), Амалфея (греч.), Сурабхи (инд.), Ziemne (латыш.), Замунь) - Богиня корова. Кормилица Велеса. Богиня скота, облаков-туч, земли. Земун питает своим молоком молочные реки Небесного Ирия. Исполнительница желаний. Личина Лады. Треба: хлеб, молоко, кисель, пиво.

Интра (Индра (инд.), Индрик-зверь, Инорог, Инрок, Зилант, Змиулан, Гидра (греч.), Умар (марий.), Сумман (лат.), Такшака (инд. царь-змей), Вындрик, Единоок, Otur (герм.), Ондра) - Бог войны, погоды, тучеводитель, Бог дождя, отец зверей, нив, урожая, змей, плодородия, защитник народа. Брат-противник Перуна. Отец Волха (?).

Карна (Кручина) - Богиня скорби, похоронного обряда, горя. Дочь Мары, сестра Жели. Треба: поминальные милодары.

Квасура (Квасир (сканд.)) - Бог таинства хмелеварения. Лада научила Квасуру готовить питный м±д (сурью). Треба: солод, вода, мед.

Коляда (Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Кал±нда) - Бог пиршеств, еды, календаря, веселья, жертвоприношений. Личина Хорса. Треба: деньги, зерно, м±д, мука, соль, вино, масло, свинина, козлятина, баранина, сало, хлеб, узорное печенье, блины, яйца, яблоки, крендели, баранки, сливы, вишни, кутья, узвар.

Кощей (Кош, Кощеище, Кащей, Вий, Вим, Шелудивый Буняка (на Волыни), Солодивый Бунио (Подолия), Аид (греч.), Аита (этрус.), Калм (эст.), Плутон (лат.), Балор (кельт.), Ruta (саам.)) - Бог подземного царства, подземного солнца. Противник Дажьбога. Супруг Мары. Порождение Чернобога. Треба: вино, масло, зерно, вода, железо.

Кривда (Ложь) - Богиня лжи, обмана, неправды. Дочь Суда и Недоли. Треба: козлятина.

Крышень (Кресень, Кришна (инд.), Сириус (лат.), Тишья (инд.), Тиштрйя (ир.), Сопдет (егип.), Сотис (греч.)) - Бог зв±зд. Сын Перуна и Додолы.

Купало (Купала, Купидон (лат.), Купалец, Купалич, Кулебозе, Купайло (укр.), Купалищ (белор.), Аллу (этр.), Апполон (греч.), Cupra (италийск.)) - Бог очищения, вожделения, любви, брачных пар; связан с водой и огнем. Личина Дажьбога. Брат Усеня, Радогоща, Коляды. Треба: курятина, орехи, чеснок, м±д, цветы-венки, горох, хлеб, блины, пироги, зерно, узорное печенье.

Купальница (Купава) - Супруга Купалы.

Лада (Ладо, Лето (греч.), Адити (инд.), Латония (греч.), Анна (брет.), Дану (ирл.), Дон (валл.), Мааема (эст.), Маддер-акке (саам.), Юман-ава (марий.), Уни (этр.), Мать-Сыра-Земля (русск.), Гера (греч.), Гея (греч.), Alado (польск.), Рато (крито-микен.), Юнона (лат.), Деметра (греч.)(?), Аль-Лат (араб.), Анахита (ир.), Анаит (арм.)) - Богородица, мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Женское воплощение Рода. Супруга Сварога. Богиня Земли. Треба: оладьи, каша, хлеб, сыр, м±д, говядина. конина, баранина, творог, оленина, масло, курятина, крупа, пироги, нити, уаорное печенье, шкурки куниц, ласок и соболей, зерно, яйца, пиво, платки. полотна, шерсть, сосуды, молоко.

Леля (Лелия, Hely, lleli, Lala (этр.), Ляля (белор.), Алпан (этр.), Лакшми (инд.), Афродита (греч.)) - Богиня девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюбл±нных, богатства, красоты, счастья. Дочь Лады. Супруга Семаргла. Треба: каша, хлеб, сыр, м±д, молоко, масло, сметана, творог, яйца, цветы.

Лют (Лед, Ляд, Lyada (польск.), Маворс/Марс (лат.), Арес (греч.), Тюр (сканд.), Ladon (чеш.), Turisas (фин.), Сканда (инд.)) - Бог боя, войны. Сын Семаргла и Лели. Треба: конина, говядина, оружие, пиво, железные вещи.

Мара (Марена, Коровья Смерть, Кикимора, Jambe-akka (саам.), Марцана, Маржана, Маржена (польск.), Муриена/Мармуриена (словац.). Мора, Маруха, Марана, Марина, Морена, Мармор (лат.), Мамерс (оке.), Гека-та/Церера (греч.), Ниррити (инд.), Мария (греч.), Моргана (брит.), Мэрроу (шотл.), Маря (латыш.), Smrtonoska (чеш.), Smertnica (луж.), Куга (серб.), Морриган (ирл.), Марыся (белор.), Marica (италий.), Хольда (герм.)) - Богиня Смерти, болезней, холода, зимы, зла, ночи, тьмы, ч±рного колдовства, гнева. Дочь Сварога, супруга Кощея, Велеса. Мать Обиды, Мсты, Карны, Жели, Угомона, Сна, Мора, Мороза, Лени. Треба: морковь, баранина, репа, кисель, говядина, конина, цветы, каша, вино, колачи, пряники, пирожки, корнеплоды, оладьи, ленты.

Мокошь (Макошь, Могошь, Макоша, Пугэс (хант.), Велесыня, Могущ, Мокошка (словен.), Mococize (луж.), Makosia, Mukes (полаб.), Муукс, Судьба, Пятница, Кармента (лат.), Клото (греч.), Верпея (лит.). Нортия (этр.), Урд (сканд.), Ардвисура, Анахита (ир.). Карта (латыш.)) -Богиня судьбы, счастья, несчастья, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охранительница коров. Связана с загробным миром. Жена Велеса. Сестра Доли и Недоли. Треба: каша, курятина, говядина, баранина, конина, шерсть, нитки, вино, платки, посуда, ленты, хлеб, м±д, молоко.

Мор (Марс (лат.). Смерть, Танатос (греч.), Грох (арм.). Map (инд.)) - Бог смерти, холода, болезней. Сын Мары. Треба как Маре.

Мороз (Морозко, Трескун, Студенец, Зюзя (белор.). Морок) - Бог зимы, снега, холода. Сын Велеса и Мары. Треба: кисель, каша, печенье, кутья, блины.

Мста (Маха (ирл.), Бадб (ирл.), Bodua (галл.), Бада (балт. слав.), Беда, Афина (греч.)) - Богиня мести, кары, войны, разрушений. Дочь Мары и Кощея. Воплощение - ч±рная ворона. Треба как Маре.

