![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
Всадник |
![]()
Сообщение
#1
|
Человек
Творец Grande moderatore ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пол: ![]() Сообщений: 4292 ![]() Зло прав не имеет ![]() |
Взято отсюда:
http://www.excurs.ru/pravila.htm "Экскурс в геральдику" ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры). В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей. Первоначально было только четыре цвета - красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. Желтый и белый, сначала независимые от золота и серебра цвета, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Особым типом геральдических цветов являются меха - горностаевый и беличий. Ограничение набора цветов в геральдике продиктовано практическими соображениями. Герб служил прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной. Последний принцип зафиксирован в важном правиле, гласящим, что финифть может наноситься только на металл, а металл только на финифть (меха и натуральные цвета могут помещаться как на эмалях, так и на металлах). Возможно также, что в полевых условиях, когда требовалось нанести на щит изображение герба, доступны были лишь самые простые красители, дающие основные цвета. Кроме того, такая система легче всего поддается стандартизации. Исключением из правила является случай, когда какая-либо деталь фигуры животного - когти, язык, глаза или клюв (такое животное называется вооружённым), или деталь какого-либо предмета окрашивается цветом другого типа, нежели остальное тело, и попадает на поле щита, окрашенное в цвет аналогичного типа. В отношении особенностей применения данного важнейшего правила существуют два мнения. Одно предписывает применять правило неналожения только в ситуации, когда какая-либо фигура накладывается на поле щита, или одна фигура накладывается на другую. Однако это мнение различает понятия "наложение" и "соседство" однородных тинктур, и допускает соседство частей разделённого щита (рассечённого, пересечённого или скошенного), окрашенных однородными тинктурами. Например: щит, рассечённый на червлень и чернь, или щит, пересечённый на зелень и червлень, или щит, рассечённый на золото и серебро (герб Ватикана). Сторонники этой позиции, к которым причисляют себя и авторы, считают что в случае разделения щита на однородные по тинктурам части правило неналожения не нарушается, хотя при этом в определённой степени страдает принцип контрастности, который и породил данное правило. Но имеются и те, кто, оберегая не только букву, но и дух правила неналожения, считают недопустимым соседство однородных тинктур. Для того чтобы можно было отображать геральдические цвета на гравюрах, то есть в чёрно-белом изображении, с XVII века была принята система Сильвестра Петра-Санкта, так называемая шафировка. Этот итальянский герольд предложил графически отображать цвета с помощью линейной штриховки (далее эта система приводится). Металлы Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством. Финифти (тинктуры,эмали) Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять: Червлёнь - (красный) графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари. Лазурь - (голубой) графически изображается горизонтальными линиями. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина. Зелень - (зелёный) графически изображается диагональными линиями геральдически справа. Получался смешиванием хрома и растительной зелени. Чёрнь - (чёрный) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Наносился жжёной слоновой костью. Французское название этого цвета "sable" указывает на его происхождение от черного собольего меха, распространенного на Востоке и в эпоху Крестовых походов попавшего в Европу. Пурпур - (пурпурный) графически изображается диагональными линиями геральдически слева. Получался смешиванием кармина и розового лака. Пурпур, редко применяемый в геральдике цвет, изображался лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего. Это связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один давал тёмный, фиолетовый оттенок, а другой, так называемый тирский пурпур - огненно-красный. В западно-европейской (в основном в английской) геральдике есть также несколько редких тинктур, вошедших в употребление с 1600 года: Orange, Tenne, Murrey и Sanguine, причём в некоторых источниках Orange отождествляется с Tenne, а Murrey с Sanguine. Есть разночтения и в их графическом обозначении. Orange (оранжевый) - цвет, присущий только английской геральдике, изображается вертикальными пунктирными линиями. Tenne (краснобуро-оранжевый) который показывается пересекающимися диагональными линиями справа, как зелень, и вертикальными линиями, как красный (или диагональными линиями слева, как пурпур, и горизонтальными линиями, как лазурь). Murrey (багрово-пурпурный) который графически показывается пересекающимися правыми и левыми диагональными полосами; Sanguine (тёмно-кровяной) пересекающимися горизонтальными линиями, как лазурь и диагональными линиями справа, как зелень. А также: Bleu-celeste (небесно-голубой). Brunatre (коричневый). Cendree (пепельно-серый). Rose (розовый). Строго говоря, эти тинктуры не принадлежат ни к финифтям, ни к металлам, ни к мехам и классифицируются как оттенки, "натуральные цвета". В геральдике, когда речь идёт о фигуре, окрашенной такими цветами, всегда применяется термин натурально окрашенная.. В классической геральдике действовал принцип, согласно которому вместо натуральных цветов подбирались наиболее подходящие к ним по характеру геральдические тинктуры (например, олени и собаки изображались черными или красными, львы - золотыми или красными, человеческое тело - серебряным или красным). Использование этих нестандартных цветов нежелательно, и разумно только в необходимых случаях. В руской геральдике вместо всех этих специальных оттенков используется только натуральная окраска, без всяких уточнений. В описании герба цвет называется строго определённо, независимо от его оттенка на рисунке. В геральдических правилах ничего не сказано об оттенках цветов, так как эту область невозможно регламентировать (разные художники, изображающие герб по стандартному описанию, один и тот же цвет могут отобразить по-разному). Поэтому художник волен выбирать оттенки геральдических тинктур на свой вкус. Кроме всего перечисленного существует также "дамасцировка" (diapered) - тонкий, как будто гравированный узор, покрывающий поле щита, или напоминающий тонкую узорчатую ткань, натянутую на щит. Идея, как предполагается, заимствована с льняных тканей города Ипр. Это скорее декоративный приём, формально не являющийся геральдическим элементом. Меха Меха два: горностаевый и беличий. Традиция использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных. Горностаевый мех условно изображается в виде чёрных крестиков (крапинок), уширенных к низу, на серебряном поле, или более натуралистично: чёрными хвостиками на серебряном поле с текстурой меха. Горностаевый мех бывает четырёх видов: "ermine" - белая область с чёрными крапинками; "ermines" - чёрная область с белыми крапинками (противогорностаевый); "erminois" - золотая область с чёрными крапинками. Имеется также "pean" (кожа) - изображаемый чёрной областью с золотыми крапинками. Беличий мех или мех голубой белки условно изображается белыми и голубыми шлемовидными фигурами, расположенными попеременно (это объясняется особенностью расцветки белки, мех которой был серо-голубым на спине и белым на брюшке, так что, когда шкурки сшивались, тёмный мех чередовался с белым). Беличий мех, как и горностаевый, может быть противобеличьим, и показываться обратной (негативной) расцветкой. Разновидность беличьего меха, встречающаяся только в английской геральдике - "potent", (по аналогии с особым типом геральдической линии его можно назвать крюковидным) который изображается не щитообразными, а Т-образными чередующимися фигурами. Типы мехов Ermine Горностаевый Ermines Противогорностаевый Erminois Золотой горностаевый Pean Золотой противогорностаевый Vair Беличий Countervair Противобеличий Countervair inv. Противобеличий опрокинутый Vair en point Сдвинуто-беличий Vair in pale Столбовидно-беличий Vair in pale invert Столбовидно-беличий опрокинутый Vairy Золотой беличий Countervairy Золотой противобеличий Vairy en point Золотой сдвинуто-беличий Vairy in pale Золотой столбовидно-беличий Potent Беличий крюковидный Counterpotent Противобеличий крюковидный Potent en point Беличий переменно-крюковидный Buntfeh Пёстрый беличий Самые распространённые меха - простые горностаевый (ermine) и беличий (vair). За исключением "potent", разновидности беличьего меха редки, так же, как и "papellone" (чешуя) и "plumete" (перья). Русская геральдика использует только два меха - горностаевый и беличий (включая их "негативные" варианты). Символика цветов Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками. Золото, король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение. Серебро - символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость. Червлёнь - символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе. Лазурь - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо. Зелень - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав. Пурпур - символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство. Чёрнь - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура. Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции. Мех, в соответствии со средневековыми нормами, мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства (в наши дни горностаевая шуба у привилегированных членов общества выполняет ту же функцию), однако сейчас это правило немного демократизировалось. 2004 г. -------------------- - Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.
Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт |
Всадник |
![]()
Сообщение
#2
|
Человек
Творец Grande moderatore ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пол: ![]() Сообщений: 4292 ![]() Зло прав не имеет ![]() |
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Излюбленный геральдический мотив - изображения разнообразных животных. Сегодня они могут быть чётко разделены на фантастических и реальных, но в прошлом наука не ставила под сомнение существование таких животных как дракон, единорог, грифон и других. В Средние века и долгое время после, представления о животном мире основывались на трудах античных авторов и более поздних, пропитанных мистицизмом и символизмом произведениях, таких как "Физиолог", создававшихся на основе легенд, мифов, рассказах путешественников. Животные в геральдике символизируют человеческие качества и различные философские понятия. Они делятся на животных-охотников (лев и другие хищники) и животных-жертв (к примеру, олень). Надо заметить, что есть некоторые геральдические существа, которые носят названия реальных животных, но практически не имеют сходства с ними. К примеру, геральдический тигр выглядит скорее как лев или волк. Ниже приводится список наиболее распространённых в геральдике типов животных, естественных и фантастических. Будет интересно коротко рассказать о некоторых из них (вопросы блазонирования животных рассматриваются на странице Блазонирование животных). Наиболее распространённые типы животных (естественные): Четвероногие животные Лев - символ власти, силы, храбрости, отваги, великодушия. Бык - символ плодородия, труда и терпения, а также скотоводства. Конь - совмещающий храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту оленя и ловкость лисицы. Собака - Telbot (мастиф), а также Alaund и Greyhound - символ преданности и повиновения. Кошка - символ независимости. Овца (ягнёнок) - символ кротости. Лань - символ робости. Волк - символ злости, прожорливости и алчности. Медведь - символ предусмотрительности и силы. Олень - символ воина, перед которым бежит неприятель. Кабан (вепрь) - символ мужества. Слон - символ долгой памяти. Антилопа Кролик Птицы Птицы часто встречаются в геральдике, в общем выражая идею активной жизни. Вот перечень наиболее распространённых птиц. Орёл - символ власти и господства, великодушия и прозорливости. Павлин - символ тщеславия. Пеликан - символ родительской любви. Ворон - символ долголетия. Журавль (с камнем в одной лапе) - символ бдительности. Сокол - часто встречается в геральдике; изображался также с охотничьими атрибутами - кожаным колпачком с бубенчиком и ремешками (jessed, hooded and belled), с добычей, пучком стрел в когтях. Лебедь - иногда изображался короной на шее (точнее, на горле), и в этом случае обозначался термином "cygney-royal" (англ. "cygnet" - молодой лебедь). Сова - символ мудрости. Страус Аист Грач Попугай Утка Ласточка Насекомые Пчела - символ трудолюбия. Муравей - также символ трудолюбия. Бабочка - эмблема непостоянства. Морские животные Дельфин (Swift)- эмблема силы. Морская раковина (Escallop) - первоначально раковина служила знаком того, что носитель герба совершил паломничество к христианской святыне Св. Яго в Компостелле, Испания (Sant-Jago de Compostella), но позже символизировала участие предъявителя герба или его предка в дальнем паломничестве или в Крестовом походе. Змеи Змей, который может быть и драконом - символ предосторожности и мудрости; поражаемый героем символизирует зло, свернувшийся кольцом символизирует вечность, ползущий - символ печали, раздора, неблагодарности, зависти; пьющий из чаши - символ медицины. Фантастические животные Изображения и описания фантастических животных представлены на странице Бестиарий Растения Дуб - символ крепости и силы. Оливковое дерево - символ мира. Пальма - символ долговечности. -------------------- - Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.
Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт |
Всадник |
![]()
Сообщение
#3
|
Человек
Творец Grande moderatore ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пол: ![]() Сообщений: 4292 ![]() Зло прав не имеет ![]() |
"Экскурс в геральдику"
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ГЕРАЛЬДИКИ (Наиболее часто встречающиеся фигуры) Фигур, заполняющих пространство геральдических щитов, великое множество. Мы можем представить здесь лишь небольшую, едва ли не двадцатую их часть. Для настоящего перечня фигуры отбирались по принципу наиболее частого использования. Приведенное толкование символического смысла фигур предложено У. Сесилом Вейдом в его книге "The Symbolisms of Heraldry or A Treatise on the Meanings and Derivations of Armorial Bearings", изданной в 1898 году в Лондоне. Однако надо принять во внимание, что, во-первых, разные авторы по-разному трактовали геральдические фигуры, и, во-вторых, многие из фигур вообще первоначально не имели какого-либо символического значения, а приобрели его много позже. Следовательно, данные объяснения не означают, что эти фигуры нельзя истолковать по-другому. Алтарь (Altar) - изображается в виде круглого пьедестала с огнем на вершине (inflamed). Арфа (Harp) или Лира (Lyre) - размышление, созерцание. Бурдюк (Water-bouget) - два кожаных сосуда, связанных вместе и переносимых на плече. Они использовались солдатами для переноса воды в походах. Показывает того, кто доставил воду в лагерь или в осажденное место. Башня или Замок (Tower или Castle) - великолепие и основательность. Иногда показывает того, кто в одиночку сражался за своего короля, или того, кто добился победы мощью или военной хитростью. Ворота крепостные (Portcullis) - эффективная защита в критическом положении. Горн, рожок (Clarion или Rest), Труба (Trumpet) - готовность к драке. Застежки, пряжки (Buckles) - правильное управление, приносящее победу. Звезда пятиконечная (Mullet) - обозначает некое качество, дарованное свыше, а также третьего сына. Звезда шестиконечная (Estoiles) звезда с шестью волнистыми лучами. Колесо (Wheel) - благосостояние. Колесо св. Екатерины (Catharine Wheel) - эмблема того, кто готов подвергнуться большим испытаниям ради христианинства. Копье (Spear или Lance) - рыцарское служение и благочестие. Корабль (Ship, Lumphiad или Galley) - показывает того, кто прославился в морской экспедиции. Кошелек (Purse) - щедрый и великодушный управляющий. Лестница (Scaling Ladder) - тот, кто был бесстрашен во время штурма. Маяк или Светильник (Beacons или Cressets) - тот, кто охраняет государство, или тот, кто вовремя предупредил об опасности. Меч (Sword) - праведное и благородное стремление к ратной славе. Наконечник копья (Spear Heads или Pheons) - ловкость, остроумие и проницательность. Подушка (Cushion) - знак власти. Подушка имеет, как правило, четыре кисточки, по одной в каждом из углов. Полумесяц (Crescent)- показывает того, кто был удостоен благосклонным взглядом своего суверена. Рога и Рожки (Horns и Antlers) - сила и сила духа. Рог изобилия (Cornucopia) - щедрость природы, дар. Рожок охотничий (Hunting Horn) - тот, кто любит быстрое преследование. Рука (Hand) - вера, искренность и правосудие. Рука в латной перчатке (Gauntlet) - человек, готовый к военному предприятию. Рукав (Maunch) - деталь старинной одежды. Встречается уже в самых ранних гербах. Седла, Стремена и Шпоры (Saddles, Stirrups и Spurs) - подготовленность для усердной службы. Сердце (Heart) - милосердие, искренность. Сноп (Garb) - сноп пшеницы. Столб или Колонна (Pillar или Column) - сила духа и постоянство. Стрелы и наконечники стрел (Arrows и Arrowheads) - готовность к войне. Шахматная ладья (Chess-rook) - так называлась фигура в шахматах, от итальянского "rocca" - башня или замок. Шпора золотая (Gold Spur) - атрибут рыцаря. Шпора серебряная (Silver Spur) - атрибут эсквайра. Шип (Caltrap) - предмет, бросаемый на землю, чтобы повреждать ноги лошадей. Скамья или Табурет (Trestles или stools) - гостеприимство. Эскарбункул (Escarbuncle) - декоративная фигура неясного происхождения (возможно застежка или арматура щита). Символизирует превосходство. Якорь (Anchor) - символизирует надежду или военно-морскую службу. Морская раковина (Escallop) - первоначально раковина служила знаком того, что носитель герба совершил паломничество к христианской святыне Св. Яго в Компостелле, Испания (Sant-Jago de Compostella), но позже символизировала участие предъявителя герба или его предка в дальнем паломничестве или в Крестовом походе. Сердце пылающее (Flaming Heart) - горячая привязанность. Мост (Bridge) - показывает губернатора или судью (чиновника). Луна (Moon) - безмятежное правление. Подкова (Horse Shoe) - удача. Рука красная на щитке "escutcheon" (Red Hand) - эмблема баронета. Солнце (Sun) - слава и блеск. Щит (Shield) - защита. -------------------- - Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.
Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт |
Всадник |
![]()
Сообщение
#4
|
Человек
Творец Grande moderatore ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пол: ![]() Сообщений: 4292 ![]() Зло прав не имеет ![]() |
"Экскурс в геральдику"
БЕСТИАРИЙ Bestia в переводе с латыни - зверь, а бестиарием назывался в древнем Риме боец с дикими зверями на арене цирка. Позднее, в Средние века, это название получили нравоучительные трактаты, в которых на примере мнимых и реальных животных рассматривались различные христианские понятия. Одним из главных источников для подобных трудов был "Физиолог" или "Нравописание зверей" - сборник, появившийся, видимо, во II веке в Александрии, который со временем расширялся и переводился на разные языки, в том числе на древнерусский. В "Физиологе" в духе христианской религии разъяснялось символическое значение нравов животных. Вот как, к примеру, трактовался в "Физиологе" онокентавр, сочетавший в себе, по мнению авторов, две природы - возвышенную и низменную, олицетворяя двоедушного человека, помышляющего о добре, но не имеющего сил отступиться от грехов: "Таковы люди непостоянные, идущие по двум путям, таковы те, кто, посещая церковь, не оставляют греховных помыслов. У них вид прямодушный, но они далеки от того, чем прикидываются. Они умеют соблазнять, подобно еретикам, которые проникают в сердца невинных и слабых". Бестиарии, в которых крупицы истины терялись среди домыслов, религиозной демагогии и небылиц, заимствованных из мифологии, легенд и фольклора, долгое время оставались едва ли не единственным источником сведений о животном мире разных стран. Геральдических животных много, поскольку любой зверь может быть избран геральдической эмблемой. В этом "Маленьком бестиарии" коротко рассказывается лишь о некоторых из них. Здесь мы рассмотрим прежде всего фантастических существ, попавших в геральдику из мифологии, или специально для нее созданных. ЛЕВ И ЛЕОПАРД Лев - царь зверей, а также его разновидность - леопард, был одним из старейших и самых популярных геральдических символов. В Англии король Генрих I (1070-1135) использовал льва в орнаменте своего щита. Из 918 баннеретов короля Эдварда II (1285-1327) 225 имели на своих гербах льва. Первоначально геральдические изображения были довольно примитивными, без детальной прорисовки (с XIII по XVI век в геральдике преобладал готический стиль, затем стиль барокко, а в XVIII веке - стиль рококо). При этом лев не отличался от леопарда - оба изображались удлинёнными, сухими и поджарыми, у льва не было гривы. Разница между ними была и остаётся не зоологической, а чисто геральдической, поэтому леопарда как отдельного геральдического животного фактически не существует. Классический геральдический лев должен стоять на задних лапах, и быть повёрнут в профиль. Если лев ступает на три лапы, а его голова повёрнута на зрителя, его следует называть леопардом (если голова такого леопарда повёрнута в профиль, он становится леопардовым львом). Лев, чья морда обращена на зрителя, называется львиным леопардом. Рассмотрим конкретные примеры. На историческом гербе французского департамента Верхние Пиренеи в золотом поле изображены два червлёных леопардовых льва с лазоревыми когтями и языками. Иначе говоря, это два льва passant (французское описание этого герба - "D'or aux deux lions leopardes de gueules, armes et lampasses d'azur, passant l'un sur l'autre", английское - Or, two lions Passant Gules armed and langued Azure). На историческом гербе французской области Гиень в червлёном поле изображён золотой леопард с лазоревыми когтями и языком, или лев passant guardant (французское описание этого герба - "De gueules au leopard d'or, arme et lampasse d'azur", английское - "Gules a lion Passant Guardant Or armed and langued Azure"). Во вторых вариантах термин "леопард" вообще не применяется. ОРЁЛ Орёл - царь птиц. Наравне со львом он является старейшим и самым распространённым геральдическим существом. Ещё в древности во многих странах мира орёл был символом власти, могущества, смелости и быстроты. В религиях многих народов орлы - спутники богов или сами являются богами. С давних времён эта величественная птица служит имперским символом. ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ Двуглавый орёл, весьма популярное геральдическое существо, возник, видимо, на востоке как символ соединения Мидийского царства с ассирийским, которое произошло в 598 году до нашей эры. Появление двуглавого орла в древнем Риме связано с Константином Великим (306-337) или Юстинианом I (527-565), когда объединились под одним скипетром обе империи - Восточная и Западная, имевшие в гербах одноглавого орла. Восточно-Римская империя до своего падения имела в гербе чёрного двуглавого орла с червлёными глазами и языками, и золотыми клювами и лапами. Затем он появляется на гербах государств, считающих себя преемниками Рима, например на гербе Священной Римской империи Германской нации, а также на гербах фамилий, произошедших от византийских императоров или соединённых с ними брачными узами. Таким путём он попал и в Россию, когда в 1472 году состоялся брак царя Иоанна III (1440-1505) с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога Зоей (Софьей). ДРАКОН Популярный в средневековье геральдический монстр. Изображался обычно с двумя крыльями, четырьмя ногами, длинным завитым остроконечным хвостом, с чешуйчатым телом. Когда дракон изображён без крыльев, он называется "lindworm", когда без ног - "serpent". С опущенной головой он называется побеждённым драконом. ВАЙВЕРН Разновидностью дракона является Вайверн - двуногий крылатый дракон с телом, переходящим в длинный остроконечный хвост, обыкновенно свернутый кольцом. ЕДИНОРОГ Единорог - великолепное мифическое животное, названное так из-за единственного длинного прямого рога во лбу. Одно из самых популярных мифических существ, символ чистоты и целомудрия. В разное время и в разных странах он выглядел по-разному, но в нашем понимании единорог такой, каким он предстаёт на гербе Великобритании, где он появился благодаря королю Джеймсу I (1566-1625), а ранее он был эмблемой английской "королевы-девственницы" Елизаветы I (1558-1603). Здесь он изображён с телом и головой лошади, с ногами и копытами оленя, с козлиной бородой, львиным хвостом и витым рогом во лбу. Самые ранние изображения единорога в виде однорогого быка встречаются в памятниках культуры третьего тысячелетия до нашей эры, в частности на печатях из древних городов долины Инда - Мохенджо-Даро и Хараппы. Единорог фигурирует в священных индийских текстах "Махабхарата" и "Атхарваведы". Влиянием этой позднейшей индийской традиции исследователи объясняют появление Единорога в западноазиатских (ближневосточных) и раннеевропейских мифологических системах. Греческая и Римская традиции рассматривали Единорога как реально существующего зверя и связывали его происхождение с Индией или Африкой. Ещё в конце XIX века находились учёные, верившие в реальность единорога (в качестве примера приведён рисунок из чешского гербовника - герб рода Смичковых). ФЕНИКС Феникс - известная с древности удивительная птица, обладающая способностью возрождаться к жизни после самосожжения. Классический феникс выглядит как птица, напоминающая орла (или цаплю) с золотыми и красными перьями.