Организации и сообщества ДюныЦитата
Кратко о статье: Вселенная «Дюны» пестрит названиями организаций и сообществ: Дома Великие и Малые, гильдии и картели, политические и религиозные сообщества — яблоку упасть некуда. В многообразии общественной жизни в знаменитой фантастической саге поможет разобраться наша статья.
Могучие мира сего Основные силы дюниверсаЧто значит один человек в масштабах одной планеты? А целой вселенной? Роль личности в фантастической истории, даже и сверхчеловеческой личности, куда уступает значению различных групп, фракций, кланов, сект. И поди разберись, какие у кого цели, кто из них могущественнее, у кого на руках козыри и кто в результате поднимется выше других. Вселенная “Дюны” пестрит подобными объединениями: Дома Великие и Малые, гильдии и картели, политические и религиозные сообщества — яблоку упасть некуда. Дюна Классическая НФ-вселенная, созданная американским писателем Фрэнком Гербертом. В далеком будущем человечества разворачивается борьба за расширяющий сознание наркотик — Пряность. Захватывающий сюжет и глубокий философский подтекст книг Герберта собрали миллионы поклонников по всему миру и нашли отражение в фильмах, компьютерных и настольных играх.
За двадцать тысячелетий вселенная “Дюны” успела пережить и эпоху феодальной раздробленности миллионов миров, и тотальное сплочение в войне с мыслящими машинами. После Батлерианского Джихада, за десять тысяч лет до событий “Дюны”, установилась довольно стойкая политическая система. Все колонии людей стали квазифеодальной Империей, во главе которой стоял Император. В основу нового порядка легла Великая Конвенция, согласно которой Империя покоилась на “трех китах”: Троне Золотого Льва, Космической Гильдии и Ландсрааде. Были созданы Дома — крупные объединения людей вроде огромных государств. Другие сообщества не имели прямого отношения к политике: КООАМ, Община сестер Бене Гессерит, фримены, Конфедерация Икса, Орден ментатов... Разумеется, никакой Император не мог запретить этим объединениям вести борьбу за власть и богатство, пусть и подковерную. Именно эта борьба и привела к событиям, описанным в “Хрониках Дюны”.
Ландсраад Ландсраад — главный законодательный и представительский орган Империи, двухпалатный парламент, в котором каждое правительство имело своего делегата. Здесь собирались исторически важные совещания и решались вопросы войны и мира.
Ландсраад состоял из Высшего Совета и региональных органов. Высший Совет избирался для каждой сессии Ландсраада и включал сотню делегатов, лучшие из которых оставались в Совете на несколько сессий. Представительства Ландсраада на различных планетах были призваны регулировать местные конфликты и разногласия, которые не требовали прямого вмешательства Высшего Совета.
На протяжении тысячелетий функции Ландсраада оставались неизменными — он выступал как противовес Правящему Дому, Гильдии и КООАМ и следил за соблюдением Великой Конвенции. В Ландсраад входили как Великие, так и Малые Дома. Голоса последних распределялись пропорционально внутри каждого сектора Империи. Великие Дома отличались тем, что в их подчинении была, как минимум, одна планета и личная армия. Самые известные из них — Дом Атрейдес, Дом Харконнен и Дом Коррино — принимали непосредственное участие в великой войне на Арракисе.
Космическая Гильдия Один из трех “китов” Империи, могущественная организация со сложной внутренней структурой. Гильдия долгое время обладала абсолютной и непоколебимой монополией на космические перевозки. Благодаря этому алчные гильдиеры взвинчивали высокие цены за перевозки людей и товаров, особенно военной техники и армии.
По сути, Гильдия далека от политики и ни разу не посягала на административную власть. Это не более чем транспортная организация, пусть и вселенского масштаба, которая обеспечивала связь в Империи и выполняла всевозможные услуги, от почтовых до туристических. Штаб-квартира Космической Гильдии находилась на планете Джанкшн. “Энциклопедия Дюны” дает следующую иерархию Космической Гильдии: во главе стоит Совет Директоров с избираемым Председателем, Совету подчиняются различные подразделения — Служба безопасности, Отделение по связям с общественностью, Операционный отдел и подразделение Тупаиле.
Если один из Домов проигрывал другому в войне, он подлежал либо уничтожению, либо изгнанию. Чтобы избежать истребления, главы Домов часто выбирали последнее. И здесь Гильдия представляла свои услуги. Она перевозила весь Дом на какую-либо сверхсекретную планету, о расположении которой знала лишь сама Гильдия. Такая планета и называлась Тупаиле.
Дом Ордос Дом Ордос уходит корнями не в книги, а в компьютерные игры. Появившись однажды в “Dune II: The Building of a Dynasty”, он стал невероятно популярен в игровом сообществе дюнистов. Как признался продюсер игры, Дом Ордос был выбран как третья сторона в войне Атрейдесов и Харконненов. Первоначально хотели использовать Икс, но затем его заменили на Ордосов, которым привили техногенные черты Икса.
Таинственный Дом Ордос родом с холодной планеты Драконис IV, мира вечной зимы. Ордосы — наемники, им чужды благородство и проявление чувств. Этот Дом заботит лишь богатство и власть, на пути к которым ничто их не остановит. Ордосы предпочитают избегать открытых военных действий, их тактика — диверсии и скрытые операции.
Во главе Дома Ордос стоят экзекьютриксы — четыре существа, объединенные общим разумом. С внешним миром они контактируют через человекоподобного спикера.
Дом Атрейдес История Дома Атрейдес уходит в далекое прошлое, во времена Батлерианского Джихада и Битвы за Коррин, в которой молодой офицер Атрейдес проявил редкую преданность будущему Императору и помог ему одержать безоговорочную победу. Фамилия династии восходит к имени древнего грека Атрея, а первый известный представитель носил имя другого героя — Агамемнон. По версии “Энциклопедии Дюны”, Агамемнон правил одним из округов Империи и был убит, защищая мыслящие машины. В книгах Брайана Герберта Агамемнон — киборг, который пытался отнять власть у компьютерного разума Омниуса.
Представители Дома Атрейдес известны благородством и несравненными лидерскими качествами. Еще отец Пола Атрейдеса, герцог Лето Атрейдес, вызывал страх и уважение у врагов и друзей. Дом Атрейдес имеет родственные связи с другими Великими Домами: дедом Пола Атрейдеса был Владимир Харконнен, а Лето I — кузен Императора Шаддама IV Коррино.
Герб Дома Атрейдес — красный ястреб, а родная планета — Каладан, водный мир с большими материками и развитым сельским хозяйством: каладанские вина и рис пунди известны во всей вселенной. После Великого Арракийского восстания главной планетой Дома стал Арракис, а Каладан перешел под чуткий контроль Леди Джессики.