Недоля (Hecpeha (серб.). Лихо, Горе, Нужда, Злосчастье, Бессчастье, Декла (лит.), Морта (лат.), Атропос (греч.), Хельд, Скульд (сканд.)) - Богиня несчастливой судьбы, неудач, несчастья. Сестра Мокоши и Доли. Треба: каша, нити, пряжа.

Непра (Водица) - Богиня воды. Дочь Переплута. Жена Дуная. В соответствии с местным обычаем, ей да±тся имя реки данного края. Треба: каша, деньги, хлеб, молоко, пиво, вино.

Обида - Богиня обиды, беды. Дочь Мары. Сестра-близнец Мсты. Воплощение - ч±рная лебедь.

Opeй (Арий, Ар (арм.), Арьяман (инд.)) - прародитель белых людей, племени ариев (арийцев). Первочеловек (Первопредок). Сын Дажьбога и Живы. Требы как Роду.

Пелен (Покров, Оберег) - Бог оберегания, защиты. Сын Сварога. Отец Чура. Треба как Чуру.

Переплут (Поренут (?) (балт.). Водяник, Водищ, Черномор, Посейдон (греч.), Нефунс (этр.), Нептун (лат.), Ахти (фин.), Аруна (хет.), Варуна (инд.), Аутримпс (прусс.)) - Бог моря, мореходства. Отец Даны. Господин водяных. Треба: м±д, конина, гусятина, свинина, баранина, хлеб, масло, деньги (золото, серебро).

Перун (Гром, Перен, Пярун (белор.), Перон, Паром (словац.), Пераун (чеш.), Пиорун (польск.), Пирва (хет.), Парджанья (инд.), Пурьгине-паза (морд.), Перкеле (фин.), Перкунас (лит.), Перконс (латыш.), Фьергюн (сканд., имя Богини, восходит к имени Перуна), Паргнум/Паркунс/Перкунс (прусс.), Проно (балт.), Прохн (полаб.), Айке (саам.), Тоора (фин.), Туури (карел.), Таара (эст.), Сяхыл-Торум (манси.), Атям (морд.), Квазь (удм.), Pirchunis (скиф.), Хшатра вайрья (ир.), Вахагн (арм.), Тару (хет.), Тop (сканд.), Таранис (кельт.), Доннер (герм.), Додол, Додон) - Бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. Сын Сварога. Брат-соперник Велеса. Супруг Додолы. Отец Дивы, Крышня, Ситиврата. Треба: железо (оружие, подковы), вода, говядина, квас, петух, яйца, красное вино, каша, пироги, баранина, жир, сало, орехи, молоко, дичь, пиво, м±д, венки, зерно, золото, курятина.

Погода (Догода, Нот (греч.)) - Бог южного летнего ветра, хорошей погоды. Сын Стрибога. Треба сродни Стрибоговой.

Подага (Эвр (греч.)) - Бог восточного весеннего ветра. Сын Стрибога.Треба сродни Стрибоговой.

Полель (Лель, Люль, Кама (инд.). Амур (лат.). Эрос (греч.)) - Бог страсти, любви. Брат-близнец Лели. Треба сродни Купале.

Порвата (Юмале (лит.)) - Богиня плодородия. Супруга Поревита.

Поревит (Порович, Спорыш (белор.), Полевик, Янус (лат.), Puruvit (балт.), Перке-кугу-юмо (мари.), Юмис (латыш.), Кулсан (этр.), Пильвитус (прусс-). Добро) - Бог плодородия, начал, изобилия, успеха, богатства, удачи, жизненной силы, благополучия, союзов и договоров. Треба: яйца, курятина, баранина, хлеб.

Посвист (Позвизд, Посвыстач, Похвисций, Pochwisciel, Pochwist. Не-погода, Борей (греч-)) - Бог северного зимнего ветра - Сын Стрибога. Треба сродни Стрибоговой.

Правда (Дакшина (инд.). Юстиция (лат.)) - Богиня правды, истины, честности, верности клятве. Дочь Суда. Сестра Кривды. Треба: зерно, деньги, плоды.

Провей (Прове, Зефир (греч.)) - Бог западного осеннего ветра. Сын Стрибога. Треба сродни Стрибоговой.

Род (Рудра (инд.), Брахма (инд.). Коре (угр.), Танен (егип.)) - Верховное Божество (Deo Deorum), Творец вселенной. Исток Всему. Отец Сварога и Лады. Треба: овсяная каша, овсяный хлеб, хлеб, сыр, м±д. просо, борщ, пироги, вар±ная мука, лапша, творог, яйца, масло, пиво, кисель, оленина либо говядина, ягодное вино.

Родогощь (Радегаст. Радогоиц, Radichost (балт.), Радун, Ганимед (греч.)) - Бог гостеприимства, торговли, урожая. Личина Световита. Треба: пироги медовые, колобки, оладьи, блины, пиво, венки, м±д.

Рус (Рос) - Прародитель племени Русов. Сын Орея.

Сварог (Бог, Дид, Тиу/Тюр (сканд.), Дьяус (инд.), Ильмаринен (фин.), Ильмойллине (карел.), Инмар (удм,), Ен (коми), Юбмсл (саам.), Шкай (морд.), Шкай (мокш.), Истен (венг.), Кугу-юмо (мари.), Куми-Торум (угр.), Нишке (морд.-эрзя.). Всевышний, Zeus (греч.), Deus (лат.), Savitar (инд.), Ишвара (инд.), Ахура-Мазда (ир.), Арамазд (арм.)) - мужское воплощение Рода, Бог-Творец, Бог Неба, мудрости, покровитель брака и кузнечного дела, рем±сел. Бог, установивший закон Прави. Отец Богов. Супруг Лады. Треба: овсяная каша, курятина, пиво, пироги, зерно, сало, хлеб, пироги с курятиной, рыба (щука), лапша, крапива, ткань, молоко, творог, яйца, сыр, ягодное вино, овсяный хлеб, оленина.

Световит (Световид, Святовид, Святовит, Светозар, Свендовид, Vitelubbe (?) (балт.), Svatovit, Zwetobochus, Suentebueck) - Бог света, плодородия, урожая, осеннего солнца, зерна, боя. Сын Сварога. Треба: медовый пирог, вино, блины, м±д.

Святобор (Светобор, Гай, Лес, Бор, Дубыня, Ажуолрович (лит.), Сильван (лат.), Селванс (этр.), Вертидуб) - Бог лесов, боров, господин леших. Треба: яйца, щука, лебедь, хлеб, леп±шки.

Святогор (Светогор, Горыня, Калнавертис (лит.), Вертигор) - Бог гор, холмов, круч. Брат Святобора.

