Unicorn
18.02.2005, 21:12
Монеты и короли.
Не так-то просто было вручную изготовить монету из слитка металла, будь это золото, серебро или медь. Нужно было расплющить нагретый слиток, ударяя по нему молотком. Затем из образовавшейся пластины нарезать ножницами кружки. А дальше – подставить эти кружки под стальной штемпель с необходимым изображением и ударить с силой (и не один раз) по штемпелю молотком, чтобы изображение отчеканилось на кружке.
Можно представить, какой несмолкаемый стук молотков был целыми днями в первых монетных мастерских. При этом чеканщикам не очень много удавалось изготовить монет – очень трудоёмкое это было дело. А хозяин монетной мастерской, какой-нибудь герцог или даже сам король, требовал их больше, и немедленно.
Надо сказать, короли не упускали случая продиктовать свою волю чеканщикам. Когда не хватало металла для чеканки, некоторые из них приказывали обтачивать кружки старых монет и из опилок готовить новые монеты. Так поступил, к примеру, в 1285 году король Франции Филипп IV, по прозвищу Красивый (другое его прозвище было Король-фальшивомонетчик). Размножение денег опиливанием давало ему вместо ста монет сто десять, а то и больше…
В германских государствах начала 17 века князья настолько увлеклись фальсификацией монет, что потом сами же отказывались принимать их в уплату налогов от своих подданных и требовали монеты прежних выпусков.
Как же ускорить изготовление денег? Как усовершенствовать их чеканку? И кроме того, избавиться от утомительного и неэффективного ручного труда, от этого бесконечного стука молотков?
Вряд ли теперь можно установить, кто придумал или изобрёл первый станок для чеканки – молотовой снаряд. Устроен он был просто: штемпель для чеканки монтировался в торец бревна, бревно на тросах поднималось рычагом, под ним, как и при ручной чеканке, на нижнем штемпеле лежала монетная пластина. Мастер нажимал на педаль, бревно обрушивалось на монетную пластину, и она в один миг чеканилась с обеих сторон.
Молотовой снаряд избавил мастеров-монетчиков от утомительного труда. Конечно, и качество монет при таком изготовлении улучшилось.
В 17-18 веках вспомнили монетчики о станке для изготовления монетных кружков великого учёного Леонардо да Винчи. А также и о винтовом прессе для оттиска на монете изображения, придуманном знаменитым скульптором Бенвенуто Челлини.
В дальнейшем мастера-монетчики «приручили» для чеканки энергию ветра, падающей воды.
Долгое время монетчики крутили рукоятки и рычаги своих станков вручную. Наконец, они вспомнили про водяное колесо с лопастями, с помощью которого в Египте и Китае поливали поля. К оси такого колеса присоединили несколько шестерёнок. Получился надёжный привод для любого механизма – будь то кузнечный молот или станок для чеканки денег.
Там, где не было рек, работали лошади. Они ходили по кругу и приводили в движение машину.
Английские монеты 16 века называют «Старый медный нос». Так англичане прозвали своего короля Генриха VIII за то, что при нём серебряные монеты чеканили из меди. Лишь сверху чуть-чуть покрывались они серебром. Конечно, серебро на таких шиллингах быстро стиралось, и прежде всего – на выпуклом носу королевского профиля, и там проступала медь.
Ariadna
29.06.2006, 13:43
Национальные монеты на Руси появились в конце X века. Великий князь Владимир I (Святой) начал чеканить собственные серебряные (сребреники - 3 г) и золотые (Злотники - 4,3 г) монеты. До этого денежное обращение Руси держалось на иностранных монетах. Чеканка собственных монет продолжалась два века. Затем последовал длительный перерыв, и лишь в 1385 году Дмитрий Иванович Донской возобновил чеканку русских монет. Серебряные назывались деньга, медные -- пуло (впоследствии их стали называть полушками).
