IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Лаврентий из Бржезовой - Гуситская Хроника
Всадник
сообщение 09.10.2008, 15:24
Сообщение #1
Человек
Творец
Grande moderatore
*********


Пол:
Сообщений: 4292


Зло прав не имеет



ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ

ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Исторические свидетельства об эпохе гуситского революционного движения дошли до нас в основном, в произведениях врагов гусизма. Изгнанные прелаты, потерявшие свои огромные владения, писали о гуситах, как о разбойниках и хищных зверях. Не отставали от них в своей злостной клевете и прочие представители феодального правящего класса, материально пострадавшие от революционного взрыва.

Те скудные свидетельства о ходе революционных боев. которые восходят непосредственно к гуситским хроникам, в течение столетий подвергались уничтожению со стороны церковной реакции, гуситские книги и рукописи истреблялись и сжигались; поэтому только разрозненные отрывки гуситских повествований, писем и трактатов сохранили до наших дней голоса из гуситского лагеря, сведения о событиях гуситского революционного движения в освещении самих представителей гусизма. Само собой разумеется, что всё остатки этой некогда обширной гуситской литературы чрезвычайно дороги и ценны для нас как основной материал для изучения гуситского революционного движения.

Среди такого рода литературных сокровищ, переживших века реакции и сохранившихся до наших дней, первое место принадлежит «Гуситской хронике» известного писателя Лаврентия (по-чешски Вавржинца) из Бржезовой. Можно даже сказать, что «Гуситская хроника» Лаврентия является основой наших сведений о зарождении и первых годах гуситского движения. Среди мелких свидетельств хронистов, среди отрывков гуситской литературы резко выделяется труд Лаврентия. Так смело возносится вверх сохранившееся здание среди [6] развалин. С широким творческим размахом, необыкновенной живостью и художественным совершенством воссоздает Лаврентий бурные годы от 1414 до начала 1422 г.

Только восемь лет, но какие потрясающие годы! В эти восемь лет, которым посвящен волнующий рассказ Лаврентия, в истории Чехии произошло больше событий, чем порой происходит в целое столетие. Революционная война, постепенно нараставшая в массах чешского народа, подняла чашу (До Яна Гуса в Чехии, как и во всех католических странах, из чаши причащалось только духовенство. Этим церковь хотела подчеркнуть особое положение духовенства перед светскими людьми. Ян Гус подверг резкой критике католическую церковь, в том числе выступил за причащение под обоими видами (хлебом и вином) всех людей. В гуситском движении чаша стала символом революционной борьбы и изображалась на гуситских знаменах, с которыми чешский народ шел в бой против крестоносцев-феодалов.— Ред.) как символ восстания против самого крупного феодала — церкви. Поэтому Лаврентий в начале своей хроники говорит о причащении под обоими видами и повествует о героической борьбе магистра Яна Гуса на Констанцском соборе. Однако этим важнейшим историческим событиям он придает все же меньшее значение, чем годам собственно революционных боев, начавшихся в 1419 г. Время до 1419 г. является только введением к главному повествованию. Во введении Лаврентий изложил основные идеи, без которых нельзя было бы понять сложную историю революционных лет. Уже благодаря этой концепции его хроника резко отличается от обычных средневековых хроник, которые год за годом механически и бесцветно регистрировали события. «Гуситская хроника» не имеет ничего общего с подобными анналами. В центре ее стоит одна проблема, событие огромного исторического значения — гуситское революционное движение, которое автор считает фактом, требующим самого пристального внимания.

Поэтому, начиная с описания событий 1419 г., поток повествования расширяется и охватывает не только Прагу, королевский двор и города, но и включает в себя сведения о [7] революционном движении в чешской деревне. Только зрелому мастеру было под силу охватить богатство событий, уловить даже мельчайшие детали революционного брожения и при этом не потерять нити повествования. Искусный рассказчик ведет нас по улицам революционной Праги, по широким просторам южной Чехии на гору Табор, говорит о первых битвах народной армии и славной победе над крестоносцами на Жижкове. Рассказывая о жестокой борьбе, вспыхнувшей во многих местах Чехии, хронист знакомит нас и с последователями Гуса — с Яном Желивским, с Яном Жижкой из Троцнова и другими народными вождями и мыслителями.