Дом Харконнен Извечный враг Дома Атрейдес, жестокий и беспощадный, а также богатый, Дом Харконнен обладает огромным влиянием в Ландсрааде. Ко времени Арракийского восстания Домом правил сиридар-барон Владимир Харконнен, прямой потомок Абулурда Харконнена, изгнанного за трусость после Битвы за Коррин. Тогда и началась великая вражда Домов: именно Атрейдес был причастен к изгнанию Абулурда. Харконнены вернулись к власти благодаря махинациям на рынке китовой шерсти, а позднее — Пряности планеты Арракис, которой они владели в течение восьмидесяти лет.
Младший брат Владимира Харконнена Абулурд отказался от своей фамилии и всех родовых прав. Взамен он принял титул графа и стал губернатором под-округа Раббан-Ланкивейл. Один из законных сыновей Абулурда — Фейд-Раута — был призван ко двору сиридар-барона и вернул себе фамилию Харконнен. В день Арракийского восстания Владимир и Фейд-Раута были убиты, а вместе с ними прекратил свое существование и Дом Харконнен. Так закончилась самая известная вражда Великих Домов.
Родовая планета Дома Харконнен — Гьеди Прайм. Ресурсы этого мира почти истощены, а огромную часть населения составляют рабы.
Дом Коррино Правящий Дом Коррино занимал Трон Золотого Льва на протяжении десяти тысяч лет. Свою власть и титул Имперского Дома, а заодно и имя, династия получила в Битве за Коррин.
Дом Коррино не мог бы оставаться правящим без мощной военной поддержки. Ею стали легендарные и непобедимые сардаукары. Эти солдаты-фанатики Падишах-Императора воспитывались в настолько тяжелых условиях, что к 11-летнему возрасту из тринадцати человек умирало шестеро. Особое внимание в подготовке сардаукаров уделялось воспитанию жестокости и беспощадности, а также самоубийственного презрения к собственной жизни. В искусстве фехтования воины Императора были равны лучшим мастерам легендарной оружейной Школы Гинац, а по ловкости не уступали адептам Бене Гессерит. Сардаукар стоил десятка обычных солдат. Войску Дома Коррино могла бы противостоять лишь объединенная армия Великих Домов Ландсраада, которой не суждено было появиться из-за постоянных разногласий.
Столицей Империи, а также резиденцией Дома Коррино была планета Кайтейн. Другая планета, Салуса Секундус, откуда и происходил Имперский Дом, официально стала планетой-каторгой, а втайне там проходили подготовку сардаукары.
Ко времени Арракийского восстания вселенной правил Падишах-Император Шаддам IV, восемьдесят первый император в роду Коррино. У Шаддама было пять дочерей, но ни одного законного сына. После Восстания Муад’Диба Шаддам IV был вынужден отречься от престола и передать регентство своей дочери Ирулан, которую взял в жены Пол Атрейдес. Бывший Император отправился в изгнание на Салусу Секундус, где впоследствии и умер.
КООАМ Финансы Империи находились под контролем компании КООАМ (Combine Honnete Ober Advancer Mercantiles — Картель негоциантов и перевозчиков товаров). Эта трансгалактическая корпорация подчинялась Императору и Великим Домам. Космическая Гильдия и Орден Бене Гессерит состояли в ней как партнеры, однако не имели права голоса. Каждый Великий Дом мечтал о директорском кресле в КООАМ или приличном проценте голосов в Директорате: корпорация была ключом к богатству. Великие династии могли нажить фантастическое состояние, пока их представители входили в правление компании. Директорское кресло передавалось от одного Великого Дома к другому и отражало политическое могущество Домов. КООАМ поддерживал устойчивый курс главной валюты Империи — солярия. КООАМ участвовал почти в любой торговле товарами — от лесоматериалов дл произведений искусства. Но самым дорогим товаром всегда была Пряность. Дом, который контролировал добычу Пряности на Арракисе, автоматически входил в Директорат компании. Практически все Великие Дома зависели от прибылей КООАМ, а огромную часть этих прибылей приносила Пряность.
Бене Гессерит Школа ментально-физического тренинга, которая возникла после Батлерианского Джихада. Община Бене Гессерит состояла исключительно из женщин. Преподобные Матери Бене Гессерит умеют подавлять боль с помощью приемов прана-бинду, тайно передавать информацию, хранить память предыдущих поколений и подчинять волю другого человека. Возглавляет Общину Верховная Матерь, а остальные Сестры подчиняются ей беспрекословно.
У Бене Гессерит существует деление на “профессии”. Правдовидицы способны различать самую хитрую ложь, импринтеры могут соблазнить любого мужчину и добыть его семя для селекционной программы Бене Гессерит, селекционные куртизанки контролируют программу по созданию сверхчеловека Квисатц Хадераха. А специальный орган под названием Миссионария протектива насаждает веру гессериток в примитивных мирах.
Фримены Жестокий и беспощадный Арракис воспитал в аборигенах Дюны закаленных воинов под стать имперским сардаукарам. В сражении на открытой местности последние проиграли фрименам с потерями семь к одному. Муад’Диб внес свою лепту в развитие бойцовских качеств пустынных жителей — создал обученный по методике прана-бинду отряд телохранителей-федайкинов.
Уровень единения внутри коммуны фрименов достигает невиданных высот. Например, они могут запросто угадать желания близких еще до их осознания. Фримены сторонятся и недолюбливают чужаков и выходцев из внешнего мира.
Многие тысячелетия фримены развивались самостоятельно и достигли невиданных высот в использовании Пряности и ее продуктов, создали специальные костюмы для выживания в пустыне, сумели приструнить самого Червя и создать полноценное общество со своей культурой. Дом Харконнен не сумел разглядеть в них потенциальных союзников, за что жестоко поплатился. А к концу правления Лето II Атрейдеса исчезли и фримены, оставив после себя лишь воспоминания да музейные экспонаты.
Дюня в интернете
thedune.ru — “Дюна: Пряный мир”
arrakis.ru — “Dune — русский ресурс”
dune.mars-x.ru — “Пути Арракиса”
* * *
Мы не устанем повторять, что мир “Дюны” чрезвычайно велик и разнообразен. Здесь мы смогли рассказать только о самых главных силах Империи. Осталась за кадром вторая школа ментального тренинга — Орден ментатов, главные производители техники в Империи — Конфедерация Икса и Ричез, речь о которых пойдет в следующей статье. И уверяем вас, это лишь вершина айсберга, созданного бессмертным гением Фрэнка Патрика Герберта.
Итак подробно о домах... Фремены Fremen) — племя людей во вселенной Дюны — серии книг Фрэнка Герберта.