Феникс воспринимался христианами как символ воскресения, возрождения и бессмертия. Он был эмблемой (badge) английской королевы Елизаветы I. МАРТЛЕТ Мартлет (martlet) - мифическая безногая птица-вестник, напоминающая ласточку или стрижа; на гербе она изображается с двумя пучками перьев вместо ног. Распространённое геральдическое изображение, использующееся для обозначения четвёртого сына. Так же в рыцарской геральдике мартлетты символизируют дочерей рыцаря. ГРИФОН Грифон - древнее мифическое существо с телом льва и головой и крыльями орла. Древнейшее изображение грифона находится на печати, найденной на территории современного Ирана. Этой печати пять тысяч лет. Грифон очень большое, мощное и грозное животное. В мифологии грифоны часто выполняют функции стражей золота. Величественный грифон, сочетающий в себе льва - царя зверей и орла - царя птиц, был популярным геральдическим животным. ВАСИЛИСК Василиск - экзотический монстр, убивающий взглядом. Историк и натуралист I века Плиний Старший в своей Естественной истории рассказывал о василиске как о небольшой змее с тремя выступами на голове, образующими что-то наподобие диадемы. Отсюда происходит и его название basiliscus-regulus (др.греч. базилевс - царь) и титул короля змей. Но в Средние века к описанию Плиния прибавились подробности происхождения василиска, что вызвало перемены в его облике - появилась разновидность василиска, названная "кокатрис". Считалось, что он рождался под звездой Сириус из круглого яйца, снесённого семилетним петухом и высиженного в навозной куче жабой. Столь невероятное совпадение факторов давало исключительный результат: василиск получался небольшим, с кошку, злобным существом с головой и ногами петуха, крылатым туловищем ящерицы (или жабы) и заострённым хвостом змеи. Он мог взглядом убивать людей и животных, от его смертоносного дыхания высыхала трава и растрескивались камни, а свист обращал в бегство даже ядовитых змей. Плиний описывает случай, когда всадник, убивший василиска длинным копьём, погиб вместе с лошадью от яда, дошедшего до него через древко. Но, по словам Плиния, дабы в природе ничто не оставалось без противовеса, имелся способ уничтожить монстра - стоило лишь показать ему зеркало, и тогда василиск умирал от отражения собственного взгляда. Некоторые источники предлагали и дополнительный способ: василиск мог погибнуть, если человеку удавалось заметить его раньше, чем монстр заметит его самого. Кровь василиска, смешанная с киноварью, может служить предохранительным средством от ядов и болезней, а также придаёт силу молитвам и заклинаниям. Алхимия утверждала, что с помощью василиска можно превращать медь в золото. Для этой цели можно было вывести василиска искусственно. Вот какой способ разведения василисков предложен германским монахом Теофилом Пресвитером в труде "О различных искусствах", написанном в конце XI - начале XII века: "Есть ... подземная темница, обложенная камнем и сверху, и снизу, и со всех сторон, с двумя столь малыми оконцами, что свет сквозь них едва проникает. Пускают сюда двух петухов двенадцати или пятнадцати лет и дают им еды обильной. Как разжиреют они, то от пыла, вызванного тучностью, спариваются и откладывают яйца. Когда яйца отложены, убивают петухов, и сажают жаб высиживать те яйца, и кормят их хлебом. Когда яйца насижены, вылупляются петушки, во всем подобные цыплятам, рожденным от курицы, но через семь дней вырастают у них змеиные хвосты". Затем следовало сжечь детенышей, смешать пепел с кровью рыжего человека и уксусом, и полученной смесью обработать медь (на рисунке из чешского гербовника - герб рода Враждовых). ЙЕЙЛ Йейл (ял, йель) - это животное также впервые описал Плиний Старший. Некоторыми чертами и размерами йейл напоминает антилопу. Шкура у него чёрная или рыже-коричневая. Главные его особенности - кабаньи клыки и длинные загнутые рога, которые можно было направлять в разные стороны, так как они были подвижными. Йейл был очень популярен в Средние века в качестве геральдического животного. В английской геральдике он становится одним из так называемых "королевских животных". САЛАМАНДРА Саламандра - очень древнее существо, упоминаемое ещё Аристотелем. Это ящерица-амфибия, обладающая чудесной способностью не сгорать в пламени. В геральдике она символизировала стойкость и иммунитет к опасности. ЭНФИЙЛД Энфийлд (Enfield)- животное с головой и хвостом лисицы, задними ногами и туловищем волка, имеющее вместо передних ног орлиные лапы. Очевидно, впервые это существо появилось в навершии герба рода Келли, которое приведено на рисунке. Так же это животное изображено на гербе лондонского округа Энфилд. ТИГР Геральдический тигр, которого называют "tyger", чтобы отличить от настоящего тигра (tiger), встречающегося в геральдике, имеет тело волка, хвост и гриву льва, мощные челюсти (верхняя оканчивается клювом) и вытянутую морду. Таким, очевидно, представляли его средневековые художники, никогда не видевшие реального зверя. По легенде, тигрица - грозная мать, готовая яростно защищать свое потомство, но человек может похитить ее детеныша, если будет держать перед собой зеркало - тигрица будет загипнотизирована собственным изображением и потеряет бдительность. Поэтому геральдические тигры иногда изображаются смотрящими в зеркало. АНТИЛОПА Геральдическая антилопа, называемая также "Agacella", мало походит на настоящую - это животное с головой геральдического тигра, кабаньими клыками, зазубренными рогами, с гривой на спине, телом антилопы и хвостом льва. Это существо было эмблемой (badge) короля Генриха V. АЛЬФИН Альфин (Alphyn) очень похож на геральдического тигра, но с более плотным и волосатым телом, густой гривой, вытянутыми ушами, длинным тонким языком и перекрученным хвостом. Передние лапы у альфина орлиные. ПАНТЕРА Геральдическая пантера всегда изображается "incensed", то есть огнедышащей (разъяренной), с пламенем, вырывающимся изо рта и ушей. Существо описывается как прекрасное и доброе. Когда пантера пробуждается ото сна, она издает приятное высокое пение, и восхитительный поток приятно пахнущего дыхания доносится из ее рта, так, что все звери следуют за ней (кроме дракона, который боится пантеры и убегает прочь). Пантера была эмблемой (badge) королей Генриха IV и Генриха VI. Иногда она изображается как обычное животное типа пантеры, иногда (особенно в немецкой геральдике) как существо с четырьмя рогами, коровьими ушами и длинным красным языком в виде пламени. МОРСКОЙ ПЕС Морской пес, возникал в воображении тех, кто никогда не видел настоящего морского котика, но слышал о нем от мореходов. Так морской пес был зачислен в семейство морских химер вместе с русалками, козерогами и прочими монстрами. Это существо использовалось в качестве эмблемы моряками и портовыми городами. ДРУГИЕ МОРСКИЕ СУЩЕСТВА Рыбий хвост может быть "приставлен" к любому животному или человеку. Полученные таким образом существа, нижняя половина которых изображалась в виде рыбьего хвоста, назывались "Marined". Таковы показанные здесь "морской человек" (Merman) и "морской конь" - гиппокамп. ПЕГАС Пегас - белоснежный крылатый конь из греческой мифологии. Изящный пегас был избран в качестве эмблемы Тамплиерами. Он символизировал славу, красноречие и созерцание. КЕНТАВР Кентавр - существо из античной мифологии, имевшее человеческую голову, руки и торс, переходящий в лошадиное тело. Существует и онокентавр - разновидность кентавра. Это получеловек-полуосёл, имевший не четыре, как кентавр, а только две ноги. В Средние века онокентавров изображали с луком и стрелами, также изображается и зодиакальный знак Стрельца (на рисунке из чешского гербовника - онокентавр на гербе Некчовых). ГАРПИЯ Гарпия (называемая также "Jungfraunadler") - существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла (стервятника). Слово "гарпия" связано с древнегреческим глаголом "арпадзо" - "хватать, похищать". В геральдике гарпия выражает понятие "свиреп, когда спровоцирован", но может быть истолкована и как символ порока и страстей (если подразумевается побежденный враг). -------------------- - Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.
Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт |
Всадник |
![]()
Сообщение
#5
|
Человек
Творец Grande moderatore ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пол: ![]() Сообщений: 4292 ![]() Зло прав не имеет ![]() |
Еще немного о геральдике.
Основные нормы составления территориальных и муниципальных гербов: методические рекомендации. [ 01.01.2003 ] // Государственная герольдия при Президенте РФ (составитель - М.Ю. Медведев) I. Первоочередные рекомендации II. Право на герб III. Значение и символика герба IV. Основные геральдические и геральдико-правовые нормы V. Общие замечания Примечания Представляемое здесь изложение гербоведческих и геральдико-правовых норм подчинено практической задаче: облегчить работу тех, кто разрабатывает государственную символику субъектов Российской Федерации и официальную символику муниципальных образований. Многие из перечисляемых норм широко известны благодаря популярным и учебным изданиям, другие знакомы только исследователям и до сих пор не рассматривались (или почти не рассматривались) в общедоступных публикациях. Рекомендации готовились в расчете на широкий круг адресатов; предполагается, что они будут небесполезны и для начинающих любителей геральдических художеств, и для тех, кто интересуется этой темой уже давно, а также для официальных лиц органов власти и самоуправления, связанных с геральдической проблематикой по долгу службы. Обращаясь к перечисленным здесь нормам, стоит учитывать, что формально гербоведческие принципы неразрывно связаны с такими важнейшими функциями герба, как юридическая (герб является объектом права и в то же время представляет своего обладателя в качестве субъекта права), репрезентативная (герб - парадный, торжественный знак) и прежде всего - опознавательная. Некоторые правила составления гербов могут показаться на первый взгляд архаичными, неактуальными, недостаточно логичными и т.д. Однако их несоблюдение неизбежно наносит урон гербу - его правовой корректности, парадности и узнаваемости. Некоторые положения поясняются примерами, собранными в конце текста в виде примечаний. I. Первоочередные рекомендации При разработке герба обратите внимание, какой именно субъект права, какое юридическое лицо будет им обозначено (см. раздел 1). Традиционная символика, старые гербы безусловно имеют приоритет; но при их восстановлении необходимо учитывать множество исторических и правовых обстоятельств (разделы 2, 3, 17-19, 23). Не пытайтесь выразить в гербе ВСЁ - всю историю, все достопримечательности и т.п. (разделы 5, 6). Основой герба должен быть геральдический щит; цвета, их сочетания и повороты фигур должны соответствовать гербоведческим нормам (разделы 8-11). Единственным эталоном герба является его геральдическое описание. Изобразительный эталон не допускается, (раздел 14). Необходимо избегать дробления щита на несколько отдельных композиций, никак не связанных общими элементами (раздел 15), помещения в гербах атрибутов новейшего времени (раздел 13), изображений конкретных сооружений и предметов (раздел 12), надписей, за исключением девизов (раздел 16), а также украшений вокруг щита - также за исключением некоторых случаев (разделы 17-21). В гербах субъектов Федерации и муниципалитетов не может воспроизводиться федеральная символика - орел и триколор (раздел 22), региональная (губернская, областная и т.п.) символика может использоваться в муниципальных гербах только на определенных условиях (раздел 23). Ниже эти и другие основные нормы раскрываются более подробно. II. Право на герб 1. Правом на герб обладают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Согласно российской традиции, город может иметь герб, даже не будучи отдельным муниципальным образованием. Но в принципе право на этот герб принадлежит не самому городу, а муниципальному образованию, к которому этот город относится. Органы самоуправления этого муниципального образования могут вводить или не вводить герб в использование, по своему усмотрению регулировать его употребление и т.д. (Примечание 1). Населенные пункты, не являющиеся отдельными муниципальными образованиями и не имеющие статуса города, претендовать на герб не могут. Органы местного самоуправления вправе вводить для таких населенных пунктов административные эмблемы, разработка которых выходит за пределы рассматриваемых здесь проблем. Особые регионы, образуемые федеральными Законами и Указами, также могут иметь гербы; но вопрос о таковых должен каждый раз рассматриваться в индивидуальном порядке. 2. Городские гербы, утвержденные в законодательном порядке до 1917 года, остаются в силе как не отменявшиеся в законодательном порядке ни в годы революции, ни позднее. Поэтому правильнее говорить не о возрождении или восстановлении исторического герба города, а о восстановлении его употребления или об обращении к историческому гербу. Переименование города не лишает его права на исторический герб. Право на исторический городской герб сохраняется за городом, если он является муниципальным образованием. Если же он входит в качестве составной части в более крупное муниципальное образование (район и т.п.), то право на использование исторического герба переходит к этому образованию. В отличие от городских, исторические гербы губерний, областей, уездов и округов, существовавших до революции, были "автоматически" отменены реформой территориально-административного устройства России, проведенной в 1928-1929 годах, и сегодняшние территории не являются прямыми обладателями этой старинной символики. Однако они вправе - в качестве территориальных и моральных преемников - воспользоваться историческими территориальными гербами при создании собственных. Некоторые элементы при этом неизбежно должны отсеяться, но "знаковое ядро" сохранится. Обращаясь к исторической символике, необходимо учитывать одушевлявшую их геральдико-правовую логику, выразившуюся в нормах дореволюционного законодательства о земельных и городских гербах (прежде всего - Указ 1857 года об их упорядочении). Основные трудности, возникающие при приложении этих норм к сегодняшней действительности, рассмотрены ниже (см. раздел 23 и др.). 3. В случае слияния муниципальных образований, уже имеющих гербы, возможно: 3.1. создание нового герба с использованием или без использо-вания элементов существовавших ранее гербов; 3.2. соединение гербов в один составной; 3.3. принятие герба одного из муниципалитетов в качестве общего. III. Значение и символика герба 4. Во вступлении уже говорилось об основных функциях герба - репрезентативной, юридической, опознавательной. Именно роль герба как опознавательного знака является ключевой. Герб должен быть узнаваем, иконографически своеобразен. Это "необщее выражение лииа" во многом оказывается важнее смыслового содержания, вкладываемого в герб его разработчиками (ведь оно может забыться, а облик герба остается). История знает множество гербов, возникновение которых было случайным, символика - надуманной или навязанной и т.д.; но со временем такие гербы нередко приживались и становились объектом любви, гордости и признания, поскольку на них переносилась репутация, доброе имя соответствующих городов к территорий (если же нет доброго имени, не поможет самый пышный герб). 5. Прекрасно, если герб отражает местную историю, топографию, достопримечательности или же стремления жителей города (района, области и т.д.). Но не стоит превращать герб в "краткий путеводитель" и пытаться отразить в нем все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению. 6. Один из классических способов создания герба - принятие изображения, перекликающегося с названием, именем обладателя герба (орел в гербе г. Орла, горох - в гербе г. Гороховца, ворон - в гербе г. Грайоворона, старая женщина - в гербе г. Старицы и т.