IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Лаврентий из Бржезовой - Гуситская Хроника
Всадник
сообщение 09.10.2008, 15:24
Сообщение #1
Человек
Творец
Grande moderatore
*********


Пол:
Сообщений: 4292


Зло прав не имеет



ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ

ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Исторические свидетельства об эпохе гуситского революционного движения дошли до нас в основном, в произведениях врагов гусизма. Изгнанные прелаты, потерявшие свои огромные владения, писали о гуситах, как о разбойниках и хищных зверях. Не отставали от них в своей злостной клевете и прочие представители феодального правящего класса, материально пострадавшие от революционного взрыва.

Те скудные свидетельства о ходе революционных боев. которые восходят непосредственно к гуситским хроникам, в течение столетий подвергались уничтожению со стороны церковной реакции, гуситские книги и рукописи истреблялись и сжигались; поэтому только разрозненные отрывки гуситских повествований, писем и трактатов сохранили до наших дней голоса из гуситского лагеря, сведения о событиях гуситского революционного движения в освещении самих представителей гусизма. Само собой разумеется, что всё остатки этой некогда обширной гуситской литературы чрезвычайно дороги и ценны для нас как основной материал для изучения гуситского революционного движения.

Среди такого рода литературных сокровищ, переживших века реакции и сохранившихся до наших дней, первое место принадлежит «Гуситской хронике» известного писателя Лаврентия (по-чешски Вавржинца) из Бржезовой. Можно даже сказать, что «Гуситская хроника» Лаврентия является основой наших сведений о зарождении и первых годах гуситского движения. Среди мелких свидетельств хронистов, среди отрывков гуситской литературы резко выделяется труд Лаврентия. Так смело возносится вверх сохранившееся здание среди [6] развалин. С широким творческим размахом, необыкновенной живостью и художественным совершенством воссоздает Лаврентий бурные годы от 1414 до начала 1422 г.

Только восемь лет, но какие потрясающие годы! В эти восемь лет, которым посвящен волнующий рассказ Лаврентия, в истории Чехии произошло больше событий, чем порой происходит в целое столетие. Революционная война, постепенно нараставшая в массах чешского народа, подняла чашу (До Яна Гуса в Чехии, как и во всех католических странах, из чаши причащалось только духовенство. Этим церковь хотела подчеркнуть особое положение духовенства перед светскими людьми. Ян Гус подверг резкой критике католическую церковь, в том числе выступил за причащение под обоими видами (хлебом и вином) всех людей. В гуситском движении чаша стала символом революционной борьбы и изображалась на гуситских знаменах, с которыми чешский народ шел в бой против крестоносцев-феодалов.— Ред.) как символ восстания против самого крупного феодала — церкви. Поэтому Лаврентий в начале своей хроники говорит о причащении под обоими видами и повествует о героической борьбе магистра Яна Гуса на Констанцском соборе. Однако этим важнейшим историческим событиям он придает все же меньшее значение, чем годам собственно революционных боев, начавшихся в 1419 г. Время до 1419 г. является только введением к главному повествованию. Во введении Лаврентий изложил основные идеи, без которых нельзя было бы понять сложную историю революционных лет. Уже благодаря этой концепции его хроника резко отличается от обычных средневековых хроник, которые год за годом механически и бесцветно регистрировали события. «Гуситская хроника» не имеет ничего общего с подобными анналами. В центре ее стоит одна проблема, событие огромного исторического значения — гуситское революционное движение, которое автор считает фактом, требующим самого пристального внимания.

Поэтому, начиная с описания событий 1419 г., поток повествования расширяется и охватывает не только Прагу, королевский двор и города, но и включает в себя сведения о [7] революционном движении в чешской деревне. Только зрелому мастеру было под силу охватить богатство событий, уловить даже мельчайшие детали революционного брожения и при этом не потерять нити повествования. Искусный рассказчик ведет нас по улицам революционной Праги, по широким просторам южной Чехии на гору Табор, говорит о первых битвах народной армии и славной победе над крестоносцами на Жижкове. Рассказывая о жестокой борьбе, вспыхнувшей во многих местах Чехии, хронист знакомит нас и с последователями Гуса — с Яном Желивским, с Яном Жижкой из Троцнова и другими народными вождями и мыслителями.

Особое внимание Лаврентий из Бржезовой уделяет революционному Табору. В «Гуситскую хронику» вставлено самостоятельное повествование о возникновении и развитии Табора, о хилиазме (Учение о пришествии Христа и о тысячелетнем его царстве, которое наступит после победы гусизма.— Ред.) и хилиастической общности потребительских имуществ. Из-за этого «экскурса» «Гуситская хроника» становится для нас еще более ценной, так как о развитии Табора, кроме данных сообщений Лаврентия из Бржезовой, мы имеем только самое незначительное количество сведений. Рассматриваемая хроника повествует и о поражении таборитской бедноты, о дальнейших победах Жижки, радостно приветствует успехи Праги и кончается описанием славной битвы у Кутной Горы и бегства «рыжей бестии» — короля Сигизмунда из Чехии.