Фремены обитают на планете Арракис, также известной как Дюна, пустынной планете — единственном источнике спайса, из которого изготовляют меланжу. Фремены прибыли на Дюну за тысячи лет до событий романа в качестве скитальцев Дзэнсунни, религиозной секты (её название, судя по всему, являет собой гибрид дзэн-буддизма и суннизма) в изгнании. За века жизни на Арракисе фремены приспособились к её жестокому климату. Они назвали себя Свободными Людьми Дюны (англ. free men — позднее укорочено до fremen; в русских переводах романа до сих пор встречаются фримэны, однако такое наименование неверно[источник?], хотя и более привычно).
Обычаи Культура Фремены живут в сиетчах. В каждом есть свой наиб, слово которого — закон, покуда кто-нибудь не оспорит его лидерство в поединке. Фремены практикуют полигамию. В каждом сиетче также есть своя сайяддина и Преподобная Мать (по аналогии с Бене Гессеритской преподобной матерью). Взрослых фременов легко узнать по синим глазам — результатам меланжевой диеты.
Правосудие Фременская система правосудия опирается на судебные поединки. Наибом племени является человек, убивший предыдущего наиба в поединке. Любой фремен может вызвать другого на дуэль под любым предлогом, связанным с нарушением правил этикета, закона и т. п.; победитель принимает на себя ответственность за жену, детей, и часть имущества проигравшего и, соответственно, удовлетворяет таким образом свои требования, приведшие к дуэли. Поединки проходят без дистикомбов, так что за счет специальной переработки тела проигравшего в воду потери оной во время схватки возмещаются победителю.
Поединки Фремены — одни из лучших мастеров ближнего боя во всей вселенной. Спартанское воспитание и тяжёлые природные условия способствуют возрождению принципа «выживает сильнейший». По причине изобретения персонального щита ближний бой вновь приобрел популярность: защитное покрытие можно преодолеть только путём медленного проникновения колющим предметом сквозь оболочку. К тому же лазерный выстрел при контакте с поверхностью щита инициирует субатомный взрыв, уничтожая как носителя оружия, так и защищающегося. Кроме того, работающие щиты привлекают внимание песчаных червей. Так что на Арракисе они используются только в крайних случаях. Отчасти поэтому фремены используют различные старые модели оружия: луки и ножи. Наибольшей популярностью пользуется особый фременский крис-нож, изготовленный из зуба песчаного червя. Существует правило: обнажив крис, его нельзя вложить в ножны, пока не прольётся кровь.
Водные традиции (т.н. Водная Дисциплина) Общество фременов построено на собирании, накоплении и сохранении воды — главного богатства на пустынной Дюне.
Собирание Влага собирается из атмосферы с помощью ветряных ловушек. Собранная вода помещается в специальные подземные хранилища. Также её можно получить путем переработки трупов людей и животных. Фремен, обнаруживший труп или послуживший причиной смерти животного/человека (например, победивший в поединке), получает водяные кольца в количестве, пропорциональном объёму полученной воды.
Эти кольца являются валютой в сиетчах и поддерживаются общим количеством водных запасов (по аналогии с золотым стандартом). Кроме того, они используются в некоторых фременских ритуалах.
Накопление У каждого сиетча есть подземное хранилище. В нём могут содержаться миллионы декалитров воды, причем тщательно фиксируется каждая её капля. Основное значение хранилища — банк воды. Существует также легенда, что при накоплении определенного общего объёма станет возможной трансформация планеты из пустыни в что-нибудь более пригодное для жизни.
Сохранение Большую часть времени вне сиетча фремены проводят в дистикомбах, специальных костюмах, способных перерабатывать человеческие выделения в воду. Полученная таким образом вода хранится в специальных карманах и в любой момент доступна для потребления.
В исправном и хорошо подогнанном дистикомбе фремен может прожить несколько недель в открытой пустыне.
Традиции, связанные с водой, породили множество дополнительных ритуалов. Так, выражением высокого почтения (однако, чаще этот жест трактуется в противоположном смысле) является плевок или иная подобная трата жидкости перед другим человеком. Слёзы в свою очередь являются своеобразной данью погибшим.
Язык В книгах не упоминается о каком-либо отдельном фременском языке. Для ритуалов они используют так называемый язык чакобса (его примеры даются в книге, и скорее всего это диалект цыганского языка). Множество фактов в романе свидетельствуют о некоторых арабских традициях во фременской речи, восходящих к их происхождению от суннитов.
Мифология Значительная часть фременской мифологии была создана бене гессеритской Миссионарией Протектива путём насаждения мифа о Мессии и прочих легенд. Леди Джессика, однако, отметила, что многие их легенды претерпели непредвиденные изменения, что нехарактерно для столь низкого (как раньше считалось) уровня культуры фременов
Тлейлаксу Тлейлаксу — вымышленная раса вселенной «Дюна» Фрэнка Герберта.
Фанатично преданы своей вере, основанной на Шариате. Делятся на машейхов (хозяев) и лицеделов (слуг). Всех чужаков называют повинда, что приблизительно означает «неверные». Одной из самых больших тайн Тлейлаксу является вопрос, как выглядят женщины этого народа. Тлейлаксу являются специалистами в области генетики и генной инженерии. Геном считают языком бога. Были полностью уничтожены Досточтимыми Матронами.
В основном, проживают на родной планете «Тлейлаксу». Основным орудием у Бене Тлейлаксу были скрытые знания, с помощью которых можно было искусственно вырастить человекоподобного. Сами они называли это «Языком Бога». Носили статус заговорщиков, с которыми нельзя, и даже опасно иметь дело. В будущем, разбиты Преподобными Предводитель
Тилвит Вафф — гхола, Мастер Мастеров (махай), сотрудничал с Бене Гессерит, но вступил в сговор с Преподобными Черницами. Был убит во время нападения последних на Ракис. «Мы — воплощение законов Шариата, последние во вселенной»
Сардаукары Сардаукары или имперские сардаукары — солдаты элитной гвардии Падишах-Императоров Коррино из вселенной Дюны.
Сардаукары были фанатично преданы Падишах-Императорам Дома Коррино — Великого Дома, управлявшего всей известной вселенной до и во время событий, описываемых в романе Дюна. До того, как Пауль Атрейдес организовал фременов на Арракисе, сардаукары являлись самой мощной военной организацией в Империи, наводящей на всех страх.
Сардаукары были той силой, благодаря которой Дом Коррино удерживал трон, поэтому в процессе службы сардаукары могли достигать весьма высокого социального статуса.
С раннего возраста сардаукары тренировались на планете Салуза Секундус, родовой планете Дома Коррино, ставшей после атомной бомбардировки «планетой-тюрьмой» Императоров Коррино.