д.); такие гербы называются гласными. При этом изображение может и не отражать действительное происхождение названия, достаточно созвучия. Так, Великие Луки получили свое название из-за речных излучин, а в их гербе помещены три лука. Главный герб может отражать старое, впоследствии отмененное название города или местности; в нем могут быть обыграны различные диалектные ил и профессиональные термины и т.п. 7. Нет необходимости ограничиваться узким кругом "самых геральдических" знаков. Чиж, улитка или головастик в принципе не менее геральдичны, чем лев или орел; крапива или незабудка приемлемы наравне с розой, лавром или хлебным снопом. В геральдике существует, кроме того, обширная практика употребления фантастических фигур - как глубоко традиционных (грифон, феникс, кентавр, мантикора и т.п.), так и изобретаемых заново или переносимых в геральдику из фольклора, народного искусства и т.д. (гербы Иркутска и Иркутской области, Удмуртии, Коми и другие). Все это расширяет возможности герботворчества. В то же время существуют ограничения, определяющие, какие фигуры не должны включаться в герб. Об этих ограничениях см. в разделах 12 и 13. IV. Основные геральдические и геральдико-правовые нормы 8. Важнейшие элементы герба помещаются в пределах ограниченного пространства, условно именуемого геральдическим щитом (полем щита). 9. Цвета всех деталей (фигур, поля и т.д.) должны быть определены. Желательно ограничиться основными геральдическими цветами: двумя "металлами" - золотом и серебром (в геральдике не проводится различия между золотом и желтым, между серебром и белым цветом), пятью "финифтями" ("эмалями") - лазурью (это понятие объединяет различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие), червленью (красный, алый цвет), зеленью, черным и пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого); допускается также стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, "противогорностаевый" и т.д.; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом) и телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров, сфинксов и других человекоподобных чудовищ). При одноцветном воспроизведении герба используется условная штриховка для червлени (рис.1), лазури (рис.2), зелени (рис.3), пурпура (рис.4). Серебро изображается незаштрихованной поверхностью, золото - поверхностью, покрытой точками. Черный цвет изображается поверхностью, закрашенной сплошь, а при рельефном воспроизведении - пересекающимися штрихами (рис.5). Приведены также основные типы воспроизведения горностаевого меха (рис.6, 7) и беличий мех (рис. ![]() 10. Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне (в металлическом поле), должны быть финифтяными, и наоборот - фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими. Металл на металл, финифть на финифть не накладываются. Это - так называемое "основное правило геральдики". Есть несколько ситуаций, в которых соблюдение основного правила необязательно. Например, если герб с "запрещенным" сочетанием цветом был утвержден главой государства или существует - хотя бы без такого утверждения - более века, исправлять его не нужно. Но в общем случае основное правило необходимо соблюдать. 11. Стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, от зрителя правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона - справа. Живые существа - люди, животные, ангелы и т.п. и некоторые искусственные фигуры (например, корабли) изображаются в геральдике обращенными или прямо (на зрителя), или направо (от зрителя - налево). Подобным образом орудия (меч, стрела, молот и т.п.) обычно изображаются обращенными верх или направо. Поворот геральдически влево нетипичен для геральдики. При изображении нескольких фигур они могут быть обращены в одну сторону, друг к другу или же в разные стороны. Поворот живых фигур и орудий влево вполне возможен, но требует специальной мотивации. Например, поворот московского всадника влево освящен давней традицией; это же можно сказать и о фантастическом звере в городском иркутском гербе. Аналогичный поворот тигра в гербе Еврейской Автономной Области символизирует необычную судьбу этого субъекта Федерации и т.д. 12. Недопустимо помещение в гербе конкретных архитектурных сооружений (зданий, памятников и др.). В гербе нельзя, к примеру, изобразить Московский Кремль или Медного всадника (хотя можно изобразить условную крепость с остроконечными башнями, определив их число, расположение и т.д., или всадника на скале). 13. Необходимо избегать включения в герб элементов, являющихся исключительной принадлежностью позднего нового и новейшего времени, а также технологически специфических форм (станки, автомобили, пистолеты, специальные инструменты и др.); их рекомендуется заменять традиционными условными знаками-аналогами: молнией для электростанции или электроэнергии, сквозным ромбом для текстильного производства и т.п. 14. Герб не является графически неизменным. Герб - не товарный знак, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в разных стилях, в щитах разных форм и пропорций: изменением герба как такового это не является. Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении. Эталоном герба является не рисунок (его роль - пояснительная), а геральдическое описание, запечатлевающее "формулу герба". Описание составляется с применением особой гербоведческой терминологии. Обычно в ходе проведения экспертизы в Герольдии её специалисты обеспечивают составление описания, соответствующего и гербу, и всем научным требованиям, после чего это описание утверждается местной администрацией. 15. Щит герба, как правило, должен иметь одно поле. Это поле может делиться на разноцветные участки, но они должны быть объединены общей фигурой, образовывать цельную композицию. В противном случае герб окажется соединенным из двух или нескольких гербов, а это допустимо лишь в тех случаях, если имеет место слияние муниципалитетов, городов, территорий, уже имевших свои гербы в прошлом. При соединении нескольких гербов в одном необходимо помнить, что разные способы их сочетания (в рассеченном щите, пересеченном щите, в щите, разбитом начетверо и т.д.) имеют разное геральдическое и правовое значение, что определяется международными и отечественными нормами и прецедентами. В принципе каждый отдельный случай заслуживает отдельного обсуждения (Примечание 2). В исторических версиях многих городских и уездных гербов щит был пересеченным (разделенным по горизонтали) и объединял региональную эмблему с местной. Но эти гербы устарели более века назад (см. раздел 23) и служить образцом сегодня отнюдь не могут. 16. В состав герба может входить девиз - лаконичная надпись, воспроизводящая призыв, утверждение, назидание или какую-либо историческую фразу. Девизы помещаются за пределами щита на лентах, декоративных полосах (обычно помещаемых ниже щита). Как правило, цвет литер (букв) девиза соответствует расцветке главной фигуры герба, а цвет ленты - главному полю герба, хотя при наличии обоснования возможно и другое цветовое решение. Иное помещение надписей в гербах - как в пределах, так и за пределами щита, - не согласуется с геральдическими правилами и потому неприемлемо. Это касается прежде всего названий и их аббревиатур, а также цифровых обозначений (дат основания и т.п.). Немногочисленные старые гербы, составленные с нарушением этого принципа (например, гатчинский, таганрогский), считаются "освященными давностью" и не требуют обязательной переделки. Вообще же помещение названия в герб - классический пример геральдического дурного тона. Герб является "изобразительным именем", и дополнять его писаным именем было бы не только негеральдическим действием, но и тавтологией, неоправданным дублированием обозначающей функции. К тому же на бланках и гербовых печатях органов власти и самоуправления герб все равно сопровождается надписью-названием. 