Из беглого обзора содержания хроники ясно, что труд Лаврентия имеет огромное историческое значение. Однако необходимо решить вопрос, какую ценность представляет «Гуситская хроника», насколько можно полагаться на ее повествование, до какой степени хроника заслуживает доверия.

Во введении сам автор говорит о своем желании засвидетельствовать то, что он «воспринял в действительности своими правдивыми глазами и ушами». Однако мы знаем, что подобным образом заверяли читателя в своей правдивости все [8] хронисты, повествование же их всегда отражало взгляды автора. Хроника Лаврентия, как бы ни старался автор быть вполне правдивым, также носит отпечаток его общественного положения. В ней отражены воззрения представителя гуситского центра, гуситского пражского бюргерства.

Лаврентий из Бржезовой родился около 1370 г. в деревне Бржезовой возле Кутной Горы. Его родителям принадлежало там маленькое рыцарское имение. Лаврентий учился в Пражском университете и там стал низшим духовным лицом — иподиаконом. По окончании университетского курса он сначала поступил на службу при дворе короля Вацлава IV. По ходатайству королевы Софьи в 1391 г. папа разрешил Лаврентию, несмотря на его молодость, получить церковный бенефиций, т. е. церковную должность, с которой шли доходы. Вероятно, этому способствовал и родственник Лаврентия, мелкий шляхтич Ира из Росток, который был тогда фаворитом короля Вацлава IV. Лаврентий из Бржезовой получил тогда бенефиций в Лоунах, а позже приход в Бехарах, в районе Ичина. При этом Лаврентий не прекратил своих научных занятий. В 1393 г. он получил звание магистра на факультете свободных искусств, записался также на юридический факультет. Хотя он и получал доходы с двух приходов, но все же священником не стал. В его приходах служили наемные священники, так называемые стршидники. Впоследствии Лаврентий работал в королевской канцелярии и оставался там до смерти короля Вацлава IV.

Во время пребывания при королевском дворе Лаврентий проникся симпатией к учению и проповедям Яна Гуса и стал его последователем. Поэтому-то в 1419 г. как горячий утраквист он поступил на службу в городскую канцелярию Нового Города Пражского и Принимал деятельное участие в корреспонденции этого гуситского города, а также проводил литературную редакцию договоров, дипломатических документов и решений гуситских сеймов. Лаврентий оставался писарем городского совета Нового Города Пражского до 1434 г., а может быть, и до своей смерти. Год смерти Лаврентия до сих пор [9] неизвестен. Он падает на период после 1437 г. В точности неизвестно также, когда Лаврентий писал «Гуситскую хронику». Новейшие исследования показывают, что некоторые части ее написаны непосредственно вслед за событиями,— это подтверждает вся манера повествования, повторение отдельных частей, приподнятый стиль его. Высказывалось также мнение, что автор писал последние части хроники незадолго до своей смерти.

Во всех сохранившихся рукописных списках хроника не окончена, и повествование ее прерывается на середине фразы. Вероятно, Лаврентий хотел дать описание не только событий до 1421 г., а значительно большего отрезка времени, но смерть автора прервала завершение его труда.

Лаврентий приобрел значительное состояние. Ему принадлежал дом в Старом Городе Пражском, а позже в Новом Городе Пражском, он владел двором и зависимыми деревнями вблизи от Праги. Естественно, что он стал близок зажиточному новоместскому бюргерству и отстаивал точку зрения умеренных утраквистов. Это проявилось, например, в 1427 г., когда в Праге вспыхнул реакционный заговор, который, однако, был подавлен. Напрасно шляхтичи, соединившиеся вокруг Сигизмунда Корибутовича, пытались вырвать Прагу из рук восставших и перетянуть ее в католический лагерь. Напрасно также старались они привлечь к себе Лаврентия. Гуситский поэт и писатель продолжал придерживаться утраквизма и твердо держался против панского союза, за что и попал в злобный католический памфлет:

К ним подходит Лаврентий...
Умеет писание переводить,
Из правды кривду сотворить.

Впрочем, и Лаврентий, по-видимому, после Липан был вынужден отойти от своих Позиций. Всю жизнь он ненавидел короля Сигизмунда, восставал, боролся против него, а в 1436 г. был вынужден Просить у короля прощения и в конце концов. был помилован. Короче говоря, Лаврентий кончил так, как [10] бывшие гуситские города, которые сначала боролись против Сигизмунда, предателя страны, а после битвы у Липан присягали тому же Сигизмунду как королю, данному «божьей милостью».

