"Страдания юного Вертера". Одержимый ангелом., Мои размышления на тему... |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
"Страдания юного Вертера". Одержимый ангелом., Мои размышления на тему... |
Леес Миэлeдель |
20.01.2007, 23:11
Сообщение
#1
|
Дроу
Завсегдатай Великий Магистр Пол: Сообщений: 1207 Vae victis! |
"Страдания юного Вертера". Одержимый ангелом. И ты, небесный ангел, покровительствуешь моему решению! Ты, Лотта, протягиваешь мне оружие, из твоих рук хотел я принять смерть и вот теперь принимаю её... "Страдания юного Вертера" Я не хочу написать анализ произведения. Да, можно было в подробностях рассказать о каждом персонаже, о точке зрения героев и авторов на различные проблемы и тому подобное. Но я сел за клавиатуру не чтобы написать красивый грамотный реферат, или исследование, которое высоко бы оценили литературоведы. Мне просто захотелось изложить свои мысли по некоторым (повторяю: некоторым, не всем) аспектам книги. Это моё субъективное мнение, с ним можно согласиться, можно не согласиться, а можно, и это лучше всего, просто принять к сведению. Как принимают к сведению различные предисловия и послесловия к изданиям, эти написанные мелким шрифтом статьи, которые всё равно никто не читает... Итак, вернёмся к началу трагических событий, описанных Гёте. Вертер молод, беспечен, чувствителен, талантлив. Ему не хватает лишь одного: великой цели, которая сделала бы его жизнь красочней, а дарования направила в нужное русло. Но... В бесконечном рассуждении на тему "Кто виноват" всё-таки можно вывести ответ. Причём всегда один и тот же, будь то "Недоросль", или "Горе от ума", или любое другое классическое произведение 18-19 веков. Виновато общество. Виноват его уклад, лишающий этой самой великой цели все классы и сословия: у крестьян на высокое нет ни времени, ни сил, они, подобно животным, работают, чтобы выживать, и за этим ничего не видят. Дворяне же, напротив, лишены стимула: все блага даны им с рождения, вокруг искушения беззаботной светской жизни, а даль познаний заканчивается вместе с излюбленными книгами. В пример - Вертер со своим Гомером и Оссианом. По сути говоря, молодой человек почти что вышел из порочного круга дворянского общества: покинул свет, не замкнулся всё же на своих книжных мечтах, а попытался найти истину в природе. Там, где, по моему непреклонному мнению, её и надо искать. Истина есть лишь в трёх вещах: в природе, в музыке и в людях... Но я отвлёкся. Вертер почти, почти нашёл то, что позволило бы ему стать известным художником, поэтом, музыкантов... Но, как выяснилось из его разговора с Альбертом, юноша имел некоторые взгляды на жизнь, сыгравшие с ним злую шутку. В том диалоге я полностью на стороне Альберта. А вот Вертер, благородный и задумчивый прежде, предстаёт несправедливым в мыслях и несколько даже завистливым в речи. Он до конца гнёт свою линию, выдумывает совершенно не относящиеся к теме примеры, насмехается, а когда собеседник завёл его в тупик, "...готов был оборвать разговор", оправдываясь перед другом тем, что "мне несноснее всего слушать ничтожные прописные истины, когда сам я говорю от полноты сердца". Не знаю его взгляда на жизнь, но "от полноты сердца" так не говорят. К его чести можно лишь сказать, что в качестве эпилога к разговору и, соответственно, к письму, Вертер выбрал нейтральное и неокрашенное высказывание: "На этом свете люди редко понимают друг друга". Теперь перейдём непосредственно к теме полемики. Вертер проповедует аморальную, обеляющую многие безнравственные поступки мысль: духовные силы человека не безграничны. По мне, так это просто попытка оправдать свои слабости, свою тягу к самоубийству, вызванную неправильным восприятием многих не вовремя прочитанных философских книг и апатией, жалкостью и бессмысленностью существования. В диалоге Альберт как бы противостоит умствующему Вертеру, приводя действительно здравые доводы, которые юноша в письме называл "несносными прописными истинами": "...