Семаргл (Огнебог, Огник, Агни (инд.), Акни (хет.), Игнис (лат.), Сефланс (этр.). Тул-он-кугу-юмо (мари.). Вулкан (лат.), Гефест (греч.), Сварожич, Атар (ир.), Руевит, Rugievit, Rinvit, Симаргл, Семиглав, Семик, Сим-рьгль, Раклий)- Бог огня, огненных жертвоприношений, тепла, кузнечного дела, покровитель жертвенников. Бог-посредник между миром людей и миром Богов. Треба: дрова, жир, благовония, баранина, хлеб (обязательно), зерно, масло, вино, молоко, орехи, каша.

Ситивpат (Ситиворот, Пиэсче-пас (морд.), Ситовень) - Бог дождя, плодородия (?). сын Додолы и Перуна. Треба: каша, холст, мак, деньги, соль, чеснок, пшеница, хлеб, борщ.

Сон (Гипнос (греч.), Унтамо (фин.)) - Бог сна. Супруг Др±мы. Отец Угомона (Покоя). Сын Велеса и Мары. Треба: говядина, пироги, ткань, вино, молоко, м±д.

Стрибог (Ветер, Ветрыла (белор.), Стриба, Саркис (арм.). Вата (ир.), Ват-Лунг (хант.). Туня-юмо (мари), Oado (кушан.), Pieggolmai (саам.), Vot-pop-ansux (манси.), Шу (егип.). Вайю (инд.)) - Бог ветра, воздушного пространства. Отец Посвиста, Провея, Погоды и Подаги. Супруг Немизы. Треба: лоскуты, ленты, крупа, зерно, мука, каша (у армян), хлеб (разбра-сываются куски ).

Суд (Усуд (хорв.), Дхарма (инд.), Каба-инмар (удм.). Вахт (арм.)) - Бог правосудия, справедливости, истины, законов. Отец Правды, Кривды и Родомысла (?). Треба: зерно, деньги, плоды.

Сурица (Сурья (инд.)) - солнечная Богиня радости, света (напиток сурья (м±д питный)). Супруга Хмеля. Дочь Дажьбога.

Торка (Салюс (лат.), Девасена (инд.), Нериене (лат.)) - супруга Бога Войны.

Триглава (Тригла) - супруга Трояна.

Троян (Траян, Триглав (балт.). Трояк (укр.). Третей, Диан Кехт (ирл.), Trzy (польск.), Трита Апья (инд.), Фрита, Фаридуи/Траэтона (ир.), Фаэтон (греч.). Тритон (греч.), Асклепий (греч.). Эскулап (лат.), Тройчан, Тр±хсын, Аурван (ир.), Дханвантари (инд.), Аушаутс (прусс.)) - Бог здоровья, целебных трав, знахарства. Связан с огнем и водою. Сын тр±х Богов (Сварога, Перуна, Белеса). Супруг Триглы. Покровитель времени и пространства. Треба: травы, молоко, конина, блины, цветы, полотна, полотенца, хлеб, яйца, зерно.

Тур (Вол, Торк (болг.), Tunipit (балт.)) - Бог-покровитель скота, игрищ, веселья, пляса, буйности, страсти. Сын Велеса и Макоши. Треба: блины, козлятина, пиво, вино, ленты, яйца.

Турица - супруга Тура.

Усень (Овсень, Авсень, Таусень, Усиньш (латыш.), Jesen (балт.), Уши (инд.), Ушас (инд.), Usil (этр.), РКитень (белор.), Ausel (италийск.), Ашвины (инд.)) - Бог весны, труда, покровитель коней, мостов, пахоты. Сын Зари и Утробога. Треба: жир, хлеб, молоко, м±д, пиво, подковы.

Утробог (Заребог, Ютрабог (польск.), Иотербог (зап. слав.), Uniwit (балт.)) - Бог утра, зари, суток. Супруг Зари.

Хмель (Месяц, Арма (хет.), Син (шум.), Кужух (хурр.), Meness (латыш.). Мен (фриг.), Мани (сканд.). Мах (ир.), Чандра (инд.), Ики (хант.), Этпос-Ойка (манси.). Сома (инд.), Хаома (ир.). Нектар (греч.)) - Бог хмеля. Супруг Сурицы. Треба: пиво, зерно, вино, цветы, говядина, конина (у иранцев), опара для теста.

Хорс (Хърс, Хръс, Харе, Хорос, Хрос, Хурс, Гурс. Гурк, Коре, Гелиос (греч.), Орш, Корша, Кърт, Kirt (нем.). Карачун (?), Керечун (карпатск.), Крачун (болг.), Kreuunu (рум.). Horse (италийск.), Херс, Хрс, Хрсовик (серб.), Хорус (чеш.), Гор (егип.)) -- Бог зимнего солнца, зерна, озимых, холодов, покровитель скота (особенно коней). Бог грома, хозяин чертей и волков. Треба: конина, говядина, оленина, свинина, блины, яйца, орехи, молоко, масло, кутья, хлеб, м±д, кисель, зерно, подковы, оружие.

Чернобог (Царнибу (балт.), Сурт (сканд.). Сет (егип.), Керемет (удм.), Омоль (коми.). Куль (перм.), Куль-Отыр (манси.), Кынь-Лунг (хант.), Zcerneboch, Черняк, Ангро Манью (ир.), Tiarnaglof, Церноглов (балт.)) - Бог Зла, лжи, ненависти, ночи. Противник Белобога и Вышних Богов. Требы как Маре.

Числобог (Кронос (греч.), Зерван (ир.)) - Бог времени, букв, чисел, календаря. Треба: зерно, плоды, пироги, вино, м±д, говядина.

Чур (Щур, Арсури (чуваш.), Велен-пас (морд.). Термин (лат.)) - Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага. Треба: зерно, хлеб, плоды, вино, м±д, курятина, лоскуты, борщ, каша, деньги.

Яже (Юша, Ящер, Яша, Шеша (инд.), Yesza (польск.), Jassa (польск.), Ажи Дахака (ир.), Аждаха (серб.). Ахи Будхинья (инд.), Бадняк (болт.), Аждахак (арм.), Лекеон (арм.). Левиафан (жид.), Ермунганд (герм.), Мехента (егип.)) - Змей, держащий землю. Брат Интры и Кощея. Треба: зерно, мясо, соль, вино, цветы.