Уже по этому краткому очерку жизни Лаврентия можно судить, к каким общественным слоям он принадлежал и какие классовые взгляды должно отражать его повествование.

Пражское бюргерство занимало в гуситском революционном движении особую, своеобразную позицию. Известно, что ремесленники уже долгое время испытывали невыносимый гнет патрициата и высшей церковной иерархии. В то же время цеховые мастера боялись голодной и всегда неспокойной бедноты, подмастерьев, батраков, поденщиков. Поэтому пражские ремесленники не осмеливались открыто выступать с оружием против церкви и короля Сигизмунда, пока не убедились, что борьба с оружием в руках неизбежна. По той же причине и Лаврентий из Бржезовой долго стоял за посылку посольств из Праги к Сигизмунду и лишь после того, как переговоры сорвались, стал сторонником вооруженного сопротивления.

Однако положение пражского бюргерства было много сложнее, чем казалось на первый взгляд. Уже с самого начала революционных боев ремесленники раскололись на более богатую и более бедную часть. Одни держали сторону Яна Желивского, другие скорее склонялись к союзу с гуситской шляхтой. За Яном Желивским шли мелкие ремесленники Нового Города Пражского, составлявшие вместе с беднотой крепкий союз, который определял направление революционных действий в 1419—1422 гг. Революционная борьба, несомненно, привлекала и часть бюргеров Старого Города, которые в борьбе видели единственный выход из положения. Против революционной борьбы с самого начала были те богатые бюргеры, которые не подвергались изгнанию и имущество которых не было конфисковано, но они имели идейную поддержку в университетских магистрах (наиболее известными из них были Ян Пршибрам и Криштан из Прахатиц) и тяготели к утраквистской [11] шляхте. Для этой группы чаша была лишь бессодержательным символом, от которого при случае можно было отказаться. В них с самого начала движения был зародыш измены, они стремились к созданию панского союза и поражению народных революционных сил. Лаврентий из Бржезовой не принадлежал к этим изменникам, хотя это можно было бы предполагать на основании его связи с университетом. Мы знаем, что еще в 1427 г. он решительно стал на сторону пражского народа против Пршибрама и Сигизмунда Корибутовича, марионетки панства. Из позиции Лаврентия в 1427 г. явствует, что и раньше он был заодно с консервативными, богатыми бюргерами и университетскими магистрами.

Однако автор «Гуситской хроники» не был также сторонником народных революционных сил. Главы и абзацы, посвященные Табору, показывают нам отношение автора хроники к крестьянству и городской бедноте. Лаврентий уделял необычайное внимание таборитам. Он делал это не с тем, чтобы прославить их борьбу, а для того, чтобы разгромить принципы таборитов. Во всей хронике сквозит ненависть к хилиазму, презрение к черни, которая поднялась на бой. При этом писатель забывает свои добрые намерения говорить лишь правду и высказывается как типичный пражский бюргер. Пока представители бедноты находились под знаменами бюргерства и отстаивали его интересы, на это движение можно было смотреть сквозь пальцы, но стоило таборитам вступить в борьбу за собственную революционную программу, как они тотчас стали в глазах бюргерства выродками, грабителями и кровавыми разбойниками. Так же смотрел на них Лаврентий из Бржезовой. Здесь, в «Гуситской хронике», совершенно ясно проявляется классовая ограниченность автора.

Лаврентий из Бржезовой не мог также относиться с полным сочувствием к вождю революционного народа Праги, Яну Желивскому. Автору хроники по душе его борьба: ведь лишь благодаря ему в Праге было принято твердое решение вступить в борьбу с «Семиглавым драконом», королем Сигизмундом. Лаврентий, как патриот, не мог без содрогания думать [12] о той беде, которая грозила чешской земле при приближении Сигизмунда во главе крестоносцев. В этом отношении Желивский удовлетворял Лаврентия, а поэтому в настоящей хронике мы не найдем открытых враждебных выпадов против него. Однако для бюргера Лаврентия Желивский не был вождем, приемлемым во всех отношениях,— ведь он опирался на голодный «сброд», каждую минуту грозил богачам и всем состоятельным бюргерам новыми конфискациями! Лаврентий говорит о Желивском почтительно: он называет его «пан Ян», хотя у него проскальзывает и презрительно-высокомерное отношение, показывающее, что хронист чувствовал свое превосходство над народным трибуном. Для состоятельного бюргера, каким является хронист, Желивский был народным проповедником, к которому народ стекался скорее из-за его красноречия, чем ради его учености и знания науки. Лаврентий не мог понять, что в революционную эпоху восторженный революционер с ясной целью борьбы, каким был Желивский, имеет большую силу, чем ученые профессора и теологи.

