Вот такой сюжет. Но актёры, но режиссёрская работа! Самого Гусева играет Алексей Баталов. Его лучшего друга, учёного Куликова - Иннокентий Михайлович Смоктуновский. И кроме них в фильме много талантливых актёров - Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков, Лев Дуров и другие. Все они сыграли роли пусть небольшие, но яркие, запоминающиеся. Нет ни одного актёра, который по отсутствию мастерства или по неопытности нарушил бы эту гармонию, испортил порученный ему эпизод.
А главные герои - Гусев - Баталов, Куликов - Смоктуновский. Господи, КАК они сыграли! За одну заключительную сцену в больнице можно отдать "9 роту", "Водителя для Веры" и все сериалы впридачу. Честное слово, можете считать меня снобом с устаревшими взглядами, но ТАК в России уже не играют. Ни в театре, ни в кино. Так тонко, так интеллигентно, с таким внутренним чувством такта, с таким ответственным отношением к роли, к зрителю уже никто и нигде не играет.
Вот Смоктуновский. Он умеет создать роль из многих нюансов - жестов (а руки у него красивые, как у пианиста), мимики, походки, интонации, голоса, а он у него неповторимый. Самое главное в актёре это не лицо, а голос! Так Смоктуновский его использует как музыкальный инструмент - где надо его голос мягкий и бархатный, где надо - звенящий как сталь, где надо - резкий и отрывистый. И из всего этого складывается роль - неповторимая роль умного, чуть легкомысленного, трусоватого и всё-таки очень доброго и отзывчивого человека, талантливого учёного.
Вот Баталов. Как он умеет передать характер, мысли, душу своего персонажа! Как у него прекрасно выверен, отделан каждый взгляд, каждый жест, каждая интонация персонажа!
А Татьяна Лаврова, которая играла жену Гусева! Она замечательно создала образ женщины с обыкновенными чувствами и мыслями, что гораздо сложнее, чем играть личность выдающуюся. Её героиня страдает от того, что муж целиком поглощён работой и не обращает на неё никакого внимания, что он возвращается домой за полночь, так что видятся они только утром. Но то, что Лёля Гусева женщина с обычными мыслями вовсе не значит, что она плохая - она очень любит своего мужа и искренне глубоко переживает его болезнь.
Есть в этом фильме несколько моментов, ничего вроде бы не значащих для развития сюжета, но всё-таки важных и бьющих зрителя в самую душу. В начале фильма проводится важнейший эксперимент на ядерном реакторе, в машинной сидят двое молодых лаборантов и наблюдают за показаниями приборов. Стоят вычислительные машины, мелькают огоньки - обстановка самая научная. И вдруг юноша кладёт свою руку на руку девушки. Это значит что как бы ни была развита наша цивилизация, как бы ни были совершенны механизмы - любовь будет существовать всегда.
А ближе к концу фильма другой момент. Гусев, герой Баталова уже больной и ослабевший идёт в институт, чтобы лично узнать, как проходят испытания. Жена, возвращаясь с работы домой всё время говорит ему, что всё идёт прекрасно, но она лжёт и Гусев это чувствует. И вот он идёт в институт и проходит мимо высоченной стены. Этот эпизод снят общим планом и фигурка Гусева, такая маленькая, идёт на фоне огромной каменной, прочной стены. Странные, страшные кадры. Что может сделать человек, когда над ним нависает такая стена - тяжёлая болезнь, неудачи в работе... Но сам Гусев не считает, что прожил жизнь напрасно и на вопрос отца, стоит ли его работа того, чтобы умереть за неё он отвечает: "Стоит."
Такой вот фильм. В нём так нежно и выразительно показаны и любовь, и настоящая мужская дружба. Без соплей и излишнего пафоса, просто, в одной фразе Куликова высказаны вся его привязанность к другу, всё уважение к нему: "Что, если бы весь мир состоял из Гусевых".
В одной газете я прочитала высказывание человека, рьяно защищающего идею того, что "Дозоры" - это то, что нужно российскому кинематографу. Он сказал, что требовать от актёров этих фильмов психологической игры есть полная глупость - съёмка-то в клиповом стиле! В "9 днях одного года" есть самая настоящая психологическая игра. И если ТАКАЯ ИГРА теперь не нужна, а нужна клиповость, то не пошли бы эти "Дозоры"... подальше. Они одного Смоктуновского-Куликова не стоят. Я после того, как посмотрела "9 дней одного года" плакала. А это со мной после фильмов бывает нечасто.
Воть. Всё это, разумеется ИМХО и многие могут не согласиться, а многие скажут, что я написала бессвязный и корявый отзыв. Что же, наверное это так. Мой отзыв далеко не так хорош, как фильм. Но если вы просто его прочитаете, я буду благодарна. А если вы захотите посмотреть фильм - я буду счастлива.