Особое внимание Лаврентий из Бржезовой уделяет революционному Табору. В «Гуситскую хронику» вставлено самостоятельное повествование о возникновении и развитии Табора, о хилиазме (Учение о пришествии Христа и о тысячелетнем его царстве, которое наступит после победы гусизма.— Ред.) и хилиастической общности потребительских имуществ. Из-за этого «экскурса» «Гуситская хроника» становится для нас еще более ценной, так как о развитии Табора, кроме данных сообщений Лаврентия из Бржезовой, мы имеем только самое незначительное количество сведений. Рассматриваемая хроника повествует и о поражении таборитской бедноты, о дальнейших победах Жижки, радостно приветствует успехи Праги и кончается описанием славной битвы у Кутной Горы и бегства «рыжей бестии» — короля Сигизмунда из Чехии.

Из беглого обзора содержания хроники ясно, что труд Лаврентия имеет огромное историческое значение. Однако необходимо решить вопрос, какую ценность представляет «Гуситская хроника», насколько можно полагаться на ее повествование, до какой степени хроника заслуживает доверия.

Во введении сам автор говорит о своем желании засвидетельствовать то, что он «воспринял в действительности своими правдивыми глазами и ушами». Однако мы знаем, что подобным образом заверяли читателя в своей правдивости все [8] хронисты, повествование же их всегда отражало взгляды автора. Хроника Лаврентия, как бы ни старался автор быть вполне правдивым, также носит отпечаток его общественного положения. В ней отражены воззрения представителя гуситского центра, гуситского пражского бюргерства.

Лаврентий из Бржезовой родился около 1370 г. в деревне Бржезовой возле Кутной Горы. Его родителям принадлежало там маленькое рыцарское имение. Лаврентий учился в Пражском университете и там стал низшим духовным лицом — иподиаконом. По окончании университетского курса он сначала поступил на службу при дворе короля Вацлава IV. По ходатайству королевы Софьи в 1391 г. папа разрешил Лаврентию, несмотря на его молодость, получить церковный бенефиций, т. е. церковную должность, с которой шли доходы. Вероятно, этому способствовал и родственник Лаврентия, мелкий шляхтич Ира из Росток, который был тогда фаворитом короля Вацлава IV. Лаврентий из Бржезовой получил тогда бенефиций в Лоунах, а позже приход в Бехарах, в районе Ичина. При этом Лаврентий не прекратил своих научных занятий. В 1393 г. он получил звание магистра на факультете свободных искусств, записался также на юридический факультет. Хотя он и получал доходы с двух приходов, но все же священником не стал. В его приходах служили наемные священники, так называемые стршидники. Впоследствии Лаврентий работал в королевской канцелярии и оставался там до смерти короля Вацлава IV.

Во время пребывания при королевском дворе Лаврентий проникся симпатией к учению и проповедям Яна Гуса и стал его последователем. Поэтому-то в 1419 г. как горячий утраквист он поступил на службу в городскую канцелярию Нового Города Пражского и Принимал деятельное участие в корреспонденции этого гуситского города, а также проводил литературную редакцию договоров, дипломатических документов и решений гуситских сеймов. Лаврентий оставался писарем городского совета Нового Города Пражского до 1434 г., а может быть, и до своей смерти. Год смерти Лаврентия до сих пор [9] неизвестен. Он падает на период после 1437 г. В точности неизвестно также, когда Лаврентий писал «Гуситскую хронику». Новейшие исследования показывают, что некоторые части ее написаны непосредственно вслед за событиями,— это подтверждает вся манера повествования, повторение отдельных частей, приподнятый стиль его. Высказывалось также мнение, что автор писал последние части хроники незадолго до своей смерти.

