Я лишний раз убедился, что нельзя сделать две хорошие игры на одном и том же движке без основательных изменений в нём.
Конечно, у каждого своё понятие канона мира Fallout, и у разработчиков Bethesdа'ы категория RPG в это понятие не входит. А я, вообще, глубоко убеждён, что за гранью изометрии RPG не бывает. Что угодно, но только не оно, ибо исторически хорошая графика и хорошая история - это абсолютно несовместимые альтернативы. Равно как и попытка ублажить одновременно и издателя, и игроков. Fallout 3 стал сим фактам замечательным подвтерждением.
Первое время наслаждаешься погружением в мир, нововведениями, изыскам разработчиков: оригинальным добавлениям в игровой мир, знакомым деталям в новой обстановке и так далее... а потом замечаешь, что не всё так хорошо, как кажется на первый взгляд. Начать хотя бы с классической Bethesdа'овской системы мира - n квадратных километров пространства, набитого локациями и подземельями. Довольно разнообразными к тому же... но в картину постъядерного мира плохо вписывается такая разрозненная густонаселённость. К тому же поражает изобилие откровенных глупостей, к примеру, деревянных каркасов домов, сохранившихся на протяжении 200 лет после ядерной войны и автомобилей на атомной тяге, взрывающихся при попадании в дверь пули из пистолета.
Пример Oblivion'а так же не научил Bethesdа'у тому, что разнообразные и увлекательные квесты - гвоздь любой RPG. Однообразие задач просто поражает. Ходить взад-назад, исстребляя на своём пути многочисленную враждебную живность на 17 квадратных километрах - этого не одолеть даже самому стойкому игроку. Многие локации совершенно не завязаны на квестах и их исследование не даёт ничего, кроме очередного апа, которые и без того зашкаливают при прохождении лишь 30% локаций. Об интересности боёв я умалчиваю: либо однообразное "руби и кромсай" в системе V.A.T.S., либо совершенно бессмысленные и безобразные перестрелки в стиле FPS. Последние, кстати, оставляют игрока почти без шансов на достойное выживание, да и интереса в них никакого.
Диалоги настолько бедны и бездарны, что хочется приговорить авторов к трём суткам расстрела. Зато разнообразные словоформы "fuck" и "shit" встречаются настолько часто, что нормальная речь остаётся лишь привилегией главного героя. Я старался лишь поскорее прочесть и прощёлкать это жалкое подобие на разговор. Про основную сюжетную линию ничего, кроме хорошего. Как разработчики не старались оживить извечную интригу Fallout'а - войну с пустошью за выживание, вышло лишь пошлое полумёртвое подобие с хилым закосом на мораль и самопожертвование. Остаётся лишь упомянуть, что все многочисленные персонажи озвучены восемью актёрами, и станет совершенно ясно какую роль играют диалоги и история в Fallout 3.
В общем, многочисленные фанаты Fallout'а были правы, когда хором умоляли Bethesdа'у не облажаться, ибо так оно, в конце концов, и вышло. По утверждению Пита Хайнса, одного из представителей компании, продукт создан не для отдельных фанатов, а для "среднего игрока" a.k.a. "Джо-потребителя". Надеюсь, что хотя бы среднестатистический Джо оценил гибрид продуманной игровой вселенной и приставочного шутера.
Иными словами усреднение и на сей раз оказало свой губительный эффект на многообещающий проект. Эх, не согласуется довольство издателя с оным приверженного игрока, никак не согласуется...