17. За исключением девиза, все элементы герба, сопровождающие щит, имеют особое геральдико-правовое значение атрибутов статуса и потому не могут вноситься в гербы произвольно. Это относится к любым коронам, шапкам, венкам и ветвям, лентам (кроме девизных), наградам, а также к щитодержателям - условным фигурам (животных, людей и т.п.), поддерживающим щит. Значение этих элементов, их историческая роль и возможное место в современных гербах поясняются ниже; но в большинстве случаев целесообразно вовсе отказаться от них. 18. КОРОНЫ в гербах не являются и никогда не являлись символом монархического правления (недаром они часто встречаются в гербах республик). Геральдическая корона - это знак определенного достоинства и символ собственных прав (самоуправления - в случае с муниципалитетами, государственной власти - в случае с субъектами Федерации). Правила геральдики и прецеденты определяют, какая именно корона соответствует тому или иному статусу (правовому, историческому и т.п.). Использование корон в российской территориально-административной геральдике имеет давние традиции. С начала ХVШ века гербы различных земель, входящих в состав России, часто дополнялись коронами, венцами и шапками, соответствовавшими историческому статусу территории: так, в гербе астраханского региона помещался особого вида царский венец, в гербе тверской земли - великокняжеская шапка и т.д. В 1730 году был утвержден обширный сборник территориальных и городских гербов, в котором все эти короны были систематизированы и окончательно приобрели особенности, специфичные для российской геральдики; кроме того, были введены и короны для земель, не бывших в прошлом княжествами. Совершенно иной характер имели короны, введенные для территориальных и городских гербов Указом 1857 года. В гербах губерний не нашлось места собственным территориальным коронам; их место заняла императорская корона, означавшая, что все губернские властные институты имеют основание лишь в верховной, центральной власти. Аналогичное значение придавалось специально сочиненной "древней царской короне" в гербах областей, градоначальств и уездов (корона для округов не была утверждена; но на практике употреблялись атрибуты, аналогичные уездным). Собственно, все эти короны не были губернскими, областными или уездными символами; они были знаками верховной власти и принадлежали не территориям, как таковым, а ячейкам определенной территориально-административной системы. Подобным образом короны (башенные и иные), введенные в 1857 году для городов и посадов, были неразрывно связаны с той же системой управления и знаменовали не собственную идентичность города, но его административный статус (центр губернии, уезда и т.п.). С отменой губернско-уездного деления и введением новой территориальной системы в 1920-х годах все короны, установленные Указом 1857 года, лишились своего геральдико-правового основания. Исключение составило лишь небольшое количество корон и шапок, установленных не по административному, а по историческому принципу - для древних центров страны (шапка Мономаха для бывших столиц великих княжеств, соответствующие венцы - для центров царств и т.п.). Сегодня в гербах субъектов Российской Федерации, обладающих собственными органами государственной власти, абсолютно неуместна императорская корона (Примечание 3). Если существует старинная "собственная" корона региона (из числа введенных в 1730 году или аналогичная), она вполне может быть использована в гербе нынешнего субъекта Федерации. Так, в гербе Пермской области присутствует историческая корона (шапка) образца 1730 года. Несколько иные принципы действуют в отношении гербов муниципальных образований. Общая система городских, посадских и уездных корон, утвержденная в 1857 году, совершенно неприложима к сегодняшней ситуации; необходимо на федеральном уровне вводить новую систему статусных корон, и проект соответствующего документа сейчас обсуждается. До принятия такого документа Герольдия настоятельно рекомендует не помещать в муниципальных гербах никаких корон. Исключение в отношении исторических столиц упоминалось выше. Муниципалитет Ярославля, пользуясь исторической привилегией, зарегистрировал герб города с шапкой Мономаха над щитом, но до утверждения общих норм тактично воздерживается от введения этой полной версии герба в повсеместное употребление. 19. ВЕНКИ в российских гербах тоже традиционно рассматриваются как знаки статуса, и до общей федеральной систематизации их имеет смысл избегать (поскольку вне общей системы знак статуса оказывается бессмысленным и неприличным). Включение в герб венка какого-либо нового образца (не употреблявшегося ранее в русской геральдике) также не может считаться удачным, поскольку такой элемент приобретает значение знака статуса по аналогии с историческими версиями венков. В силу разных причин это относится и к дореволюционным орденским лентам, включавшимся в гербы в соединении с различными атрибутами (теми же венками или иными знаками, отражавшими местную специфику). Сегодня для восстановления подобных украшений в местных гербах нет должных оснований. 20. НАГРАДЫ (ордена, медали), принадлежащие субъекту Федерации или городу, могут быть отражены в гербе. Возможно помещение ленты таковой награды вокруг щита или же изображение знака ордена (медали), подвешенного к щиту на своей ленте. В принципе утверждать такие знаки в составе гербов совершенно необязательно, даже нежелательно, т.к. это противоречит российской традиции. Согласно общим геральдическим нормам, герб обладателя награды (территории, города и т.п.) допускается официально воспроизводить с соответствующим наградным знаком (как это описано выше) даже тогда, когда никакие документы и акты о гербе этого не предусматривают. 21. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ, или фигуры в опорах щита - особые элементы герба, связываемые в российской геральдике (и в большинстве других локальных геральдических традиций) с определенным высоким статусом гербовладельца. Немногочисленные, но весомые исторические прецеденты установили в России право на щитодержателей для центров обширных регионов; сегодня им соответствуют центры субъектов Федерации. Так, Новосибирск пользуется гербом со щитодержателями, поскольку является областным центром. Выборг (в прошлом - центр лена, провинции, губернии) сохраняет своих щитодержателей, поскольку они были утверждены за ним не в качестве административного атрибута, но в качестве "индивидуального отличия". Однако это - уникальное исключение. Прочие муниципалитеты, если они не являются центрами своих субъектов Федерации, не могут использовать щитодержателей. Государственный статус субъектов Федерации дает каждому из них безусловное право помещать щитодержателей в собственных гербах. Одновременно со щитодержателями в герб вносится подножие, на котором они стоят (в случае с летучими существами подножие не обязательно). Обычно это - условная орнаментальная "подставка" или зеленая земля. Однако подножие может иметь иную, более сложную форму. 22. Не допускается произвольное внесение общероссийских символов в местные гербы. Двуглавый орел Российской Федерации, ее государственный бело-сине-красный флаг, лента этих же цветов - все эти эмблемы не могут служить ни элементом, ни геральдической основой для герба, ни основой для его части. Дореволюционная общероссийская символика (двуглавый орел в версиях, употреблявшихся до 1917 года; императорская корона и т.