Короче говоря, враждебность Лаврентия к революционному Табору и Колеблющееся отношение к Желивскому представляют для нас верное доказательство того, что «Гуситская хроника» отражает взгляды пражского бюргерства, что в ней мы слышим голос умеренных гуситов, гуситского центра. Наконец, Лаврентий сам не раз говорит, что для него и его пражских друзей, а также ремесленников других городов существуют два врага — слева и справа. С тяжелым вздохом оканчивает он одну часть своего повествования, наполненную резкими выпадами против таборитов, описанием опустошения чешской земли: «Король Сигизмунд, явный гонитель истины, с одной стороны, и еще с большей жестокостью табориты — с другой, сея повсюду пожары, превратили благородную и плодородную богемскую, землю почти в пустыню, бесчеловечно сжигая не только костелы и монастыри, но и людей светских и духовных». Лаврентий, таким образом, прямо указывает на то, что он и его друзья отстаивают точку зрения «золотой середины» [13], что они являются противниками как Сигизмунда, так и таборитов.

Понятно, что эта резкая позиция Лаврентия затемняег действительную картину исторического значения Табора. Сейчас не может быть сомнений в том, что революционный подъем таборитских «божьих» бойцов был главным фактором победоносного гуситского движения. Без революционного Табора бюргерская Прага не могла бы достигнуть таких решительных политических и военных успехов. Без таборитской бедноты было немыслимо огромное международное значение гуситской революционной борьбы. Липанское поражение таборитских войск, так же как и убийство Желивского, показало, что гуситское революционное движение может побеждать и развиваться дальше лишь в том случае, если оно опирается на полную поддержку широких слоев народа, обогащается все новой инициативой, почерпнутой из революционного подъема крестьянства и городской бедноты. Пражский состоятельный бюргер Лаврентий из Бржезовой не видел и не хотел этого видеть. Для него было достаточно, что среди таборитских вождей он встречал бывших крепостных крестьян, прежних подмастерьев, работников и батраков. Он чувствовал, что эти люди охотно обратят революционное оружие не только против дворян, прелатов и богатых купцов, но и против всех имущих и богатых. Из страха перед ними он решительно боролся против них, так, как умел, — пером. Из анализа «Гуситской хроники» мы видим, что автор ее включил главы о Таборе именно для того, чтобы всю вину за беды и потери революционных лет свалить на таборитов, чтобы таборитскую политическую программу сделать ненавистной всему народу, чтобы охранить Прагу от таборитской революционной идеологии. В этом состоит политический смысл хроники Лаврентия. Следовательно, нужно осторожно и критически принимать сведения о хилиазме, о пикардах, об опустошениях, явившихся результатом войн таборитов, и нельзя считать правильными те оценки, которые мы встречаем в «Гуситской хронике». За нравственными, политическими и религиозными [14] объяснениями нужно суметь распознать классовые интересы автора хроники, иначе можно впасть в ошибку. Только с таким критическим отношением мы сможем добраться до исторического ядра «Гуситской хроники».

То же направление, что «Гуситская хроника», имеют и другие труды и литературные произведения Лаврентия из Бржезовой. Он был плодовитым поэтом и одним из главных представителей старочешской литературы. Для короля Вацлава IV он написал сонник, «Книгу толкования снов», и обработал на основе различных источников «Хронику мира». Но Лаврентий не ограничился названными латинскими произведениями, он создавал также литературные произведения на чешском языке. Развитость и литературную зрелость чешского языка того времени он показал в своем переводе популярного средневекового путешествия Яна Мандевиля. Эту пользовавшуюся любовью читателей книгу преданий и сказок он перевел со средневерхненемецкого.

Вершиной литературного творчества Лаврентия на чешском языке были сатирические стихи, сохранившиеся в так называемой Будишинской рукописи. В этих стихах, написанных в Праге в 1420 г., Лаврентий выразил свою ненависть к Сигизмунду, католической церкви и крестоносцам. «Упрек чешской короны», «Жалоба чешской короны» и «Спор Праги с Кутной Горой» являются блестящей защитой гуситской программы. В них видна сильная тревога автора-патриота за судьбы гуситского революционного движения и твердая вера в конечную победу. Бурным ликованием встретил Лаврентий поражение крестоносцев и обрушился с упреками на чешскую шляхту, которая из своекорыстных побуждений, склоняясь к Сигизмунду, позорила свой родной язык. Автор этих произведений выразил в своих стихах благородные чувства международной солидарности и братства. Он призывал изгнать из. страны надменных и злобных немцев.

Но некоторые (немцы) остались неиспорченными
И тверды в божьем законе,
Этих любите, как братьев! [15]

Все эти страстные строки проникнуты демократическими тенденциями, написаны с необычайным пониманием благозвучия и образности стиха и составляют гордость старочешской поэзии.