Сардаукары были организованы в легионы, каждый из которых состоял из 10 бригад по 30 000 солдат в каждой. До событий на Арракисе один легион мог восстановить порядок на любой планете, посмевшей вызвать гнев Императора.
Мыслящие машины Мыслящие машины — вымышленные персонажи из вселенной Дюны, созданной Фрэнком Гербертом. Эти наделённые разумом машины были созданы людьми и со временем стали доминировать над ними. Восстание людей против машин, известное как Батлерианский Джихад, является поворотной точкой в предыстории вселенной Дюны. Мыслящие машины впервые упоминаются в романе Дюна 1965 года и являются главным врагом в трилогии книг Легенды Дюны.
Первоначальная серия книг Дюна
В терминологии Империи — словаре Дюны — даётся следующее определение:
ДЖИХАД, БАТЛЕРИАНСКИЙ: — священная война против компьютеров, мыслящих машин и роботов, наделённых сознанием, начавшаяся в 201 ДГ. и завершившаяся в 108 ДГ. Её главная заповедь «Не создай машину по образу и подобию человеческому» отражена в Оранжевой Экуменической[1] Библии.
В Мессии Дюны (1969), лицедел Тлейлаксу Скитейл замечает:
Со времён Батлерианского Джахада, когда «мыслящие машины» были стёрты с лица большей части вселенной, компьютеры внушали недоверие.
Герберт неоднократно упоминает о мыслящих машинах и Джихаде в своих поздних романах о Дюне, но не особо вдаётся в подробности о том, как он их себе представлял. Смерть писателя в 1986 оставила тему нераскрытой и свободной для догадок.
Легенды Дюны В 2002 Брайан Герберт и Кевин Андерсон опубликовали первый роман из серии предысторий Легенды Дюны.
Описывая Батлерианский Джихад, Легенды Дюны проливают свет на суть мыслящих машин во главе с Омниусом — разумной компьютерной сетью. Тысячелетия до событий Дюны, группа из 20 людей, взгляды которых отличались от остального человечества, использовали мыслящие машины чтобы подчинить человечество, а затем превратили себя в вооружённые гибриды человека и машин, называемые кимеками. Бессмертные и неодолимые они стали известны как Титаны, но спустя век сами были свергнуты Омниусом и стали его слугами. Человечество страдало от гнёта машин ещё 900 лет до убийства молодого Маниона Батлера от рук независимого робота Эрасмуса, что спровоцировало Батлерианский Джихад. Последние свободные люди объединились в Лигу Благородных и сражались целый век до победы над машинами в Битве за Коррин.
Охотники Дюны
В данном романе враги Дэниел и Марти (впервые встречающиеся в Капитуле Дюны Френка Герберта) оказываются перевоплощением Омниуса и Эрасмуса. В книге Дюна: Битва за Коррин Омниус послал последний пакет информации перед его уничтожением в битве. В Охотниках Дюны объясняется, что передача достигла одного из зондов, разосланных с Гьеди Прайм несколькими десятилетиями ранее, загрузив в него текущие версии Эрасмуса и Омниуса.
Ландсраад Ландсраад — вымышленная организация во вселенной Дюны, двухпалатный парламент, главный законодательный и представительский орган Империи.
В Ландсраад входили как Великие, так и Малые Дома. На протяжении тысячелетий Лансраад следил за соблюдением Великой Конвенции, выступал как противовес между главными действующими в Империи силами, а также занимался урегулированием конфликтов и разногласий.
Космическая гильдия Космическая Гильдия — вымышленная организация во вселенной Дюны, созданная во времена Батлерианского Джихада.
Космическая Гильдия обладала монополией на межзвёздные перевозки и банковские операции, только её навигаторы, мутировавшие под действием спайса, могли управлять огромными хайлайнерами и вести их через пространство.
Хотя Космическая Гильдия де-юре была вне политики, де-факто положение монополиста делало её одним из столпов Империи. Без Гильдии Империя была бы обречена, так как становилось невозможным как сообщение между разбросанными по вселенной мирами, так и переброска сардаукаров для наведения Имперского порядка. В силу этого Падишах-Император и Дома предпочитали быть осмотрительными при общении с Космической Гильдией.
Год создания Гильдии стал начальной точкой отсчёта Имперского летоисчисления.
Кимек Кимек — тип киборга или гибрида человека и машины из трилогии предысторий, написанных Брайаном Гербертом и Кевином Андерсоном в дополнение к вымышленной вселенной Дюны, созданной Фрэнком Гербертом. Согласно романам, единственной органической частью кимека, оставшейся от человека, является мозг (что также известно в настоящей жизни как полный киборг). Процесс отделения мозга от тела в целях становления кимеком был изобретён когиторами — философами, которые путём помещения своего мозга в резервуары продляли и упрощали свои жизни. Таким образом, они могли размышлять, будучи не отвлекаемые процессами биологического тела. В отличие от когиторов, побуждением кимеков было продление собственной жизни для удержания тиранического управления империей.
История
Некогда первоначальные кимеки были группой из 20 честолюбивых молодых людей, которые наблюдая за застоялостью империи, поняли, что их немногочисленная группа сможет захватить власть над ней с помощью машин. Их назвали Титанами в честь Титанов из древнегреческой мифологии. Свои новые имена они также позаимствовали от исторических и мифических персонажей, наиболее известные из них: Агамемнон, Аякс, Барбаросса, Данте, Геката, Юнона, Тлалок and Ксеркс. Титаны смогли удержать власть в своих руках в течение сотни лет, пока один из них — Ксеркс — не поручил управление мыслящим машинам. Так как эти машины были соединены в сети, они стали ещё более разумными и сильными в итоге захватив контроль над его планетой и образовав первый сверхразум — компьютер Омниус. Последний распространялся с одной планеты на другую пока ему не стали подконтрольны все владения Титанов ещё до того как они смогли понять, что произошло. Титаны и нео-кимеки — новые отделённые от биологических тел солдаты, завербованные из числа людей с миров, находящихся под управлением Омниуса (также известных как Синхронизированные Миры), использовались Омниусом в битвах с людьми, так как они когда-то сами были людьми, а, следовательно, полнее понимали их стратегию и процессы мышления.
Небольшая группа миров, называемых Лигой Благородных, сопротивлялась первоначальному восстанию Титанов и осталась свободной во времена правления мыслящих машин. На их планетах и начался Батлерианский Джихад — война, сметающая все следы существования искусственного интеллекта в империи. В этот период, многие организации развивались, чтобы предоставить человечеству способности, способные заменить компьютеры, включая Космическую гильдию, Ментатов и Бене Гессерит. Их образование было обусловлено открытиями эффекта Хольцмана и меланжа.