Во всех сохранившихся рукописных списках хроника не окончена, и повествование ее прерывается на середине фразы. Вероятно, Лаврентий хотел дать описание не только событий до 1421 г., а значительно большего отрезка времени, но смерть автора прервала завершение его труда.

Лаврентий приобрел значительное состояние. Ему принадлежал дом в Старом Городе Пражском, а позже в Новом Городе Пражском, он владел двором и зависимыми деревнями вблизи от Праги. Естественно, что он стал близок зажиточному новоместскому бюргерству и отстаивал точку зрения умеренных утраквистов. Это проявилось, например, в 1427 г., когда в Праге вспыхнул реакционный заговор, который, однако, был подавлен. Напрасно шляхтичи, соединившиеся вокруг Сигизмунда Корибутовича, пытались вырвать Прагу из рук восставших и перетянуть ее в католический лагерь. Напрасно также старались они привлечь к себе Лаврентия. Гуситский поэт и писатель продолжал придерживаться утраквизма и твердо держался против панского союза, за что и попал в злобный католический памфлет:

К ним подходит Лаврентий...
Умеет писание переводить,
Из правды кривду сотворить.

Впрочем, и Лаврентий, по-видимому, после Липан был вынужден отойти от своих Позиций. Всю жизнь он ненавидел короля Сигизмунда, восставал, боролся против него, а в 1436 г. был вынужден Просить у короля прощения и в конце концов. был помилован. Короче говоря, Лаврентий кончил так, как [10] бывшие гуситские города, которые сначала боролись против Сигизмунда, предателя страны, а после битвы у Липан присягали тому же Сигизмунду как королю, данному «божьей милостью».

Уже по этому краткому очерку жизни Лаврентия можно судить, к каким общественным слоям он принадлежал и какие классовые взгляды должно отражать его повествование.

Пражское бюргерство занимало в гуситском революционном движении особую, своеобразную позицию. Известно, что ремесленники уже долгое время испытывали невыносимый гнет патрициата и высшей церковной иерархии. В то же время цеховые мастера боялись голодной и всегда неспокойной бедноты, подмастерьев, батраков, поденщиков. Поэтому пражские ремесленники не осмеливались открыто выступать с оружием против церкви и короля Сигизмунда, пока не убедились, что борьба с оружием в руках неизбежна. По той же причине и Лаврентий из Бржезовой долго стоял за посылку посольств из Праги к Сигизмунду и лишь после того, как переговоры сорвались, стал сторонником вооруженного сопротивления.

Однако положение пражского бюргерства было много сложнее, чем казалось на первый взгляд. Уже с самого начала революционных боев ремесленники раскололись на более богатую и более бедную часть. Одни держали сторону Яна Желивского, другие скорее склонялись к союзу с гуситской шляхтой. За Яном Желивским шли мелкие ремесленники Нового Города Пражского, составлявшие вместе с беднотой крепкий союз, который определял направление революционных действий в 1419—1422 гг. Революционная борьба, несомненно, привлекала и часть бюргеров Старого Города, которые в борьбе видели единственный выход из положения. Против революционной борьбы с самого начала были те богатые бюргеры, которые не подвергались изгнанию и имущество которых не было конфисковано, но они имели идейную поддержку в университетских магистрах (наиболее известными из них были Ян Пршибрам и Криштан из Прахатиц) и тяготели к утраквистской [11] шляхте. Для этой группы чаша была лишь бессодержательным символом, от которого при случае можно было отказаться. В них с самого начала движения был зародыш измены, они стремились к созданию панского союза и поражению народных революционных сил. Лаврентий из Бржезовой не принадлежал к этим изменникам, хотя это можно было бы предполагать на основании его связи с университетом. Мы знаем, что еще в 1427 г. он решительно стал на сторону пражского народа против Пршибрама и Сигизмунда Корибутовича, марионетки панства. Из позиции Лаврентия в 1427 г. явствует, что и раньше он был заодно с консервативными, богатыми бюргерами и университетскими магистрами.