Ярило (Ярила, Яр, Ерыло (белор.), Ярцы, Эрил (лат.), Liekio (фин.), Пергрубрюс (прусс.), Арес/Эрос (греч.), Герман (болг.), Яровит, Herovito (балт.), Herilus (италийск.), Ярко, Телепинус (хет.), Тарку (арм.), Геркле (этр.), Геракл (греч.). Геркулес (лат.), Фуфлунс (?) (этр.)) - Бог весеннего солнца, страсти, любви, деторождения, плодородия, скота, пивоварения, земледелия, ярости, войны, зверей. Треба: блины, оленина, конина, свинина, козлятина, курятина, говядина, узорный хлеб, пироги, печенье, леп±шки, семена, зерно, каша, молоко, яичница, пиво, цветы, ленты, овощи, м±д, чеснок, квас, пряники.

Ярица (Ярилиха) - супруга Ярилы.


P.S. Одна тематическая ссылочка:
http://www.pagan.ru/

Serodya
А про героев что-нибудь есть, хотя бы список?
Святогор, ПерЕсвет, Илья Муромец, и т.д.
Эхо
Ссылочка по былинам: http://www.lodya.ru/craft/byliny.html
А Пересвет - это уже историческое, Куликовская битва и т.п...
Turan
Не думал что эта тема вызовет столько энтузиазма:).При таком раскладе странно,что она не появилась намного раньше smiley.gif smiley.gif!
Serodya
ИМХО: Не хватает современных мифогероев, вроде И. Муромца, Д. Никитич и пр. Причем желательно на просторах ин-нета smiley.gif

З.Ы. Был так какой-то мальчик, который волосами автобусы таскал, но не то, не то...
Каллех
Эх, как это я такую тему упустила?  grin.gif
Но, более малоизвестной темы, наверное,  трудно себе представить. Нет ни одного источника, где черным по белому были бы записаны функции славянских богов. (кроме несколько предвзятого "Слова об идолах").
Serodya
То Каллех:
Это как раз тот случай, когда прошлое можно сделать самостоятельно smiley.gif
Каллех
То Serodya:
Нужно ли нам в таком случае подобное прошлое?  smiley.gif-->rolleyes.gif Фантазировать  можно в своих мечтах, но язычество - это очередная страница истории. А о времени язычества нам ничего толком не известно. Хотя, Лысые горы и шабаши на них - точно установленные факты. 
Serodya
Тогда ответ надо искать в сказках. Если что-то и осталось, то это так или иначе там будет отражено. Ведь все передавалось из уст в уста... wink.gif
Tari4
вот. единомышленники имеются, это хорошо. Моя любимая гадость - Мара. Самая приятная и понятная тварь. Вэйд, спасибо  за труды, Тюран - за тему. на досуге попробую откопать свои заметки об интересных обрядах и следах язычества в нашей жизни.
Wade
Tari4:
Всегда пожалуйста wink.gif

У меня Мара почему то вызывает антипатию. Может из-за маленькой девочки в книжках(Бушкова) про Сварога, а может просто из за половой принадлежности(но это навряд ли - Хель(сканд.) тоже дама, однако весьма занимательная и никак не неприятная).
Вобщем то я всегда симпатизировал Божествам "загробным", связанным со смертью.
Огнеяр
Цитата: (Каллех)

Но, более малоизвестной темы, наверное,  трудно себе представить. Нет ни одного источника, где черным по белому были бы записаны функции славянских богов. (кроме несколько предвзятого "Слова об идолах").


Люди добрые, с чего ж вы это взяли, что нет первоисточников? Вы их искали? У Иггельда несколко полок изданий первоисточников, не считая их обсуждений.

Зайти на Pagan.ru религия не позволяет, да? У меня там есть раздельчик "библиография", часть книг можно купить прям оттуда.

Есть и раздел "библиотека", где часть оных источников выложена. Просто один я не справляюсь, слишком много работы...

Блэйз
Огнеяр, умело завуалированная реклама? А в остальном: за ссылку спасибо. я вот о ней не знал вовсе.
Огнеяр
Какая уж там реклама...
Ссылка дана выше, там где список богов.
А потом пошло странное обсуждение, мол, нет первоисточников...

Кстати, я этот форум тоже нашель случайно smiley.gif

Magik
Боже, боже.  grin.gif Как интересно!!! Пока всех богов запомнишь, мозги вскипят. Мне бы эту информацию, да пораньше раскопать. А то делала реферат как раз на эту тему, из всей массы славянских богов у меня был лищь жалкий огрызок.
Fenica
Реальными источниками по язычеству древних славян имхо могут быть только источники дохристианской Руси. Все летописи, которые есть в наличии на данный момент, христианского периода и писались монахами, то есть предвзято в отношении религии, и кроме того, что язычество - вещь не очень хорошая, с точки зрения порядочного христианина, там не сообщается ничего о пантеоне и функциях славянских богов.

Если брать зарубежные источники, то сперва, надо доказать, что речь в этих источниках идет о славянах. Так к примеру, высказывается мнение, что ранее 6 века н.э. нельзя с точностью утверждать, что речь идет о славянах, так как доказать, что венеды/венеты - это славяне - не реально, а в 6 в. в источниках появляется название "склавины/славины", то есть можно утверждать, что речь идет о славянах. И опять же, если религияи упоминается, подробного описания не дается (Иордан, Прокопий Кесарийский, Псевдо-Маврикий и Менандр).

К тому же боги, упоминающиеся в летописях не всегда имеют славянские корни. К примеру, упоминавшиеся в Повести временных лет Хорс и Симаргл - иранского происхождения.

Исследования по данному вопросу есть у В.Н. Топорова, Е.Е. Левкиевской и Ю.М. Лотмана.
Каллех
Огнеяр, первые упоминания о славянских богах - в трудах Прокопия Кесарийского от 6 века. Из его "Войны с готами" следует, что они поклонялись какому-то богу - творцу молний (без имен), в жертву ему приносили быков. Но что бы что-то можно было назвать источником нужно, по крайней мере, один маааленький факт, этот источник должен соотноситься по времени с периодом  язычества. Некие поминания есть в "Повести временных лет", но сведения там несколько неполные и предвзятые и носящие свои цели в отношении язычества. Интернет-источники у меня вызывают вежливое недоумение, а так называемому Велесову лучше не относить к источником, а то по выражению моего лектора, ученых просто "стошнит от смеха".
Огнеяр
Уважаемая Каллех!
Интернет - источников в природе не существует, как как Сеть - транпортный страт, а не порождающий. Ссылки на источники даны в конце большинства статей, причем, на источники вполне бумажные.

Есть на сайте и свидетельства Прокопия и другие источники.

Все изложеные факты соотносятся с периодом язычества. Последний термин кажется мне столь же странным, как период геометрии или геологии. Язычество - мировоззрение, оно зависит не от эпохи, а от личностных свойств человека.

Вероятно, Вы имели в виду период до появления христианства. Однако, от появления еще одного культа язычество никуда не делось.