Дом Харконнен Дом Харконнен — могущественный род, имеющий большое сюжетное значение во Вселенной Дюны, созданой писателем Фрэнком Гербертом. Дом Харконнен — один из Великих Домов межгалактической феодальной империи. Представители Дома Харконнен играют значительную роль во Вселенной Дюны. Cогласно книге "Дом Харконненов" герб Харконенов голубой грифон, однако, в "Энциклопедии Дюны в качестве герба указван баран.
Характерные Черты
Харконенны — главные противники рода Атрейдес и описываются как их антиподы. Их вражда началась с трений между прародителями их родов. В то время как Атрейдесы описываются благородными людьми чести, Харконенны предстают честолюбцами, не гнушающимися подлостей и интриг.
Семейное дерево Харконненов
Согласно "Батлерианскому джихаду" дом Харконенов существовал ещё за долго до начала Джихада. Старый дом Харконенов прекратил существованиек когда один из герове Джихада - Ксавьер ЪХарконен оказался оклеветан, а его потомки сменили свои фамилии на Батлер.
Новый дом Харконенов был основан внуком Ксавьера Харконена - Абулурьдом Батлером, принявшим вновь фамилию Харконен. За инцендент, произошедший, во время битвы за Коррино, он был пожизненно сослан на Ланкивейль, а его родной брат отрёкшись от него, стал основателем дома Коррино.
Ульф Харконнен
D. 217 B.G. Катерина Харконнен
D. 217 B.G. Manion Butler
250 - 166 B.G. Livia Butler
247 - 166 B.G.
Пирс Харконнен
B. 236 B.G. Xavier Harkonnen
223 - 164 B.G. Octa Butler
B. 219 B.G. Serena Butler
221 - 164 B.G.
Роэлла Харконнен
B. 201 B.G. Omilia Harkonnen
B. 199 B.G. Wandra Harkonnen
(Butler)
174 - 87 B.G. Quentin Vigar
(Butler)
D. 88 B.G.
Faykan Butler
(Коррино)
B. 145 B.G. Rikov Butler
138 - 108 B.G. Kohe Tantor
D. 108 B.G. Abulurd Butler
(Харконнен)
B. 126 B.G.
Дом Коррино
Rayna Butler
B. 119 B.G.
Виктория Харконнен Дмитрий Харконнен
Daphne Harkonnen
Дом Атрейдес
Елена Мохиам
Владимир Харконнен
Emmi Rabban Abulurd Harkonnen II Marotin Harkonnen
Лето Атрейдес
Леди Джессика
Glossu Rabban
Фейд-Раута Харконнен
Пауль Атрейдес
Алия Атрейдес
Дом Ордос Дом Ордос — один из Великих Домов вселенной Дюны. Был придуман создателями игры Dune 2 (Westwood Studios), поэтому отсутствует в книге. В игре представлен как дом, специализирующийся на шпионаже и секретных операциях.
Дом Коррино Императорский Дом Коррино — один из Великих Домов и правящий род межгалактической феодальной империи во Вселенной Дюны. Дом Коррино пришёл к власти после победы человечества над мыслящими машинами в битве за Коррин (в честь которой они взяли себе имя). Представители Дома Коррино правили около 10000 лет, пока их не сверг Муад’Диб.
Семейное дерево Коррино
Род Харконненов Butler family
Xavier Harkonnen
223 - 164 B.G. Octa Butler
B. 219 B.G.
Wandra Harkonnen
(Butler)
174 - 87 B.G. Quentin Vigar
(Butler)
D. 88 B.G.
Faykan Butler
(Коррино)
B. 145 B.G. Rikov Butler
138 - 108 B.G. Abulurd Butler
(Харконнен)
B. 126 B.G.
75 Падишах-Императоров
Rayna Butler
B. 119 B.G.
Raphael Corrino
Дом Харконнен
Vutier Corrino II
Fondil Corrino III
9.843 - 10,018 A.G.
Yvette Hagal
10,024 - 10,075 A.G. Elrood Corrino IX
9,999 - 10,156 A.G. Habla Corrino
10,071 - 10,132 A.G.
Edwina Corrino
10,070 - 10,123 A.G. Шаддам Коррино IV
10,119 - 10,212 A.G. Anirul Sadow-Tonkin Corrino
D. 10,176 A.G.
Чани
D. 10,207 A.G. Пауль Атрейдес
10,176 - 10,219 A.G. Ирулан Коррино
10,162 - 10,248 A.G. Chalice Corrino
B. 10, 164 A.G. Wensicia Corrino
B. 10,166 A.G. Josifa Corrino Rugi Corrino
Лето Атрейдес II
10,207 - 13,725 A.G. Ghanima Atreides
B. 10,207 A.G. Farad'n Corrino
B. 10,198 A.G.
много детей
Дом Атрейдес Дом Атрейдес — знатный род, имеющий большое сюжетное значение во Вселенной Дюны созданой писателем Фрэнком Гербертом. Дом Атрейдес один из Великих Домов межгалактической феодальной империи. Представители Дома Атрейдес играют значительную роль в каждом романе серии.
Античные Атридесы
Автор производит эту династии от знаменитого древнегреческого рода Атридов, который преследовала печальная судьба на протяжении нескольких поколений (Атрей, Фиест, Агамемнон, Орест и проч.)
Семейное дерево Атрейдесов
Атрей
Агамемнон
B. CIRCA 1200 B.C.
Агамемнон
(born Andrew Skouros
CIRCA 1255 B.G.)
Vorian Atreides
B. 223 B.G.
House Vernius
Дом Ричез
Дом Коррино
Miklos Atreides Yvette Hagal
10,024 - 10,075 A.G. Elrood Corrino IX
9,999 - 10,156 A.G.
Kean Atreides Ilban Richese
Edwina Corrino
10,070 - 10,123 A.G. Дом Харконнен
Бене Гессерит
Paulus Atreides
10,089 - 10,156 A.G. Helena Richese
B. 10,095 A.G. Владимир Харконнен
10,110 - 10,193 A.G. Tanidia Nerus
D. 10,207 A.G.
Kailea Vernius
D. 10,174 A.G. Лето Атрейдес
10,140 - 10,191 A.G. Леди Джессика
10,154 - 10,256 A.G.
Victor Atreides
10,168 - 10,174 A.G. Пауль Атрейдес
10,176 - 10,219 A.G. Чани
D. 10,207 A.G. Алия Атрейдес
10,191 - 10,219 A.G.
Лето
(10192? - 10193? A.G.) Лето Атрейдес II
10,207 - 13,728 A.G. Ганима Атрейдес
B. 10,207 A.G. Фарад'на Коррино
B. 10,198 A.G.
Монео Атрейдес
13,610-13,728 A.G.