Однако автор «Гуситской хроники» не был также сторонником народных революционных сил. Главы и абзацы, посвященные Табору, показывают нам отношение автора хроники к крестьянству и городской бедноте. Лаврентий уделял необычайное внимание таборитам. Он делал это не с тем, чтобы прославить их борьбу, а для того, чтобы разгромить принципы таборитов. Во всей хронике сквозит ненависть к хилиазму, презрение к черни, которая поднялась на бой. При этом писатель забывает свои добрые намерения говорить лишь правду и высказывается как типичный пражский бюргер. Пока представители бедноты находились под знаменами бюргерства и отстаивали его интересы, на это движение можно было смотреть сквозь пальцы, но стоило таборитам вступить в борьбу за собственную революционную программу, как они тотчас стали в глазах бюргерства выродками, грабителями и кровавыми разбойниками. Так же смотрел на них Лаврентий из Бржезовой. Здесь, в «Гуситской хронике», совершенно ясно проявляется классовая ограниченность автора.

Лаврентий из Бржезовой не мог также относиться с полным сочувствием к вождю революционного народа Праги, Яну Желивскому. Автору хроники по душе его борьба: ведь лишь благодаря ему в Праге было принято твердое решение вступить в борьбу с «Семиглавым драконом», королем Сигизмундом. Лаврентий, как патриот, не мог без содрогания думать [12] о той беде, которая грозила чешской земле при приближении Сигизмунда во главе крестоносцев. В этом отношении Желивский удовлетворял Лаврентия, а поэтому в настоящей хронике мы не найдем открытых враждебных выпадов против него. Однако для бюргера Лаврентия Желивский не был вождем, приемлемым во всех отношениях,— ведь он опирался на голодный «сброд», каждую минуту грозил богачам и всем состоятельным бюргерам новыми конфискациями! Лаврентий говорит о Желивском почтительно: он называет его «пан Ян», хотя у него проскальзывает и презрительно-высокомерное отношение, показывающее, что хронист чувствовал свое превосходство над народным трибуном. Для состоятельного бюргера, каким является хронист, Желивский был народным проповедником, к которому народ стекался скорее из-за его красноречия, чем ради его учености и знания науки. Лаврентий не мог понять, что в революционную эпоху восторженный революционер с ясной целью борьбы, каким был Желивский, имеет большую силу, чем ученые профессора и теологи.

Короче говоря, враждебность Лаврентия к революционному Табору и Колеблющееся отношение к Желивскому представляют для нас верное доказательство того, что «Гуситская хроника» отражает взгляды пражского бюргерства, что в ней мы слышим голос умеренных гуситов, гуситского центра. Наконец, Лаврентий сам не раз говорит, что для него и его пражских друзей, а также ремесленников других городов существуют два врага — слева и справа. С тяжелым вздохом оканчивает он одну часть своего повествования, наполненную резкими выпадами против таборитов, описанием опустошения чешской земли: «Король Сигизмунд, явный гонитель истины, с одной стороны, и еще с большей жестокостью табориты — с другой, сея повсюду пожары, превратили благородную и плодородную богемскую, землю почти в пустыню, бесчеловечно сжигая не только костелы и монастыри, но и людей светских и духовных». Лаврентий, таким образом, прямо указывает на то, что он и его друзья отстаивают точку зрения «золотой середины» [13], что они являются противниками как Сигизмунда, так и таборитов.