Уже к XVI веку снижение веса монет самими русскими князьями, а также большой наплыв фальшивых монет привели к необходимости денежной реформы -- первой в русской истории. Это может показаться странным, но началась она с того, что в ноябре 1526 года Василий III постриг в монахини свою первую жену, бездетную Соломонию Сабурову. Спустя всего два месяца, в январе 1527 года, митрополит Даниил венчал его с Еленой Глинской, которая и стала автором денежной реформы.
Род литовских князей Глинских происходил от сына Мамая. После гибели отца тот бежал в Литву к союзнику Мамая князю Ягелло. По матери Елена Глинская происходила из рода сербского воеводы Стефана Якшича. Молодая красивая женщина умела нравиться. По словам немецкого посла Сигизмунда Герберштейна, Василий III сбрил бороду, чтобы соответствовать семнадцатилетней жене и выглядеть моложе своих сорока. Более того, он даже проявил интерес к иностранному платью и обычаям.
После смерти мужа Елена Глинская расправилась с его братьями, дядей Михаилом и жестоко покарала новгородских дворян, поддержавших попытку государственного переворота Андрея Старицкого. Таким образом, она решительно отвергла все притязания родственников и бояр на власть в государстве.
Трудно сказать, что больше прославило Елену Глинскую -- денежная реформа или то, что она была матерью Ивана Грозного. Но по большому счету ни в том, ни в другом выбора у нее не было. К марту 1535 года сложилась ситуация, когда денежная реформа стала вопросом жизни и смерти государства. Согласно летописи, в годы правления Василия III "начата безумнии человецы научением вражьим те прежние деньги резати и злый примес в сребро класти, того много лет творяху".
Казни многочисленных фальшивомонетчиков не возымели должного действия. Тогда Елена Глинская прибегла к иному способу: хождение дефектных денег было запрещено, а вес новой монеты стал равняться 86,6% веса старой. При этом монеты принимались в перечеканку по курсу выше прежнего номинала. Впрочем, это не означает, что Елена перестала казнить фальшивомонетчиков. Просто именно эти две меры в комплексе привели к тому, что фальшивомонетчиков резко поубавилось.
До Елены Глинской из гривенки (серебряного слитка весом 204 г) чеканились монеты общей стоимостью 2,6 рубля, а с 1535 года -- 3 рубля. Монеты полегчали, рубль подешевел. В результате на протяжении последующих 70 лет чеканка московской монеты отличалась точностью веса и размера. Кроме рубля денежными единицами были полтина, гривна и алтын. Московский рубль XVI века был равен 200 московкам (полуденга -- 0,34 г серебра) или 100 новгородкам (денга -- 0,68 г серебра). В полтине насчитывалось соответственно 50 новгородок или 100 московок, в гривне -- 10 новгородок или 20 московок, а в алтыне -- 3 новгородки или 6 московок. Самой мелкой денежной единицей была полушка -- 0,17 г серебра.
Любопытно, что монеты рублевого достоинства не чеканились и в обращении не находились, рубль учитывался при расчетах и определении цен лишь в качестве условной единицы. В результате реформы на место денги (новгородки) и полуденги (московки) пришла копейная деньга (копейка) с изображением всадника-копьеносца. Московка получила название сабляницы, по изображению всадника с саблей, и некоторое время продолжала обращение как часть копейки.
В процессе реформы была введена единая монетная система для всех русских городов. В Москве учредили монетный двор, деятельность которого контролировало правительство. Новая система была основана только на серебре. Елена отказалась от чеканки медных пул -- "монет для нищих" времен Василия III. При этом, снизив вес денег, реформа не затронула качества серебра. Западное серебро проходило на Руси дополнительную очистку. Вплоть до 1640-х годов Европа не имела более высокопробной серебряной монеты. Денежный двор принимал серебро по весу, проводил очистительную "угольную" или "костяную" плавь и только после этого чеканил деньги. Введенная Еленой Глинской денежная система продержалась вплоть до реформы Петра I.