Хвалебным стихотворением («Песнь о победе у Домажлиц») отметил Лаврентий победу гуситов над крестоносцами у Домажлиц в 1431 г. Это стихотворение, написанное по-латыни, отличается большой художественной силой и патриотическим пафосом особенно в тех строках, где изображается дикое бегство крестоносцев по западночешским лесам и радость и ликование победителей-гуситов. В стихотворении о победе при Домажлицах поэт дал также прекрасное изложение миролюбивых намерений гуситов: они воюют потому, что на них напали. Цель их борьбы — обеспечить прекрасный и долгий мир. В поэтическое изложение своих мыслей Лаврентий ввел библейский мотив:

И тогда меч сменится на орало
И копье на серп, как обещал бог,
И оружие превратится в колокола,
Звучащие приветственным звоном.
И прекрасным миром и совместной жизнью
Будут все наслаждаться.

Если мы учтем все вышеупомянутые труды Лаврентия,. а также его мелкие произведения и работы теологического-характера (Commentum reverendi Magistri Laurencii de Brzezowa super VIII psalmos penitentiales и др.), то с полным правом можем назвать Лаврентия из Бржезовой выдающимся гуситским писателем и одним из первых старочешских поэтов. «Гуситская хроника» занимает самое почетное место в его ценном литературном наследии.

Однако при пользовании «Гуситской хроникой» как историческим источником нельзя упускать из вида, что рассказ о гуситском революционном движении не будет полон, если не добавить к нему критического обзора истории революционного Табора; с другой стороны, необходимо все время учитывать стремление автора набросить тень на справедливую [16] борьбу чешской бедноты; только при соблюдении этих двух условий мы сможем понять во всей глубине и широте значение гуситского революционного движения.

Оригинал «Гуситской хроники» Лаврентия из Бржезовой не сохранился. До нас дошли лишь ее рукописные копии от XV—XVI вв.

1. Самой старой рукописью является так называемая рукопись Вроцлавская (W), которая была переписана в 1467 г. Она хранится в Городской библиотеке во Вроцлаве.

2. В Праге, в Национальной университетской библиотеке, хранится рукопись A (sign. 1D10), относящаяся к концу XV в; возможно, что она была переписана в начале XVI в.

3. Там же (sign. XID cool.gif находится другая рукопись хроники (В), относящаяся к концу XV или началу XVI в. Согласно утверждению Я. Голла ( Подробный разбор рукописей дал Я. Голл во введении к изданию хроники Лаврентия в «Pramenech dejin ceskych» («Fontes rerum Bohemica-rum»), t. V, Praha, 1893, str. XXV—XXIX, XXXI—XXXIII (сокращенно: FRB. V))., подобная рукопись хранится в библиотеке в Вольфенбюттеле (ФРГ).

4. В Любковицкой библиотеке хранилась рукопись, ныне утраченная, которую использовал для своего издания К. Гёфлер («Fontes rerum Austricarum, Scriptores», II, Wien, 1856).

5. В издании Е,. Людвига («Reliquiae Manuscriptorum», VI. 1724, str. 124—216) напечатаны два отрывка хроники: один из них охватывает события от начала гуситского движения до 3 апреля 1420 г., другой — с 25 июня 1420 г. до описания таборов. Я. Годл обозначает их L.

6. В Вене, в придворной библиотеке, хранится рукопись Р иод названием «Chronicon Utuversitatis Pragensis», которая является компиляцией хроники Лаврентия, сделанной в половине XVI в. (с мая 1420 г. текст хроники Лаврентия дается в обработанном виде, с 6 июня 1420 г. текст является, в сущности, копией «Гуситской хроники»).[17]

7. Следующая рукопись хранится в библиотеке в Кодани (Bibliotheca Thottiana, с. 688), эта копия хроники Лаврентия относится к концу XVI в. Она, очевидно, послужила основой для издания Е. Людвига (см. выше п. 5). Описание этой рукописи, неизвестной Я. Голлу, опубликовано В. Шульцем в «Vestniku Kralovske Ceske spolecnosti nauk», XXIX, 12.

8. В Национальной университетской библиотеке в Праге (sign. IIIG16) находится отрывок хроники Лаврентия, представляющий выдержки из хроники, сделанные во второй половине XV в. Этот отрывок напечатал Я. Голл в FRB, V, str. 537—541.

9. В бывшей Туновской библиотеке в Дечине. (I. 201a— 277в), в рукописи XVII в., сохранился чешский перевод хроники Лаврентия, но, согласно языковому разбору, перевод был сделан ранее, в XV в. Переводчик недостаточно хорошо знал латинский язык, поэтому не понял многие места хроники. Кроме того, он делал в рукописи многочисленные добавления и критические замечания, выражая свое несогласие с точкой зрения Лаврентия. Этот старый чешский перевод дает Я. Голл в своем издании в FRB, V.