п.) может сохраняться в гербе, если это основано на исторической традиции и на конкретных узаконениях. Так, в гербе Санкт-Петербурга сохраняется скипетр, увенчанный двуглавым орлом, поскольку помещение этой почетной эмблемы в герб города было санкционировано императорскими указами (1730 и 1780 годов). 23. Внесение региональных гербов или их элементов в состав муниципальных гербов тоже не может быть произвольным. Для уяснения того, каким оно может быть, понадобится еще один исторический экскурс. В 1778 году впервые в качестве официального принципа было провозглашено помещение элемента земельного герба в гербы городов (тогда же было предусмотрено исключение для наиболее значительных городов, имеющих старинные символы). Позднее стала действовать упрощенная общая схема: гербовый щит, как правило, делился по горизонтали (пересекался), и в нем располагалась составная композиция: вверху помещался герб региона (наместничества, губернии и т.п.), а внизу - собственный герб города. Эта схема, во многих отношениях неудовлетворительная (хотя бы потому, что собственная символика города оказывалась "подавлена"), вызывала справедливую критику и была реформирована Указом 1857 года. По этому Указу все верхние "губернские" части составных гербов упразднялись, а собственные гербы городов распространялись на весь щит. Для обозначения принадлежности города к губернии в герб вводилась т.н. вольная часть - четырехугольник, примыкающий к краю щита. В этой вольной части воспроизводился герб (композиция гербового щита) губернии. При переходе города из одной губернии в другую вольная часть автоматически заменялась. Аналогичные правила применялись и в отношении губернской символики в гербах уездов, а также областной символики в гербах уездов и городов, хотя в Указе это не было указано прямо. Соответствующая Указу трансформация герба представлена на рис.9. Повсеместное соблюдение Указа не было обеспечено; в большинстве случаев (например, в знаменитом справочнике П. П. фон Винклера) по старинке воспроизводилась дореформенная версия герба. Но с геральдико-правовой точки зрения реформа была проведена, а "пересеченные" гербы отменены. После территориально-административных реформ конца 1920-х годов городские гербы (практически уже не употреблявшиеся, но в принципе и не отмененные) утратили не только короны, но и вольные части с региональной символикой. Когда сегодня заходит речь об использовании старинного местного герба, следует помнить, что до сегодняшнего дня этот герб дошел без корон и прочих атрибутов, а также без земельных эмблем в щите (не только без верхней губернской половины, но и без губернской вольной части!); именно в этом виде герб сохранился и, следовательно, в этом виде должен использоваться до новой реформы. Сегодня обозначение принадлежности муниципального образования к субъекту Федерации вполне возможно, но требует соблюдения определенных условий. Во-первых, у самого субъекта Федерации должен быть герб. Во-вторых, Положение или Закон об этом гербе должен предусматривать возможность воспроизведения герба этого субъекта Федерации в муниципальных гербах. В случае соблюдения этих двух условий герб субъекта Федерации может быть беспрепятственно внесен в вольную часть муниципального герба - так же, как это делалось с губернскими гербами в дореволюционную пору. В противном случае можно лишь помещать в муниципальном гербе, в качестве одной из фигур общей композиции, какие-либо элементы традиционной символики региона. Впрочем, иногда этого бывает вполне достаточно для создания эффектной композиции с легко узнаваемым обозначением территориальной принадлежности. Но при этом необходимо соблюдать определенный геральдический такт, поскольку фигуры из исторического герба региона в большинстве случаев нельзя воспроизводить без существенных изменений - иначе это будет неправомерное использование чужого герба. V. Общие замечания 24. Правильность герба определяется не только тем, как он выглядит, но и тем, как он употребляется. Поэтому нормативный акт (Закон, Положение и т.д.) о гербе, как и сам герб, еще на стадии проекта должен пройти экспертизу в Герольдии - это обеспечит соблюдение всех норм. 25. Никакие консультации, "регистрации" и т.п. в каких-либо общественных коллегиях, центрах и иных подобных организациях или же в государственных органах, не имеющих соответствующих полномочий, не могут заменять согласование, экспертизу и регистрацию герба (а равно и иного официального символа) в Государственной герольдии. Точно так же экспертизу не заменяет использование настоящих методических рекомендаций, в которых удалось коснуться нескольких важнейших тем. Примечания 1. Так, Новооскольский район Белгородской области, включающий в себя г. Новый Оскол, в качестве районного герба утвердил старинный герб райцентра. Белгородский район (представляющий собою муниципальное образование, отдельное от Белгорода) оказался вынужден создавать для себя новый герб (хотя при этом была вполне резонно использована та же символика, что и в гербе г. Белгорода). Рассмотрим несколько условных, абстрактных примеров. Представим себе некий район А, являющийся муниципальным образованием, в состав которого входят два города: А (центр района) и Б. В принципе органы самоуправления района могут установить три разных герба: общерайонный, города А и города Б (два последующих - для использования, наряду с общерайонным, в соответствующих городах). Более того, возможно создание и употребление четвертого, соединенного герба, в котором встретятся символы района и двух городов. Эта возможная, но громоздкая модель поддается упрощению; так, можно ограничиться принятием герба района и вообще не ставить вопрос о символике обоих городов (но если они - или один из них - имеют исторический герб, такой маневр безусловно нежелателен); установить единый герб для района А и города А (если население Б не воспротивится); установить гербы обоих городов и в виде соединенного герба пользоваться как районным символом. Иная ситуация - в районе В, где райцентр В выделен в самостоятельное муниципальное образование. В этом случае район В и райцентр В должны иметь разные гербы (хотя вполне закономерным было бы использование общей символики и даже зрительное сходство - но не совпадение! - обоих гербов). При этом не имеет значения, является ли райцентр городом или нет. В любом случае действует принцип, согласно которому герб служит отличительным знаком: один муниципалитет может при определенных обстоятельствах иметь более одного герба; но два разных муниципалитета (или тем более муниципалитет и субъект Федерации) не могут и не должны иметь одинаковый герб. 2. Слияние городов Борисоглебска и Романова в 1822 году подразумевало и слияние их гербов. Но составной герб, принятый в городе без запроса в Герольдию (щит пересечен; вверху, на "губернском" месте - герб Борисоглебска; внизу - герб Романова), оказался несостоятельным и в геральдическом, и в правовом плане. Окончательно вопрос о гербе города (который сегодня называется Тутаевом) решился только в 199Х году, когда из 6 вариантов гербоведчески корректного, "уравновешенного" соединения обоих старых гербов городская администрация выбрала и утвердила один. 3. Эти жесткие ограничения в полной мере относятся только к короне, венчающей щит. Корона, изображенная в пределах щита, имеет иное геральдико-правовое значение. В случае с гербом Вологодской области было решено для отличия от герба города Вологды изобразить императорскую корону - но не над щитом, где она не могла помещаться, а в верхней части (главе) щита. -------------------- - Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.
Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 25.05.2025, 2:27 |