» а то по выражению моего лектора, ученых просто "стошнит от смеха".

Знаете, есть ученые, а есть наученные. Мне жаль Вашего лектора, если он составляет мнение о предмете, которого не знает, и выдает его ученикам, как мнение научного сообщества. Мое мнение о ВК можно посмотреть у меня на форуме, я не хочу навязывать его другим.

Однако замечу, для настоящего ученого понятия авторитет и научная школа не определены. Для него есть только истина.

Уважаемая Fenica!

Объясните мне, малоумному, о каком иранском происхождении слов Хорс и Семаргл может идти речь, если эти слова лингвистически старше Ирана? Может быть, вы имеете в виду скифское происхождение? Значит, саксонские вожди Хенгист и Хорса - выходцы из Ирана?

Говоря о времени старше 4 века, ны должны четко для себя определить, о чем мы говорим. До этого периода слово словяне, скорее всего, не вуществует (обоснование у Трубачева), но сами народы с неба не свалились. Более того, из Геродотовой Германики мы можем сделать вывод, что на тот период разница между, к примеру, баварцами и лютичами не больше, чем нынешняя разница между "москалями" и "хохлами".

»Реальными источниками по язычеству древних славян имхо могут быть только источники дохристианской Руси.

Увы, эти источники околонаучной тусовкой отвергаются без изучения. "У славян не могло быть великой дохристианской культуры", это, к сожалению, цитата. Сейчас мы, кажется, нашли еще несколько источников, причем есть оригиналы, но и они наверняка приняты не будут, Школа, [цензура]...




Fenica
Цитата: (Огнеяр)


Все изложеные факты соотносятся с периодом язычества. Последний термин кажется мне столь же странным, как период геометрии или геологии. Язычество - мировоззрение, оно зависит не от эпохи, а от личностных свойств человека.


Однако, после принятия христианства язычество, как религия, перестала существовать, по крайней мере на Руси, нельзя же считать двойственное славянское христианство язычеством. А христианство заняло твердую на долгие столнтия. Сейчас же, если не ошибаюсь, всякое идолопоклонничество иминуется неоязычеством, и не факт, что имеет корни в язычестве славянском.

Цитата:

Объясните мне, малоумному, о каком иранском происхождении слов Хорс и Семаргл может идти речь, если эти слова лингвистически старше Ирана? Может быть, вы имеете в виду скифское происхождение? Значит, саксонские вожди Хенгист и Хорса - выходцы из Ирана?


Вот мнение сотрудника Академии Наук профессора И.Н. Данилевского, написанного и обоснованного им в его работе:
http://www.lants.tellur.ru/history/danilev...evsky/d07_2.htm
Огнеяр
Уважаемая Fenica!

Я знаком не только с аргументами этого профессора-норманиста, но и с доводами его много более уважаемых коллег. Более того, если бы Вы сказали что-то вроде "по наиболее вероятной гипотезе слово Семаргл...", Я бы не стал возражать. Но Вы привели это как ФАКТ, между тем, как это всего лишь гипотеза, главное достоинство которой в том, что другие гипотезы обоснованы еще меньше.

Самым, на мой взгляд, слабым местом этой гипотезы является предположение о "ираноязычности" скифов. Меж тем, доказательства этого существуют только в отношении паралатов и нескольких других южноскифских народов. Трубачев в Indoarika достаточно убедительно показал, что северное причерноморье - область распространения именно индоарийских диалектов, из которых Хорт (Хорс) этимологизируется куда как лучше.

Как по вашему, что означает слово ХОРОшо? И почему его сравнительная форма тоже связана со светом, ЛУЧЬше? Это тоже из Ирана?

С Семарглом же совсем нехорошо. Данилевский некритически цитирует Топорова, который, в свою очередь, без ссылки на автора, высказывает Рыбаковскую гипотезу об идентичности Семаргла, Переплута и изображенной на миниатюрах крылатой собаки. Но это одна из самых слабых гипотез Борса Александровича. Если Вас интересует ее разбор, приходите ко мне на форум.
Цитата:
всякое идолопоклонничество иминуется неоязычеством, и не факт, что имеет корни в язычестве славянском.

Трижды не верно.
1) Идолопоклонничество никак не связано с язычеством. Это форма упрощенного отправления любого религиозного (и не только) культа, и наряду с обрядоверием легко обнаруживается в Исламе (поклонение камню Каабы), христианстве, как западном (статуи святых), так и восточном (иконопочитание) и других "мировых" религиях.
2) Я сильно ошибусь, если предположу, что Вы живете в одной из столиц, и не являетесь поклонницей длительных (километров по триста) пеших прогулок? В нашей огромной стране немало мест, где о христианстве слышали примерно столько, сколько средний москвич о культе вуду. Приезжал лет 200 назад какой-то странный тип, всех водой брызгал.
А есть и такие места, например, на нижней Волге, Литве или в Полесье, где и по сей день НЕПРЕРЫВНО продолжается традиция славянского языческого служения (не говорю уж о Марийском, к примеру).
3) Неоязычество - термин не очень грамотных христианствующих религиоведов, не сумевших корректно перевести слово neopaganism. Термин этот вызывает известное раздражение у практиков, поскольку значительная часть язычников считает его намеренным оскорблением, попыткой поставить язычество в один ассоциативный ряд с неофашизмом, неоколониализмом, нуворашами и прочей дрянью.

А на "долгие столетия" можно только улыбнуться. Наша вера, усложняясь и преобразуясь, существует столько, сколько существует Человек Разумный, то есть только в Европе около 30 тысяч лет. Основу ее заложили еще Великие Волки, а это, поверьте было ОЧЕНЬ давно. И говорить, что она исчезла только потому, что несчастных две тысячи лет назад возник еще один культ, рассыпавшийся на сотни ответвлений вскоре после смерти его основателей - извините, но очень по-детски.
Каллех
Уважаемый Огнеяр, ответьте мне на такой вопрос. О каком язычестве (исконном, я имею в виду) можно сейчас говорить, если половина археологических находок непонятного назначения сразу же приписывается к культовым. Это говорит о смерти язычества как такового, а современные попытки воссоздать язычества, имея современные понятия о мире просто ненаучно. Люди слишком изменили свои взгляды на жизнь. Даже то, что мы сейчас считаем душой под воздействием религий спасения уже не та душа, что имелась в виду нашими далекими предками, когда в могилу клал все, что только может пригодиться, в том числе и жен с конями. Это и есть их мировоззрение, вы так же поступаете?