куда легче умереть, чем стойко сносить мученическую жизнь". Вот сейчас, недавно, встал вопрос об эвтаназии: разрешать или не разрешать страдающим безнадёжным больным сводить счёты с жизнью. Я считаю: это личное дело каждого человека, но... Не только грех, но и потеря надежды. А надежда, как известно... Да, умирает вместе с человеком. И горе тому, кто переживёт свою надежду! Я бы ни за что не стал этого делать. Но если больной хочет умереть, пусть убьёт себя сам. Потому что доктором-убийцей я бы тоже не стал, даже если бы меня об этом умоляли. Судьба каждого человека в его руках. Во время это бурной дискуссии проскакивает ещё одна тема, которая и станет определяющей в романе. "...человек, увлекаемый страстями, теряет способность рассуждать, и на него смотрят как на пьяного или помешанного." Это сказал Альберт. И опять Вертер встал на "слабую" сторону, пытаясь доказать, что иногда страсти бывают выше человека, и обстоятельства вынуждают совершать безумные поступки. Ты стал безумцем, Вертер! Ты не смог совладать с собой, разобраться в своих желаниях и потребностях. "...прошу лишь об одном - не тревожься. Дай мне перетерпеть! Как я не измучен, у меня достанет силы выстоять..." Как же ты ошибался! О чём ты думал, отправляясь туда, где ничего хорошего для себя найти не мог, где самое меньшее, что ты мог получить - море скорби, злости, и боли, истачивавшей бы тебя подобно яду до самой смерти. А большее... Ты всегда хотел большего, не разменивался по мелочам, и вот это большее - твоё! Ты получил пулю, Вертер... Другое отношение у меня сложилось к речи героя о плохом расположении духа. В чём-то он даже противоречил своей позиции в диалоге с Альбертом - ратовал за стойкость к жизненным неурядицам. В ответ на мнение Шмидта, что называть угрюмый нрав пороком не стоит, Вертер произнёс пламенную проповедь. Не пожалею места и терпения читателей и приведу её конец полностью. Поверьте: это очень важно. "...разве то, чем портят жизнь себе и своим ближним, не заслуживает такого названия? Мало того что мы не в силах сделать друг друга счастливыми: неужто мы должны еще отнимать друг у друга ту радость, какая изредка выпадает на долю каждого? [...] Притом же чаще всего дурное настроение происходит от внутренней досады на собственное несовершенство, от недовольства самим собой, неизбежно связанного с завистью, которую, в свою очередь, разжигает нелепое тщеславие. Видеть счастливых людей, обязанных своим счастьем не нам, - вот что несносно... [...] Горе тому, кто, пользуясь своей властью над чужим сердцем, лишает его немудреных радостей, зарождающихся в нем самом. Никакое баловство, никакие дары не заменят минуты внутреннего удовольствия, отравленной завистливой неприязнью нашего мучителя". Вот что должен был уяснить бедный Вертер! А он отчаялся, буквально сошёл с ума, нарушил все свои принципы: заставил возлюбленную страдать, расстроил их хрупкое счастье с Альбертом... И его смерть для Лотты была подобна вскрытому гнойнику: всё страдание выплеснулось разом, и этот след уже не смыть с её души в этой жизни. Он ушёл громко, заставив всех вокруг страдать. Страдать из-за него. Неразумно об этом размышлять, но большее, что он мог сделать для любимой, это просто уехать и пропасть для неё, навек остаться в воспоминаниях. Тогда он сохранил бы хотя бы её благополучие... Но это в прошлом. Что сделано, то сделано. Вертер покоится под липами на окраине кладбища, Лотта доживает свой несчастный век с Альбертом... Всё в порядке вещей. Он не проявил себя, не стал ни послом, ни художником, он просто не понял, к чему ему стремиться. Остаётся лишь один вопрос: это - жизнь? Ответ очевиден... Может быть. Не зря ведь об этом спорят... Сообщение отредактировал Леес Миэлeдель - 20.01.2007, 23:12 -------------------- Легче создать мир, чем познать его...
Уровень жизни у нас, конечно, меньше чем у некоторых.. Зато по уровню маны, я уверен, нам нет равных! © Видите, я смеюсь... |
Текстовая версия | Сейчас: 17.04.2024, 23:56 |