В 1856 г. вышло издание хроники Лаврентия из Бржезовой, подготовленное К. Гёфлером («Fontes rerum Austricarum Scriptores>>, II, Wien, 1856), которое сделано небрежно.

Лучшим изданием до сих пор является издание Ярослава Голла в FRB, V, в котором сделан критический разбор рукописей хроники, представляющий ценность до сих пор.

«Гуситская хроника» была издана несколько раз в чешском переводе; лучшим является последний, сделанный Франтишком Гержманским (Прага, 1954). В этом издании дана большая библиография о «Гуситской хронике».

Ценные данные о Лаврентии из Бржезовой приводятся Я. Голлом во введении к его изданию (FRB, V, str. XX—XL).

О литературной деятельности Лаврентия новые данные собраны Ф. М. Бартошем (F. М. Вartо S. Z novych i starych spisu Vavrince z Brezove. C. C. М. 94, Praha, 1920, str. 193—203).

О датировке хроники было высказано несколько гипотез В. Флаишгансом (W. Flajshans. M. Vavrinec. CCH, 39, 1933, str. 564—576 и ССН, 40, 1934, str. 120—125).

Важнейшие обобщения по этому вопросу дает Я. Харват (J. Charvat. Dilo Frantiska Palackeho, I, 1941, str. 239— 251).

Этого вопроса также касается Р. Урбанек в своей работе "Satiricka skladani Budysinskeho rukopisu M. Vavrince z Brezove z r. 1420 v ramci ostatni jeho cinnosti literarni» (VKCSN, Praha, 1951, с. III).

Взгляды о Лаврентии из Бржезовой и оценка таборов даны мною в книге «Tabor v husitskem revolucnim hnuti», I, Praha, 1952, str. 357—365.

Академик ЧАН Й. Мацек

Настоящее издание является первым переводом «Гуситской хроники» Лаврентия из Бржезовой на русский язык. В основу его положено издание Я. Голла.

Издание подготовлено совместно с чешским ученым, академиком И. Мацеком.

(пер. В.С. Соколова)
Текст воспроизведен по изданию: Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М. 1962


--------------------
- Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.

Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт
Пользователь в офлайне Отправить личное сообщение Карточка пользователя
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Всадник
сообщение 09.10.2008, 15:39
Сообщение #2
Человек
Творец
Grande moderatore
*********


Пол:
Сообщений: 4292


Зло прав не имеет



Комментарии

38

145 Podsebitie — усы (чешек.).

146 Михльсперг — немецкое название крепости Михаловице у Млада Болеслава.

147 «Врата апостольские» — бенедиктинский монастырь, между Лоунами и Жатцем.

148 Монастырь св. Екатерины — женский монастырь ордена пустынников св. Августа. Основан Карлом IV в Новом Городе Пражском.

39

149 Литожнице—деревня и крепость на восток от Праги, между Беховицами и Дубчем, в настоящее время не существует.

40

150 Оребиты — крестьяне-паломники, которые собирались на горе Орей (см. стр. 66). Они стали частью таборитского войска.

41

151 Конрад — архиепископ Конрад из Вехты.

152 Градек — другое название крепости Кршивоклат.

43

153 Монастырь св. Анны находился на Малой Стране, на левом берегу Влтавы.

154 После измены Ченека его разорванное знамя, вывешенное на позорном столбе, стало символом измены и предательства (см. стр. 68).

155 Пинта — старая итальянская мера жидкости, равная 1,369 литра.

156 Монета — лат. написание nummus, означает ходовую монету.

44

157 Эта дата относится ко дню возвращения Ульриха из Розы (Ольдржиха из Рожмберка) от короля Сигизмунда.

158 Уск — Усти.

159 Краирж — Лиопольд Краирж, пан Новой Быстршице, в то время был начальником королевского города Чешские Будейовице.

45

160 Алеш из Вржештьова — Алеш Вржештьовский из Ризмбурка у Находа (ум. в 1412 г.)

161 Бенеш из Мокровиц — Бенеш из Мокровоус из Густиржан. В 1424 г. боролся под началом Жижки у Малешова, а в 1434 г. у Липан воевал, как и Алеш Вржештьевский, против таборитов.

162 Иржичек из Хвалковиц — Иржик из Хвалковиц у Чешской Скалицы. Он подписал в 1422 г. грамоту о примирении в Праге, погиб в 1436 г.

163 Градец — Градец Кралове.

164 В Подлажицах был бенедиктинский монастырь, основанный в первой половине XII в. В апреле 1421 г. был сожжен таборитами.

46

165 Заповедник — Обора (неск.) Равнина между Бруской, Овенцем и Оборой, место теперешней Летенской равнины.

166 Сикулы — название части венгерского города.