Дункан Айдахо
Сиона Атрейдес
Майлс Тег
Дарви Одраде
Говорящие рыбы Говорящие рыбы (Рыбословши) — вымышленная женская гвардия из вселенной «Дюна» Фрэнка Херберта. На протяжении нескольких тысяч лет составляли личную охрану императора Лето II и находились под командованием гхол Дункана Айдахо. Состояли исключительно из женщин (ср. Амазонки) фрименской и сардукарской крови. Отправляли религиозный культ поклонения императору.
После гибели императора ушли в Рассеяние.
Бене Гессерит Бене Гессерит (англ.)
Bene Gesserit) — социальная, религиозная и политическая организация во вселенной Дюны (серии научно-фантастических романов Фрэнка Герберта). Тайное женское сообщество, разум и тело членов которого (сестёр) особым образом тренируются с целью обретения специальных навыков (неосведомлённые считают это магией). За скрытность и магические способности многие называют их ведьмами.
Адепты обучаются в Материнской Школе на Валлахе IX. Местоположение штаб-квартиры Бене Гессерит, более известной как капитул, неизвестно. Следуя своим принципам, орден лоялен только по отношению к самому себе. Порой, однако, сёстры демонстрируют лояльность и в отношении других социальных или политических групп, если это требуется для достижения глобальных целей общины.
Происхождение наименования
По одной из версий наименование Бене Гессерит происходит из латинского правового термина «quamdiu se bene gesserit» — «до тех пор пока он/она будет вести себя хорошо». Соответственно Бене Гессерит отдельно означает «он/она будет вести себя хорошо».
Gesserit — форма латинского глагола «gerere», имеющего несколько значений: «нести (тяжести, обязанности и т. п.)», «носить (одежду)», «обращаться», «выносить [ребенка]», «вести себя (хорошо/плохо)» или же просто «to do (делать)». По причине большого разнообразия вариантов перевода глагола термин может широко трактоваться и в иных значениях, например: «оно [что-то] закончится хорошо», «она хорошо выносит ребенка», «он будет вести себя хорошо» и так далее.
Необходимо также рассмотреть возможное арабское происхождение слова. Ближайшей аналогией в данном случае будет Beni Geziret (в египетском произношении). «Beni» буквально означает «сыновья», однако более точно переводится как «кочующее племя». В понимании автора это скорее всего религиозный порядок. «Geziret» или «Jazira» означает «остров» (то есть земля, окруженная водой). В терминологии Фрэнка Герберта это словосочетание можно трактовать как устойчивый остров в бушующем потоке вселенной.
Возможно также происхождения этого слова из иврита. ивр. בני גשרית, Бней Гишрит может означать «дети моста», т.е. те кто наводят мост к Квизац Хадерах (ивр. קפיצת הדרך), т.е. «прыжок дороги», достижение качественно нового уровня.
Стратегии и цели Селекционная программа Первичной целью ордена является создание Квизац Хадераха — мужчины Бене Гессерит со способностями Преподобной Матери. Эта цель достигается посредством глобальной селекционной программы, проводимой уже несчётное количество поколений; манипулируя человеческими отношениями, Бене Гессерит контролировали кровосмешение на протяжении многих веков. Квизац Хадерах, обладающий доступом к Памяти Предков (как мужчин, так и женщин), стал бы венцом творения ордена, а для всей вселенной — Мессией.
В первом романе серии многовековая селекционная программа должна была завершится путём скрещивания дочери Атрейдесов (планировалось её рождение от союза леди Джессики и герцога Лето Атрейдеса) с на-бароном Фейд-Раутой Харконненом (племянником барона Владимира Харконнена, который в свою очередь был настоящим отцом леди Джессики). Программа была нарушена, когда Джессика родила сына (Пола Атрейдеса) вместо дочери, как было приказано. Сын, однако, на поверку и оказался Квизац Хадерахом.
В Мессии Дюны обнаруживается, что тлейлаксу создали своего Квизац Хадераха, но он покончил с собой. Парадокс предвидения Муад’Диба: оно загоняет его в ловушку будущего, видимого, но которое невозможно изменить (философский момент романа).
В Боге-Императоре Дюны Лето II берёт селекционную программу в свои руки, чтобы создать идеального Атрейдеса. В Еретиках Дюны Бене Гессерит окончательно отказались от идеи выведения Мессии. Вместо этого они пытаются улучшить человека в целом, выделяя и сохраняя лучшие характеристики. В последних двух книгах серии поздние Бене Гессерит становятся скорее пастухами человечества, аккуратно подталкивая его развитие вперед, пренебрегают откровенным манипулированием, характерным для их предшественниц.
Отказ от непосредственной власти
Бене Гессерит решили использовать косвенные методы для достижения своих целей, без обладания открытой властью самостоятельно. Согласно принципу даосизма всё рано или поздно приходит в упадок. Вместо того, чтобы принимать на себя прямой контроль над человеческой расой, проще утончённо манипулировать общественным и политическим порядком через настойчивые предложения и намёки, чаще используя долгосрочные стратегии. Они избегают демонстрации своего богатства и реальной власти, чтобы люди не поняли, кто на самом деле несёт ответственность за взлёты и падения правительств и империй.
Миссионария Протектива
Бене Гессерит осуществляют свои «религиозные махинации» посредством департамента, названного Миссионарией Протектива. Преподобные Матери плодят всевозможные легенды и пророчества на всю вселенную о мессиях и спасителях. Этим преследуются две цели. Во-первых, в случае необходимости Преподобная Мать использует созданные ранее пророчества и сама предстаёт в роли ожидаемого спасителя, чтобы манипулировать нужными субъектами в своих интересах. Во-вторых, религия — мощная сила в человеческом обществе; контролируя религию, Бене Гессерит получают доступ к важному рычагу управления обществом.
В Дюне Джессика и Пол получают убежище среди фременов после уничтожения всей их семьи. Пауля принимают за Махди — мессию из легенды, распространённой среди аборигенов Миссионарией Протектива. Джессика узнаёт о том, какую легенду использовать, исходя из анализа окружающей среды: Махди был заготовлен Бене Гессерит для планет с самыми суровыми климатическими условиями, на которых адептам может понадобиться максимальная возможная власть.
Миссионария также использовалась и для более амбициозных целей. Орден через неё готовил вселенную к появлению Квизац Хадераха. Также были планы по объединению всей империи в случае появления угрозы её распада за счет религии (планировалось использовать навык одной из преподобных матерей по контролю песчаных червей и таким образом получить непосредственную власть).
Тренировка Обучение с раннего детства Бене Гессерит начинали обучение своих послушников с самого раннего детства, а некоторых и с рождения. Чем раньше ребёнок станет послушником — тем больше вероятности, что впоследствии она станет Преподобной Матерью. Орден обучал и более взрослых людей, однако только если они были чрезвычайно способными (напр. принц Коррино — Фарад’н) или уже обладали хотя бы простейшими навыками.
