Сегодня, 18 сентября, Православная Церковь отмечает день памяти преподобномученика Афанасия, игумена Берестейского. В этот день 361 год назад он был расстрелян недалеко от Бреста по приговору "каптурового суда" на основании подложного обвинения в сотрудничестве с восставшими казаками Богдана Хмельницкого. Реальной же причиной по сути убийства игумена было то, что на протяжении десяти лет своей жизни он самоотверженно и неуклонно отстаивал права православных в Речи Посполитой и выступал за полную ликвидацию унии.

Мы не знаем, из каких мест и из какого сословия происходил Афанасий. Его фамилия -- Филиппович -- встречается в относящихся к началу 17-го века документах города Бреста. Так же если судить по "Надгробку", который был составлен монахами Свято-Симеоновского монастыря, -- его родным городом был Брест.
Он получил отличное образование. Скорее всего он учился в одной из братских школ (в Бресте или Вильно), а также весьма вероятно, что он учился в иезуитском коллегиуме в Вильно. примерно с 1620 по 1627 год Филиппович являлся воспитателем и учителем Яна Фаустина Лубы, которого канцлер Лев Сапега и смоленский воевода Александр Госевский готовили в качестве очередного "предендента на московский стол". Догадавшись о том, что он воспитывает самозванца, Филиппович разочаровывается в мирской жизни, где царят обман и продажность, и уходит в монастырь. Его постригают с именем Афанасий. 10 лет он добросовестно служит в различных монастырях Великого княжества и Короны. Выполняя послушание в Купятицком монастыре, афанасий первый раз удостаивается откровения от образа Богородицы, Которая говорит ему идти в Москву, чтобы получить необходимую милостыню на ремонт монастырского храма. Афанасий выполняет это поручение, и в марте 1638 года оказывается в Москве, где очевидно был принят царём Михаилом. Однако не ясно, получил ли Афанасий в Москве просимое. Вообще пребывание афанасия вМоскве очевидно было чем-то омречено -- иначе как объяснить то факт, что православный монах выезжает из столицы государства, которое воспринималось как оплот православия, в "неделю цветную", т.е. в Вербное воскресения, прикрасно понимая, что Пасху он будет встречать в дороге? Или что тогда значила эта "цветная неделя" в 17 веке -- Фомино воскресенье?..
в 1640 году Афанасий становится игуменом Свято-Симеоновского монастыря в Бресте. Он начинает активно защищать права православных в этом городе, доходит с делом берестейского православного братства до высших чиновников и наконец выступает на Шестинедельном сейме 1643 года з довольно резкой супликой, призывая короля ликвидировать унию. Однако его выступление болезненнее всего восприняли именно православные иерархи, которые боялись, что такая критика повредит их более "дипломатичным шагам", и по их приказу он был схвачен и посажен под арест в подвалах дома некоего "одверного королевкаго Яна Желязовского" на улице Долгой. Одтуда Афанасий сбежал, бегал по улицам Варшавы, кричал "Горе отщепенцам и проклятым!" и был пойман опять же слугами наших архиереев около Краковских ворот, где его заталкали в грязь рва, побили нагами и оставили лежать до подхода подводы... 25 марта 1643 года, не май месяц как говорится... Однако следует отметить, что отношение митрополита Петра Могилы к Афанасию было скорее хорошим и покровительствующим (во время этих событий Могилы не было в Варшаве), поэтому когда афанасия привезли в Киев на суд духовной консистории, его практически сразу же оправдали и отправили обратно в Брест.
Не смотря на такого типа "вразумления", Афанасий не перестаёт "супликовать". Объяснение такого "упрямства" кроется скорее не в особенностях личного характера Афанасия (хотя в связи с этим как его только не обзывали историки 19-го века!), а в том, что для Афанасия это было просто выполнение поручения Богородицы, Которую он не мог ослушатся в силу своей веры. Богородица, уже после явления в Купятицах, несколько раз открывалась афанасию и повелевала ему идти к королю и донести до короля Божию волю -- если он не ликвидирует унии, то государству его придётся очень плохо, ну а пока есть время на исправление ситуации... Интересно то, что сам афанасий признаётся, что он от такой миссии не совсем в восторге, ему милей молитва в одиночестве в келье, а тут он должен идти к высшим особам и что-то передавать, доказывать, при чём такое, что королём может быть полностью не воспринято. Однако после некоторых сомнений и взвешиваний ситуации он решается идти... Помните, ветхозаветные пророки так же не сразу принимали на себя такой груз -- возвещать людям волю Божию здесь и сейчас. Нерешался Моисей, испытывал Бога Гедеон...
Афанасия сажают в тюрьму второй раз -- тепер это сделали светские власти яко бы в связи с делом самозванца Яна Лубы. Афанасий действительно был участником событий, связаных с посольством князя Львова. Именно афанасий передал письма Яна Лубы князю, письма, на основании которых послы затем обвиняли Лубу в самозванстве... В тюрме Афанасий пишит письма королю Владиславу IV и передаёт их через, например... Ежи Оссолинского. Я бы сказал -- это несколько круто для простого заключённого... ;-)
Что интересно -- некоторые из этих писем король не только читает сам, но и приказывает читать в слух во время обеда с сенаторами. Афанасий просит о встречи, и король уже было её назначил, но его отговорили от такой "авантюры" иезуиты. И с чего это они так резко забеспокоились по поводу встречи короля с каким-то там заключённым монахом, пусть даже и игуменом?.. Смею предположить, они почувствовали  угрозу, поскольку Афанасию, чтобы доказать необходимость анулирования унии, нужно было сначала показать ошибочность позиции католиков, еретичность папства как такового. И он много писалименно об этом королю, используя в своей аргументации мысли западных богословов и философов. В Диариуше есть цитаты Станислава Оржеховского, Юста Липсия, Альфонса де Кастро. Что-то очевидно Владислава зацепило в размышлениях Афанасия, король захотел встретиться, "ды не дали"... К тому же Афанасий очевидно был хорошо знаком с самим королюм не только на официальном уровне, да и не только с самим королём, но ии с ближайшим ему окружением, так что хоть как-то повлиять на короля Афанасий мог...
В конце концов афанасия отправляют в Киев, где он в 1646 году собирает вместе практически всё, им написанное за эти годы, а так жедокументы, касательные его деятельности, и обработав этот материал, предоставляет "на суд" митрополиту Петру Могиле в виде так называемого "Диариуша".
Потом Афанасий возвращается в Брест. Летом 1648 года его ариестовывают за якобы сбор пороха для казаков, и пользуясь сумятицей межкоролевья и военного времени, расстреливают по приговору "каптурового суда" недалеко от деревушки Гершоны в 5 км. от Бреста.

Текст Диариуша -- здесь.
Статья в Православной Энциклопедии.

http://community.livejournal.com/17_century_ru/40135.html