166а Ясы — хорватское племя.

166б Расы — сербы (от средневекового названия раса, или рашка).

166в Арагонцы — современные каталонцы.

166г Теперь они не существуют. Находились в Старом Городе Пражском, на правом берегу Влтавы. Монастырь и костел Большого Креста основаны Пржемыслом II в 1256 г. Монастырь принадлежал ордену госпитальеров.

166д «Ха, ха, Гус, Гус, еретик, еретик!» (нем.)

47

167 Альбрехт, ставший позднее зятем короля Сигизмунда.

168 Каиафа — первосвященник иерусалимский, Пилат — римский прокуратор в Иудее.

48

169 Современный квартал Праги — Карлин.

170 Мултава — река Влтава.

171 14 июля 1420 г.

172 Пиксида — орудие для метания камней, просмоленных и зажженных стрел.

173 Антихристом гуситы называли своих противников, прежде всего папу, прелатов, короля Сигизмунда и его войско.

174 Пресвитер Чапек — таборитский священник, поэт, автор нескольких гуситских песен. Умер в 1429 г.

175 15 июля 1420 г.

176 Bogisste — побоище (ст. чешск.).

177 Такое название горе дано в честь символа гуситского движения — чаши.

49

178 С гуситской стороны переговоры вели магистры университета.

50

179 Здесь и далее перевод цитат из Библии дается в соответствии с латинским текстом хроники Лаврентия из Бржезовой. Текст не во всем совпадает с русским переводом Библии.

179а Глоссы к Библии Ансельма из Лаона.

180 Папа Геласий I (442—496).

181 Все нижеследующие ссылки на сочинения «отцов церкви» указывают два-три слова соответствующего отрывка или отдельной статьи; при этом некоторые ссылки Лаврентия сбивчивы и, может быть, ошибочны.

182 Папа Григорий I (590—604).

183 Августин — церковный мыслитель и писатель, жил в 354—439 гг.

184 Иероним (ум. в 420 г.) — переводчик Библии на латинский язык.

185 Дионисий Ареопагит.

186 Епископ Карфагена в Северной Африке (ум. в 258 г.).

187 Ориген жил около 185—255 гг.

188 Церковная история в трех частях, автором которой был сенатор Флавий Магнус Аврелий Кассиодор.

189 Беда Венерабилис (Достопочтенный), английский теолог (674— 735).

190 Папа Лев I (440-461).

191 Фульгенций из Руспе (468—533), церковный писатель.

192 Ремигий из Ауксера (ум. в 908 г.), церковный писатель.

193 Фома Аквинский (ум. в 1274 г.), доминиканец, профессор теологии в Парижском университете, виднейший католический богослов.

194 Папа Иннокентий III (1198—1216).

195 Паскасий Радбертис (ум. в 865 г.), бенедиктинский аббат.

196 Николай из Лиры (ум. в 1340 г.), профессор Парижского университета, францисканец.

197 Вильгельм из Монлюсона (ум. в 1343 г.).

198 Альберт Великий (1193—1280)—знаменитый теолог, философ, естествовед в Париже.

199 Бернард Клервосский (1090—1153), основатель цистерцианского монашеского ордена.

200 Наследники умершего должны были платить особую дань приходским священникам, чтобы те служили за душу умершего в течение 30 дней 30 заупокойных месс.

201 Пребенда — приношения, вклады, в данном случае раздача должностей.

202 Паллиум — церковный знак отличия (это свободный пояс из белой шерсти с вытканными шестью черными крестиками). За большие деньги этот знак предоставлялся папой высшей церковной иерархии, главным образом архиепископам.

51

203 22 июня 1420 г.

204 Landfrid — Земский мир.

52

205 Петр Энглиш — Петр Пен, называемый Энглиш, университетский магистр в Оксфорде, последователь Виклефа. В 1413 г. покинул Англию и прибыл в Чехию, где стал в Праге магистром университета. Принадлежал к умеренным гуситам, но был популярен и в среде таборитов.

206 Вероятно, подразумевается римское право.

207 Под этим, вероятно, подразумевается городское право, составленное по образцу Нюрнбергского и Магдебургского городского права.

208 Имеются в виду долги, записанные на владельцев домов и носившие название ренты.

53

209 Монастырь крестоносцев в Здеразе принадлежал к богатейшим монастырям Чехии, в период гуситского революционного движения он был разрушен.

210 Монастырь св. Климента у Кардова моста. С 1232 г. принадлежал доминиканцам, в нем проходили заседания сеймов и другие собрания.

211 10 августа 1420 г.

212 Иоанн — Ян Желивский.

213 23 августа 1420 г.

214 Бланик — гора в Чехии возле Младе Вожицы и Влашима, упоминаемая во многих легендах.