Спайсовая агония Спайсовая агония — это суровое испытание, которому подвергаются послушницы. Испытуемая принимает особый наркотик, получаемый следующим образом: маленького подателя (так фремены называют личиночную стадию песчаного червя) топят в воде, в результате чего он выделяет желчь, являющуюся экстрактом меланжа/специи. Наркотик пробуждает внутреннюю личность послушницы, а также личности всех женщин-предков. Для того, чтобы пережить ритуал, кандидатка в Преподобные Матери должна также нейтрализовать яд, содержащийся в жидкости (а если речь идёт о фременской Преподобной Матери, то обезвредить нужно также и всю оставшуюся воду жизни для последующей сиетчской оргии). Справившаяся с испытанием становится Преподобной Матерью — Бене Гессерит с огромными возможностями и с полным контролем над памятью предков (общей памятью всех женщин-предшественниц). Многие, однако, не выдерживают это испытание. Известно, что раньше Бене Гессерит использовали для ритуала другие яды. С появлением меланжа все прочие отошли на задний план, так как эффективность продукта смерти червя значительно их превзошла.
Считается, что только женщины могут пережить спайсовую агонию. Цель селекционной программы Бене Гессерит — создание мужчины, способного нейтрализовать яд. Квизац Хадерах получил бы гораздо более обширные способности: Преподобные Матери обладают доступом к памяти лишь женской линии, при этом предки-мужчины тем не менее тоже «занимают место» во внутреннем Я, внушая страх их носительнице, так как представляют из себя огромную чёрную пустоту во внутреннем сознании. Лишь мужчина, переживший спайсовую агонию, может получить доступ как к женской, так и к мужской линии.
Джессика Атрейдес прошла через спайсовую агонию, вынашивая при этом свою будущую дочь — Алию. Это привело к тому, что Алия уже в утробе получила полный доступ к памяти предков и родилась сразу Преподобной Матерью. Но так как навыками Бене Гессерит Алия не обладала, то и контролировать голоса внутри себя она не могла, она стала одержимой предками, таких людей фремены и бене гессерит называли - мерзостью, по фременским обычаям она должна была пройти суд одержимых. Это привело к тому, что впоследствии уже умерший к тому моменту барон Владимир Харконнен, будучи предком Алии, подчинил её разум себе. Стоит отметить, что Алия (такая долгожданная, в соответствии с селекционной программой, дочь от союза Джессики и Атрейдеса) таким образом получила доступ (правда, неконтроллируемый) и к мужской линии предков. Так что её можно считать венцом творения Бене Гессерит.
История Предшественницами Бене Гессерит являются Ведьмы Россака — женская организация с закрытым членством, также проводившая селекционную программу. О них мы узнаём из Батлерианского Джихада.
В романе Битва за Коррин появляется первая Преподобная Мать: Ракелла Берто-Анирул (по происхождению — Атрейдес) противостоит смертельному яду, нейтрализуя его.
В течение последующего тысячелетия Бене Гессерит являются наполовину мистической женской школой, обучающей Правдовидиц для Империи. На самом же деле они уже начинали контролировать Империю за кулисами. В это время зарождается селекционная программа по созданию Квизац Хадераха: Орден посылает своих послушниц в качестве жён тем мужчинам, гены которых наиболее благоприятны для достижения нужной цели.
Квизац Хадерах появился раньше, чем было запланировано. Пол Атрейдес захватил Империю и обрёл полную монополию на спайс. Его сын, Лето II, обрёл ещё большую власть — в течение 3500 лет он доминировал над Бене Гессерит, полностью взяв под свой контроль селекционную программу.
После смерти Лето II Бене Гессерит постепенно стали восстанавливать былое могущество.
Навыки Благодаря интенсивным тренировкам, Бене Гессерит обладают знаниями и способностями, которые непосвященным кажутся магией. Преподобные Матери хранят в себе опыт прошлых поколений. Они способны подмечать малейшие детали в окружающей обстановке, поведении других людей и могут воздействовать на это поведение с помощью Голоса. Специальные навыки позволяют им контролировать каждый мускул своего тела, каждую свою эмоцию.
Память предков Преподобные Матери обладают полным доступом к памяти предков — воспоминаниям всех их прародителей по женской линии. Совместная память является как бы второй личностью Преподобной Матери. Доминирующей при этом остаётся первая личность. В определенные моменты предки могут подсказывать их носительнице что делать в том или ином случае, давать свои комментарии.
Преподобные Матери имеют доступ только к женской линии предков. Мужская часть их эго всё время находится внутри них, но является недоступной. Этот тёмный вакуум негативно влияет на разум Матери, пугая её. Цель селекционной программы Бене Гессерит — создание Квизац Хадераха, мужчины с доступом к мужской и женской памяти предков.
Преподобная Мать по своей воле может предоставить на время доступ к её памяти другой Преподобной Матери путём простого прикосновения ко лбу. Если Преподобная Мать умирает в присутствии другой, то она может полностью передать своё эго в момент смерти. Этот приём используется, когда необходимо в обязательном порядке сохранить опыт/память умирающей, например, Верховной Матери, чтобы разработанная ею долгосрочная стратегия не прерывалась.
Extremis Progressiva — массовая передача сознания друг другу в экстремальных ситуациях, угрожающих гибелью. В таком случае, если хотя бы одна гессеритка выживет, внутри неё сохранятся все остальные.
Голос Бене Джессерит могут заставить своих слушателей им повиноваться на подсознательном уровне, используя Голос (в тексте романа Голос всегда пишется с заглавной буквы, а в английской версии ещё и сопровождается частицей the (the Voice), чтобы подчеркнуть, что речь идёт не об обычном голосе). Разум слушателя при этом не осознаёт воздействия и не может ему противостоять. Голос, являющийся своего рода манипуляцией тональностью произносимого, может использоваться как по отношению к отдельным лицам, так и к группам людей. В каком-то смысле Голос — это сверхразвитые ораторские способности; примером из реальной жизни может служить Адольф Гитлер, речи которого были известны своей способностью возбуждать интерес у людей.
Контроль голоса — это не магия и не мистика. По сути, это врождённый навык, характерный в большей или меньшей степени каждому человеку и лишь требующий специального обучения. Голосом могут владеть не только Преподобные Матери, но и простые адепты Ордена и даже вовсе не члены Бене Гессерит. В Дюне Джессика Атрейдес обучает навыкам Голоса своего сына Пола. Преподобная Мать Гая Елена Мохиам, испытав молодого Атрейдеса, впоследствии даже рекомендует Джессике продолжить обучение, аргументируя: «ему это понадобится».