А назвать Данилевского «профессором-норманистом» как-то язык не поворачивается. Вы возможно, не совсем правильно поняли его взгляды?       
Огнеяр
Уважаемая Каллех!
Цитата:
если половина археологических находок непонятного назначения сразу же приписывается к культовым

Чувствуется, с полевым фольклором Вы знакомы smiley.gif Но, если серьезно, кем относится? Узкими специалистами (в лучшем случае), знакомыми с реальной жизнью народа, в основном, понаслышке. А ведь специалист, как известно, подобен флюсу.
Как вы  думаете, если такой ученый узнает, что в соседней деревне по рецепту тысячелетней давности до сих пор производят антибиотик, по силе эквивалентный пенициллину, какова будет его реакция? Черта с два он пойдет туда, он лучше еще раз лепестки на височных кольцах пересчитает. Помните трипольские тройные чашечки "ритуального происхождения? На сей раз в точку, они до сих пор используются в обрядах. Признаюсь, столкнувшись с этим, я был изрядно ошарашен. Но, какие это обряды, нашим историкам не интересно. Лучше сочинить какой-нибудь «основной миф», и доить с него дивиденды, как со льдины.
K сожалению, позиция большинства околоакадемических ученых сводится к следующему: «и если завтра обнаружат черта, который взмахом хвоста зашкаливает амперметр, я не пойду на него смотреть, даже если его найдут в коридоре около моего кабинета». Этих людей жизнь интересует только с позиции соответствия теориям их школы. Работать с мертвым предметом куда проще, чем с живым человеком.
В результате мы недавно потеряли последних носителей «зоревой» медицины, навсегда ушли многие секреты северных трав, зато в деревнях до сих пор христианствующие отморозки жгут знахарей. Живьем.
Цитата:
Это говорит о смерти язычества как такового

Это говорит только о нежелании видеть за деревьями лес. Напоминаю еще раз, у нас не прекращалась (хотя и сильно ослабла) жреческая традиция. Не надо ничего «воссоздавать», надо людей слушать.
Я понимаю, что наша страсть к «реконструкции», в том числе и к реконструкции мифологии, может создать впечатление, что мы пытаемся «воссоздать язычество». Это одна из причин, по которым традиционалы не любят городских язычников. Но это – не язычество, а этнография. Полесскому традиционалу не нужна обрядовая рубаха, чтобы войти в нужное душевное состояние – он в этом состоянии вырос. А вот горожанам необходимы внешние стимулы, никуда не денешься. Мы отравлены городом, этого нельзя избежать, но надо учитывать.
Цитата:
Люди слишком изменили свои взгляды на жизнь

Да ну? И в чем же это изменение?
Цитата:
Даже то, что мы сейчас считаем душой под воздействием религий спасения уже не та душа, что имелась в виду нашими далекими предками, когда в могилу клал все, что только может пригодиться, в том числе и жен с конями

А Вы знаете, что мы, язычники подразумеваем под душой? Ответьте на детский вопрос, из скольких частей состоит душа?
А то, что и сейчас в могилу кладут мобильники, крошат яйца, родичи кидают по горсти земли – это для Вас новость? Не верю. Просто Вы, как и многие уверенные в своей современности люди не замечаете элементов язычества, как не замечаете воздуха, пока он есть.
Цитата:
Это и есть их мировоззрение, вы так же поступаете?

Про мировоззрение Вы у них спросили, или сами «реконструировали» его? &#61514;

Не сердитесь, если я был резок. Очень обидно, когда человек, относящийся к научному сообществу (а я его все еще очень люблю, хоть и порастерял уважение во многом) берет пример с мракобеса Кураева – досочиняет за оппонента его позицию и доблестно ее опровергает.

Цитата:
Вы возможно, не совсем правильно поняли его взгляды?


Вполне возможно. Я знаком с ним только по его книгам, которые оставили весьма гнетущее впечатление своим неуважением к мнению тех, кто думает иначе. Это, конечно, не Шнирельман, но читать второй раз не хочется. Допускаю, что в жизни он вполне достойный человек. Но его след в мире – его книги…


Svetloff
Да, запстела эта тема!давненько тут никого небыло!=\ Я тут так почитал, оказывается моих знаний о древней Руси тут хватило бы на МАХ1 минуту обсуждения!=)
Кстати Яга у некоторых племен считалась неким злым духом и описывалась не так как знем сейчас ее мы, один частокол у домика чего стоит: говорили что вокруг ее дома частокол из костей, на которых весели черепа з живыми глазами, да и сама она была далеко не мловидной старушкой, мягко сказать!=)))

ЗЫ: А о язычестве как таковом скажу одно, не известно какая религия точно приведет человека в рай, какая в ад, я лично больше христианской доверяю!!!Но каждая религия имеет право быть, ведь каждый человек сам выберает свой путь!! Здесь главное без фанатизма, фанатизм до добра не доводит!!!
Ортанс
Цитата(Fenica @ 12.02.2005, 16:17) *

Реальными источниками по язычеству древних славян имхо могут быть только источники дохристианской Руси. Все летописи, которые есть в наличии на данный момент, христианского периода и писались монахами, то есть предвзято в отношении религии, и кроме того, что язычество - вещь не очень хорошая, с точки зрения порядочного христианина, там не сообщается ничего о пантеоне и функциях славянских богов.


Ну почему же? А куда тогда деть "Слово о полку Игореве" -- которое прямо-таки дышит язычеством? Куда деть убранство православных домонгольских храмов? И не только их? Да в конце концов описание расправы Ольги с древлянами, по сути своей языческое (хотя Повесть временных лет была составлена после крещения Руси)?
Уж больно вы бросаетесь источниками.
Джоуль
Не то чтобы не люблю славянскую мифологию...не люблю, как её стараются показать нам русские авторы. Почему-то чаще всего используеться неказистый, занудный былинный мотив со смесью старославянского и современного языка. Почему бы не писать мифы на нормальном, приемлимом для восприятия современному человеку, наречии? Ведь почти все мифы и легенды других стран написаны - нормально!!!