Понятно, что эта резкая позиция Лаврентия затемняег действительную картину исторического значения Табора. Сейчас не может быть сомнений в том, что революционный подъем таборитских «божьих» бойцов был главным фактором победоносного гуситского движения. Без революционного Табора бюргерская Прага не могла бы достигнуть таких решительных политических и военных успехов. Без таборитской бедноты было немыслимо огромное международное значение гуситской революционной борьбы. Липанское поражение таборитских войск, так же как и убийство Желивского, показало, что гуситское революционное движение может побеждать и развиваться дальше лишь в том случае, если оно опирается на полную поддержку широких слоев народа, обогащается все новой инициативой, почерпнутой из революционного подъема крестьянства и городской бедноты. Пражский состоятельный бюргер Лаврентий из Бржезовой не видел и не хотел этого видеть. Для него было достаточно, что среди таборитских вождей он встречал бывших крепостных крестьян, прежних подмастерьев, работников и батраков. Он чувствовал, что эти люди охотно обратят революционное оружие не только против дворян, прелатов и богатых купцов, но и против всех имущих и богатых. Из страха перед ними он решительно боролся против них, так, как умел, — пером. Из анализа «Гуситской хроники» мы видим, что автор ее включил главы о Таборе именно для того, чтобы всю вину за беды и потери революционных лет свалить на таборитов, чтобы таборитскую политическую программу сделать ненавистной всему народу, чтобы охранить Прагу от таборитской революционной идеологии. В этом состоит политический смысл хроники Лаврентия. Следовательно, нужно осторожно и критически принимать сведения о хилиазме, о пикардах, об опустошениях, явившихся результатом войн таборитов, и нельзя считать правильными те оценки, которые мы встречаем в «Гуситской хронике». За нравственными, политическими и религиозными [14] объяснениями нужно суметь распознать классовые интересы автора хроники, иначе можно впасть в ошибку. Только с таким критическим отношением мы сможем добраться до исторического ядра «Гуситской хроники».

То же направление, что «Гуситская хроника», имеют и другие труды и литературные произведения Лаврентия из Бржезовой. Он был плодовитым поэтом и одним из главных представителей старочешской литературы. Для короля Вацлава IV он написал сонник, «Книгу толкования снов», и обработал на основе различных источников «Хронику мира». Но Лаврентий не ограничился названными латинскими произведениями, он создавал также литературные произведения на чешском языке. Развитость и литературную зрелость чешского языка того времени он показал в своем переводе популярного средневекового путешествия Яна Мандевиля. Эту пользовавшуюся любовью читателей книгу преданий и сказок он перевел со средневерхненемецкого.

Вершиной литературного творчества Лаврентия на чешском языке были сатирические стихи, сохранившиеся в так называемой Будишинской рукописи. В этих стихах, написанных в Праге в 1420 г., Лаврентий выразил свою ненависть к Сигизмунду, католической церкви и крестоносцам. «Упрек чешской короны», «Жалоба чешской короны» и «Спор Праги с Кутной Горой» являются блестящей защитой гуситской программы. В них видна сильная тревога автора-патриота за судьбы гуситского революционного движения и твердая вера в конечную победу. Бурным ликованием встретил Лаврентий поражение крестоносцев и обрушился с упреками на чешскую шляхту, которая из своекорыстных побуждений, склоняясь к Сигизмунду, позорила свой родной язык. Автор этих произведений выразил в своих стихах благородные чувства международной солидарности и братства. Он призывал изгнать из. страны надменных и злобных немцев.

Но некоторые (немцы) остались неиспорченными
И тверды в божьем законе,
Этих любите, как братьев! [15]

Все эти страстные строки проникнуты демократическими тенденциями, написаны с необычайным пониманием благозвучия и образности стиха и составляют гордость старочешской поэзии.

Хвалебным стихотворением («Песнь о победе у Домажлиц») отметил Лаврентий победу гуситов над крестоносцами у Домажлиц в 1431 г. Это стихотворение, написанное по-латыни, отличается большой художественной силой и патриотическим пафосом особенно в тех строках, где изображается дикое бегство крестоносцев по западночешским лесам и радость и ликование победителей-гуситов. В стихотворении о победе при Домажлицах поэт дал также прекрасное изложение миролюбивых намерений гуситов: они воюют потому, что на них напали. Цель их борьбы — обеспечить прекрасный и долгий мир. В поэтическое изложение своих мыслей Лаврентий ввел библейский мотив:

И тогда меч сменится на орало
И копье на серп, как обещал бог,
И оружие превратится в колокола,
Звучащие приветственным звоном.
И прекрасным миром и совместной жизнью
Будут все наслаждаться.