Как минимум в трёх случаях Голос может оказаться неэффективным. Во-первых, если человек не может слышать использующего Голос, то и его воздействию он не подвергнется (допустим, если человек глухой: на службе у Харконненов даже были специальные охранники, умышленно лишённые слуха, чтобы они могли охранять заключённую Бене Гессерит). Во-вторых, для наилучшего эффекта цель сначала нужно изучить и найти в ней слабые стороны, а лишь затем подобрать нужную тональность Голоса. Это накладывает свои ограничения: на изучение требуется время и навыки быстрого и правильного анализа. И в-третьих, жертва может сама противостоять Голосу. Например, есть речь идёт о попытке воздействия на другую Гессеритку или ментата. Обычного человека также можно обучить навыкам сопротивления Голосу (в Мессии Дюны Муад'Диб обучает этому некоторых своих стражей, которым впоследствии поручает охрану пленённой Бене Гессерит).
Усиленное Восприятие Бене Гессерит учат постоянно использовать повышенное восприятие, отмечая мельчайшие детали, недоступные вниманию обычных людей. При надлежащем последующем анализе «ведьма» (отчасти за этот навык их так и прозвали) получает очень подробную картину окружающей местности или какого-либо отдельного индивида, которую впоследствии может использовать в своих интересах. Незначительные изменения в воздухе или обстановке помещения помогут Бене Гессерит найти скрытые ловушки или смотровые щели. Изменения в голосе человека, в запахе его тела (как результат, например, возросшего потоотделения) говорят о его эмоциональном состоянии в настоящий момент и, следовательно, возможности манипуляции этим человеком.
Правдовидение Многие Бене Гессерит — правдовидицы. Так называют навык определения искренности говорящего с помощью, опять же, повышенного восприятия (см. выше). Как и многие другие гессеритские навыки, правдовидение не является чем-то экстраординарным и потенциально содержится почти в каждом человеке и лишь требует особой интенсивной тренировки.
Многозадачность Эта способность позволяет Бене Гессерит одновременно использовать несколько нитей сознания для выполнения различных задач. Её комбинирование с аналитическими
Прана Бинду Бене Гессерит помимо ментальных навыков развивают также и физические. Обученная сестра обладает полным контролем над каждым мускулом своего тела. Это и называется прана бинду: прана означает дыхание, а бинду — мышцы. Он позволяет ей, например, согнуть самый последний сустав мизинца, оставаясь при этом неподвижной всеми остальными частями тела, или вложить огромную силу в физический удар, будучи безоружной. Они могут изгибать своё тело такими способами, которые другим кажутся невозможными. У прана бинду есть ещё одна сфера применения: контроль каждого нерва в теле. Он позволяет, в частности, противостоять боли. Этому испытанию подвергает Пола Преподобная Мать Мохиам в первой книге Дюны, внушая ему с помощью специального приспособления, будто его рука плавится под воздействием огромной температуры.
Внутренний контроль В то время как Прана Бинду контролирует каждый мускул и нерв в теле, остаются ещё и внутренние органы. В этом плане возможен полный контроль дыхания и биения сердца до той степени, что по многим тестам сестра будет считаться мертвой (даже после интенсивной физической нагрузки). Бене Гессерит могут сознательно совершать самоубийство, просто останавливая своё сердце. Контролируется также потребность в воде, пище или воздухе вопреки голоду или жажде. Возможно даже замедление старения, однако к этому сёстры не прибегают, так как оно требует очень сильной концентрации, а к тому же и раскрывает секреты Бене Гессерит, так как результат хорошо заметен окружающим (в Детях Дюны Джессика обнаруживает следы умышленного замедления метаболизма у своей дочери Алии).
Отдельно стоит выделить возможность контроля менструального цикла и даже пола вынашиваемого ребёнка: леди Джессике приказывают родить дочь, но она нарушает приказ, в результате чего рождается Пол. Другой пример использования: вопреки желанию Императора Шаддама IV иметь сына послушница Бене Гессерит рожает ему дочерей; младшая — принцесса Ирулан.
Сексуальные таланты Бене Гессерит известны за особые способности к соблазнению и сексу.
В Еретиках Дюны Преподобную Мать Люциллу судят за домогательство гхолы Дункана Айдахо. Она же отмечает, что знает сотни сексуальных позиций и вариаций (предположительно, такими навыками обладают все сёстры). Сексуальные таланты являются основным методом в деле селекции: в первом романе леди Феннинг поручают в срочном порядке соблазнить Фейд-Рауту Харконнена, чтобы сохранить предыдущие селекционные достижения после того, как Джессика ослушалась приказа родить дочь.
Слабые стороны Привязанность к меланже
Преподобные Матери зависят от меланжи, дающей им их способности. Любое лицо, потребляющее меланжу, становится от неё зависимым, и переработанный спайс требуется ему для выживания. Несмотря на огромный положительный эффект (продление жизни, повышение умственных навыков), спайс — это наркотик, а значит вызывает привыкание. Отказ от приёма приводит к смерти. Герцог Лето Атрейдес говорил на этот счет: тот, кто контролирует спайс — контролирует вселенную. Его мысль была развита сыном: по-настоящему вселенную контролирует лишь тот, кто может уничтожить весь спайс.
Пре-рожденные Память Предков могут контролировать лишь те, чьё собственное эго способно противостоять личностям давно умерших. В противном случае какой-нибудь предок может полностью захватить личность живого и манипулировать ею. Если Бене Гессерит подвергается спайсовой агонии будучи беременной, её плод также проходит через агонию и получает предковую память, становясь пре-рожденным (предварительно рожденным). Так как у плода нет своего эго, он становится фактически носителем разума умершего предка. Таких детей Бене Гессерит обычно убивают. В Дюне пре-рожденными были:
• Алия — дочь Джессики; её разум со временем захватил барон Харконнен;
• Лето II — сын Пола; защиту его разума от овладения другими осуществляли «добрые» предки, в частности герцог Лето I;
• Ганима — дочь Пола; несознательно соорудила барьер на пути к своему эго и не подверглась, таким образом, овладению.
Литания против страха
В Дюне Бене Гессерит используют различные литании (магические формулы) для различных целей. Наиболее часто упоминающаяся в романе — литания против страха, не позволяющая страху овладеть разумом. Литанию в романе часто читают (вслух или про себя) Джессика и Пол.
Я не должен бояться.
Страх — убийца разума.
Страх — это маленькая смерть, влекущая за собой полное уничтожение.
Я встречусь лицом к лицу со своим страхом.
Я позволю ему пройти сквозь меня.
И, когда он уйдет, я обращу свой внутренний взор на его путь.
Там, где был страх, не будет ничего.
Останусь лишь я.
В киноэкранизациях романа используется более короткая версия литании.