Р.С Может кому-то "еврасья солнышко сизоокое, князешко..." и нравится, но почему-то все авторы пишут старославянским не только имена, но и весь текст... =))) Хотя авторы современные, вроде...
Svetloff
Кстати о "Повести временных лет", я уже не впервой натыкаюсь на мнение, что большинство фактов в этом источнике перевернуты с ног на голову в выгоду правителя того времени и его династии. Многие историки считаюи, что переврали там ой как много, поэтому опираться на нее, пытаясь узнать точные события, не имеет особого смысла.
Джоуль
Это "Повесть" о том, как история перерождается в мифологию.=))) Воть такая вот мутация.
Яххана
Обряды славян
Свадебный обряд - По славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах предварительно договорившись с нею о похищении: "Схожахуся на игрища... и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены". Затем отцу невесты жених давал вено - выкуп за невесту. За день до свадьбы будущая тёща печёт курник, посылая его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха. В предсвадебный день никаких увеселений не происходит. Все тщательно готовятся к веселью. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на неё свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху. Вскоре свадебный поезд подъезжает к воротам. Дружка жениха стучит в ворота, вызывает хозяина и говорит, что, мол, охотимся на зайцев, да один заяц махнул к тебе за ворота, надобно-де отыскать. Жених усердно ищет спрятанного "зайца" (невесту), а, отыскав, и испросив благословения у родителей, сажает в свадебный поезд и едет на венчание. Долгое время "венчание" в греко-кафолической церкви с обязательной проповедью про "семейное счастье" какой-то там израильской семьи, не считалось настоящим венчанием, ибо люди долго ещё с почтением относились к обычаям СВОИХ предков. Степан Разин, например, отменил церковное "венчание", повелев венчаться вокруг дуба. Венчание происходило после полудня, ближе к вечеру. В это время мать жениха готовила в клети брачное ложе: вначале настилала снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросала кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставились кадки с мёдом, ячменём, пшеницей, рожью. Всё подготовив, будущая свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке. 21 сноп означает "огненную страсть" (утроенная семёрка, число Огня), кунья шуба должна была волшебным образом разжечь страсть у невесты, точно так же, как и шкурка куницы или ласки. Обратите внимание на названия зверьков, чьи шкурки использовались в волшебных .целях, по-видимому, ещё с общеиндоеропейских времён, если не раньше. Куна (куница) - того же корня, что и латинское cunnus, норка - то же, самое, только иносказтелъно, и, наконец, ласка собственно и означает ласку. Ветвь рябины служит, во-первых, своего рода, очистительным средством, а, во-вторых знаком плодородия. Само слово венчание означает покрытие головы, венком (венцом). Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. Обряд называется "продажа сестриной косы". Около невесты садятся также "глазки" - две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т.е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте. Каждая из "глазок" держит в руках по блюду, завязанному платками концами в низ. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом две ложки и краюха хлеба. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, шли к храму или свещенному дубу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли коровай, на котором лежали сребреники. Позади молодых осыпало нёс чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала ещё и гостей. Раньше венчал жрец, брал невесту за руку, поручал её жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с мёдом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. Остатки мёда жених плескал в жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая: -"Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры"-. Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье. На почётном месте за свадебным столом всегда сидел деревенский знахарь или колдун. Однако, он занимал почётное место не из-за того, что мог, разозлившись от недостаточного к нему почтения, "превратить в волков свадебный поезд" (зачем колдуну поезда с волками?), а оттого, что как раз зачастую являлся потомком тех самых волхвов, на протяжении сотен лет венчавших наших прапрадедушек с прапрабабушками. По дороге домой молодые шли, крепко прижимаясь друг к другу, а гости попеременно дёргали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стояла жареная курица, но съедали они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось. Когда на стол подавали курник, то это означало, что настала пора - "Тетера на стол прилетела - молода спать захотела". В разгар веселья молодые уходили в клеть, где заранее было подготовлено брачное ложе. Под напудствие, молодожёны, захватив закутанный в рушник обрядовый коровай и курицу, закрывались в клети. У дверей с обнаженным мечом ходил дружка жениха, охраняя покой новобрачных.
Кунью шубу топтать!
Друг дружку толкать!
Здоровенько спать!
Весёленько встать!
После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удалялись в дом, но через некоторое время посылали узнать о "здоровье". Если жених отвечал, что он в "добром здоровье", значит "доброе" свершилось. "Весёленько встав", молодые приступали к еде. Взявши курицу, новобрачный должен был отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и коровая, молодые присоединялись к гостям, и веселье продолжалось. Дружка жениха читал благословения. Застолье заканчивалось игрищами, после которых те, кто ещё мог ходить, расходились по домам.

Обряд имянаречения - Если славянин или славянка с рождения были названы славянским именем, то обряд наречения проводить не нужно. Конечно, если нет необходимости наречь новым именем. Если же человек не был крещён или приведён к какой-либо другой чужой вере, то обряд наречения проводят следующим образом. Нарекаемый стоит лицом к Свещенному Огню. Жрец трижды окропляет родниковой водой лицо, чело и темя, произнося слова: "Яко тоя вода чиста, тако будет чисто лице; яко тоя вода чиста, тако будут чисты мысли; яко тоя вода чиста, тако будет чисто имя!". Затем жрец отрезает прядь волос у нарекаемого и кладёт их в Огонь, произнося при этом шёпотом новое имя. До того, как человек получит имя, никто, кроме жреца и нарекаемого не должен выбранное имя знать. После этого жрец подходит к человеку и громко произносит: "Нарцемо имя тебе...(имярек)". И так трижды. Жрец даёт наречённому горсть зерна для принесения требы и братину сурьи для поминовения предков. Славянин, который был до этого крещён, либо был приведён к какой-либо другой чужой вере, должен сначала пройти обряд очищения. Для этого усаживают человека на колени на колоду (он не Должен касаться коленями земли), обводят это место замкнутым кругом. Перед тем, как сесть в круг, нарекаемый снимает с себя одежду, обнажаясь по пояс. Круг чертится ножом, который потом оставляют в земле до окончания обряда. Как правило, перед началом наречения бросают жребий: достоин ли человек такой чести получить Славянское имя и перейти под покровительство Предков. Делается это следующим образом: жрец, стоя за спиной нарекаемого, трижды взмахивает топором над головой последнего, стараясь слегка коснуться лезвием волос. Затем бросает топор на землю за своей спиной. Если лезвие упавшего топора указывает на нарекаемого, то продолжают обряд. Если нет - откладывают наречение до лучших времён. Итак, если жребий выпал удачно, то нарекаемому слегка омывают голову родниковой водой, обносят посолонь огнём, осыпают зерном, делая очистительные движения руками. Очищение проводит жрец или трое жрецов. Обходят нарекаемого посолонь по кругу, держа свои правые руки над его головой. В это время они протяжно возглашают клич "Гой" - три раза. Подняв руки к небу, торжественно восклицают: "Нарцемо имя тебе...", далее произносится имя, выбранное общиной (по согласованию со жрецом), или имя, которое нарекаемый выбрал себе сам (опять же по согласию жреца). И так восклицают три раза. Круг разрывается, наречённому даётся горсть зерна для его первого жертвоприношения и ковш с мёдом для поминовения предков, под чьё покровительство он теперь переходит.