54

215 В этом месте Лаврентий из Бржезовой снова возвращается к истории возникновения Табора. Весь этот раздел представляет большую самостоятельную вставку в хронике.

216 Гора Бурковак у Немеиц (см. И. Мацек. Табор, т. Ч, стр. 313).

217 Эти и другие цифровые данные нужно принимать критически, помня, что автор хотел подчеркнуть большое количество народа.

218 Нетолице — городок южнее Воднян.

219 Гержмань — деревня вблизи города Писка.

220 Уск — Усти Сезимово.

221 Яновице — вероятно, Яновице над Углавой или Врхотовой (у Седлчан).

55

222 Миро — мазь (греч.). Так называется применяемое при христианских обрядах растительное масло, сваренное с различными душистыми веществами. Елей—оливковое масло (греч.).

223 Корпорал — квадрат из льняной материи, подкладывавшийся под монстранцию или чашу.

224 Часы по канону — молитвы в определенные часы дня, установленные по распоряжению папы.

225 Виатиком называлась переносная доска, на которой можно было служить мессу вне костела, например, в пути.

226 Часослов — церковно-служебная книга, содержащая псалмы, молитвы, песни и пр.

227 Сорокадневный пост, который соблюдался перед Пасхой. Постные дни (среда, пятница, суббота) соблюдались в течение всего года.

228 По церковному уставу полагается четыре поста в год: великий (перед Пасхой) — весной, Петров пост (перед Петровым днем, 29 июня) — летом. Успенский (перед днем Успения, 15 августа) — осенью, рождественский (перед Рождеством) — зимой.

229 Вигилия — так назывался вечер перед великими праздниками, позднее вигилией назывался вообще вечер перед церковным праздником.

230 Тонзура — выбритое место на темени у представителей католического духовенства, согласно решению Толедского собора 633 г.

56

231 В евангельской легенде фарисеи изображены строгими приверженцами иудейских церковных правил, враждебно относившимися к проповеди Иисуса.

232 Begute — бегуты (лат.); векупё — бекине (чешек.)—монашенки, объединившиеся в общество, селились вместе и посвящали себя богоугодным делам, делая их сообща. Обычно это были вдовы и девушки.

233 Католическому духовенству, по уставу, полагалось бриться.

234 Сатурнин — еретик первых веков христианства.

235 Лот равен 1/32 части фунта.

236 Казула — часть облачения священника, необходимая при свершении мессы; делается из парчи, шелковой или шерстяной ткани. Покрывает плечи священника и падает до щиколоток. Спереди украшена крестом.

237 Альба — белое облачение из льняной ткани с белым поясом, необходимое при свершении мессы. Короткая альба без пояса, которую священник носит, когда не служит мессу, называется рохета, или комже.


--------------------
- Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.

Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт
Пользователь в офлайне Отправить личное сообщение Карточка пользователя
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
Нортмер   Лаврентий из Бржезовой - Гуситская Хроника   09.10.2008, 15:24
Нортмер   ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА 1. ВВЕД...   09.10.2008, 15:27
Нортмер   24. ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЧЕХОВ-ПОДОБОЕВ В КУТНЫХ ГОРАХ И...   09.10.2008, 15:31
Нортмер   Комментарии 1 Здесь и далее заголовки заимствован...   09.10.2008, 15:33
Нортмер   ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА 38. ТАБ...   09.10.2008, 15:35
Нортмер   50. ЧЕТЫРЕ ПРАЖСКИЕ СТАТЬИ «Мы, бургомистр, консу...   09.10.2008, 15:37
Нортмер   Комментарии 38 145 Podsebitie — усы (чешек.). ...   09.10.2008, 15:39
Нортмер   ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА 57. УНИ...   09.10.2008, 15:42
Нортмер   63. УЧЕНИЕ О ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИИ Но в это время не др...   09.10.2008, 15:44
Нортмер   Комментарии 57 238 Монастырь девы Марии у конца ...   09.10.2008, 15:47
Нортмер   ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА 74. ПОС...   09.10.2008, 15:54
Нортмер   79. ПОМОЩЬ ПРАЖАН МОЛОДОМУ БОЧЕКУ. ПОСОЛЬСТВО ПРАЖ...   09.10.2008, 15:56
Нортмер   Комментарии 74 319 14 ноября 1420 г. 320 Имеет...   09.10.2008, 15:58
Нортмер   ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА 89. СДА...   09.10.2008, 15:59
Нортмер   100. ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРАГИ И НАЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ КОНШЕЛОВ...   09.10.2008, 16:03
Нортмер   ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА 103. СО...   09.10.2008, 16:05
Нортмер   115. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРАЖАН К КАРЛШТЕЙНУ ЗА ПРОДОВОЛЬС...   09.10.2008, 16:06


Быстрый ответОтветить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 06.06.2025, 4:12
Rambler's Top100