Похоронный обряд - Простейший похоронный обряд состоит в следующем: "Аще кто умряше, творят трызну надъ нимъ, и посемъ творяху краду велику (особый костёр, "крада" (крадущий из нашего мира положенные на него предметы) выкладывается в виде прямоугольника, высотой по плечи человека. На 1 домовину необходимо брать в 10 раз более дров по весу. Дрова должны быть дубовые или берёзовые. Домовина же делается в виде ладьи, лодки и т.д. Причём нос ладьи ставят на закат солнца. Самым подходящим днём для похорон считается пятница - день Мокоши. Покойника одевают во всё белое, закрывают белым покрывалом, кладут в домовину милодары и поминальную еду. Горшок ставят в ногах покойного. Покойник у вятичей должен лежать головой на запад), и възложахуть и на краду мертвеца сожжаху (Поджигает старейшина, либо жрец, раздевшись по пояс и стоя спиной к краде. Краду поджигают днём, на закате, чтобы покойный "видел" свет и "шёл" вслед за уходящим солнцем. Внутренность крады набита легковоспламеняющейся соломой и ветками. После того, как огонь разгорится, читается погребальная молитва:
Се сва оне ыде
А тужде отроще одьверзещеши врата ониа.
А вейдеши в онъ - то бо есе красен Ирий,
А тамо Ра-река тенце,
Якова оделяшещеть Сверьгу одо Яве.
А Ченслобог ученсте дне нашиа
А рещет богови ченсла сва.
А быте дне сварзеню
Ниже быте ноще.
А усекнуте ты,
Бо се есе - явски.
А сыи есте во дне божстем,
А в носще никий есь,
Иножде бог Дид- Дуб-Сноп наш...
По окончании молитвы все замолкают до тех пор, пока к небу не поднимется огромный столб пламени - знак того, что умерший поднялся к Сварге), а посем собравши кости (у Северян, например, принято было кости не собирать, а насыпать сверху малый холм, на котором устраивалась тризна. Бросив сверху оружие и милодары, участники тризны расходились, чтобы набрать в шлемы земли и насыпать уже большой могильный холм), вложаху в судину малу (глиняный горшок) и поставяху на столпе (в маленькой погребальной избушке "на курьих ножках") на путехъ (на пути из селения к закату солнца), еже творять Вятичн и ныне (обычай ставить избушки "на курьих ножках" над могилой сохранился в Калужской области до 30-х годов XX века)".

Обряды в честь мертвых - во многих славянских землях до сих пор сохранились следы праздников в честь мертвых. Народ ходит на могильники 1 Сухеня (Марта), в час рассвета и там приносит жертвы мертвым. День носит название - "Навий день" и также посвяшен Морене. Вообще любой обряд в честь мертвых имеет свое название - Тризна. Тризна по умершиим есть пир посвященный в их честь. Со временем славянскую Тризну, изменили в поминки. Тризна ранее представляла собой целый ритуал: На могильник приносят лепешек, пирогов, крашенных яиц, вина, и поминают мертвого. При этом, обычно женщины и девушки причитают. Причитанием вообще называют плачь по покойнику, но не безмолвный, не простой истерический припадок, допускающий потерю слез часто без звука, или сопровождаемый всхлипыванием и повременными стонами. Нет, это печальная песня потери, лишения, которой автор,сам потерпевший или понесший лишение. Автор таких причитаний, обливаясь горючими слезами об умершем родственнике, и будучи не в состоянии затаить в себе душевной тревоги падает на могильник, где скрыт прах, или ударяя себе в грудь, плачет, выражая на распев в форме народных песен, слово сказанное ею от всей души, от всего сердца, часто глубоко прочувственное, иногда даже носящее в себе глубокий отпечаток народной легендарности.

Плач дочери по отцу

Со восточной со сторонушки
Подымалися да ветры буйные
Со громами да со гремучими,
С моленьями да со палючими;
Пала, пала с небеси звезда
Все на батюшкину на могилушку...
Расшиби-ка ты, Громова стрела,
Еще матушку да мать—сыру землю!
Развались ко ся ты, мать—земля,
Что на все четыре стороны!
Скройся-ко да гробова доска,
Распахнитеся да белы саваны?
Отвалитеся да ручки белыя
От ретива от сердечушка.
Разожмитеся, да уста сахарныя!
Обернись ко ся да мой родимый батюшка
Перелетным ты, да ясным соколом,
Ты слетайко-ся да на сине море,
На сине море, да Хвалынское,
Ты обмой-ко, родной мой батюшко,
Со белова лица ржавщину;
Прилети-ко ты, мой батюшко,
На свой ет да на высок терем,
Все под кутисе да под окошечко,
Ты послушай-ко родимый батюшко,
Горе горьких наших песенок.

После причитаний устраивалась тризна. Есть также народные тризны, во время которых памятствует весь народ. В современности, народ совершает такую тризну на Радуницу или Великдень(Пасха). Песни, явства, и причитания доставляют отраду душам умерших и они за это, живым внушают полезную мысль или совет.
DEVANA
Кто-нибудь, скажите мне была ли богиня Летница у славян?
З.Ы. во всех источниках разное написано huh.gif  huh.gif
Яххана
Цитата
Кто-нибудь, скажите мне была ли богиня Летница у славян?

Интернет уверяет, что это жена верховного бога славян Перуна, она же Перуница, Громовица (http://paganism.msk.ru/gods/gods25.htm). Какие у нее были функции не написано.
Посмотрела еще в энциклопедии "Мифы народов мира", нет ни одного упоминания из трех имен.
От себя могу сказать, что если такая и была, то в раннеславянской мифологии, так как в позднеславянской (киевский пантеон) известен только один женский образ - Мокошь.
Райдо
А почему из славянской мифологии здесь рассматривается  только т.н. "высший пантеон"?
Были же божки, которые находились горааааздо ближе к народу.  Это домовые, банники, водяные, лесовики (они же лешие). Как раз с ними связано большинство славянских и про-славянских поверий, примет и т.п.   
Вольно цитируя Тортиллу, "кода я была ещё совсем юной и свежей", то бишь в детстве, знавала я одну старушку.  Она такие легенды про эту нечисть заворачивала - Кинг нервно курил в сторонке.
derisive.gif
Merlin8
Цитата(Ортанс @ 08.11.2006, 16:37) *

Да в конце концов описание расправы Ольги с древлянами, по сути своей языческое (хотя Повесть временных лет была составлена после крещения Руси)?

Здесь играет роль лишь традиционность древнерусской литературы, даже при нелюбви монахов-авторов Повести к язычникам-предкам, князья есть князья - отказываться от прошлого неествественно для древних русичей.
После принятия христианства, дейсвительно источников стало меньше, вся литература была в основном богослужебной, да и многие дощечки, книжечки на пергаменте погибли. Да и качество источников, их достоверность вызывает споры. Почти всё доходит до нас в списках (переписанным десятки раз, и возможно даже далёким от оригинала)
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.