Если мы учтем все вышеупомянутые труды Лаврентия,. а также его мелкие произведения и работы теологического-характера (Commentum reverendi Magistri Laurencii de Brzezowa super VIII psalmos penitentiales и др.), то с полным правом можем назвать Лаврентия из Бржезовой выдающимся гуситским писателем и одним из первых старочешских поэтов. «Гуситская хроника» занимает самое почетное место в его ценном литературном наследии.

Однако при пользовании «Гуситской хроникой» как историческим источником нельзя упускать из вида, что рассказ о гуситском революционном движении не будет полон, если не добавить к нему критического обзора истории революционного Табора; с другой стороны, необходимо все время учитывать стремление автора набросить тень на справедливую [16] борьбу чешской бедноты; только при соблюдении этих двух условий мы сможем понять во всей глубине и широте значение гуситского революционного движения.

Оригинал «Гуситской хроники» Лаврентия из Бржезовой не сохранился. До нас дошли лишь ее рукописные копии от XV—XVI вв.

1. Самой старой рукописью является так называемая рукопись Вроцлавская (W), которая была переписана в 1467 г. Она хранится в Городской библиотеке во Вроцлаве.

2. В Праге, в Национальной университетской библиотеке, хранится рукопись A (sign. 1D10), относящаяся к концу XV в; возможно, что она была переписана в начале XVI в.

3. Там же (sign. XID cool.gif находится другая рукопись хроники (В), относящаяся к концу XV или началу XVI в. Согласно утверждению Я. Голла ( Подробный разбор рукописей дал Я. Голл во введении к изданию хроники Лаврентия в «Pramenech dejin ceskych» («Fontes rerum Bohemica-rum»), t. V, Praha, 1893, str. XXV—XXIX, XXXI—XXXIII (сокращенно: FRB. V))., подобная рукопись хранится в библиотеке в Вольфенбюттеле (ФРГ).

4. В Любковицкой библиотеке хранилась рукопись, ныне утраченная, которую использовал для своего издания К. Гёфлер («Fontes rerum Austricarum, Scriptores», II, Wien, 1856).

5. В издании Е,. Людвига («Reliquiae Manuscriptorum», VI. 1724, str. 124—216) напечатаны два отрывка хроники: один из них охватывает события от начала гуситского движения до 3 апреля 1420 г., другой — с 25 июня 1420 г. до описания таборов. Я. Годл обозначает их L.

6. В Вене, в придворной библиотеке, хранится рукопись Р иод названием «Chronicon Utuversitatis Pragensis», которая является компиляцией хроники Лаврентия, сделанной в половине XVI в. (с мая 1420 г. текст хроники Лаврентия дается в обработанном виде, с 6 июня 1420 г. текст является, в сущности, копией «Гуситской хроники»).[17]

7. Следующая рукопись хранится в библиотеке в Кодани (Bibliotheca Thottiana, с. 688), эта копия хроники Лаврентия относится к концу XVI в. Она, очевидно, послужила основой для издания Е. Людвига (см. выше п. 5). Описание этой рукописи, неизвестной Я. Голлу, опубликовано В. Шульцем в «Vestniku Kralovske Ceske spolecnosti nauk», XXIX, 12.

8. В Национальной университетской библиотеке в Праге (sign. IIIG16) находится отрывок хроники Лаврентия, представляющий выдержки из хроники, сделанные во второй половине XV в. Этот отрывок напечатал Я. Голл в FRB, V, str. 537—541.

9. В бывшей Туновской библиотеке в Дечине. (I. 201a— 277в), в рукописи XVII в., сохранился чешский перевод хроники Лаврентия, но, согласно языковому разбору, перевод был сделан ранее, в XV в. Переводчик недостаточно хорошо знал латинский язык, поэтому не понял многие места хроники. Кроме того, он делал в рукописи многочисленные добавления и критические замечания, выражая свое несогласие с точкой зрения Лаврентия. Этот старый чешский перевод дает Я. Голл в своем издании в FRB, V.

В 1856 г. вышло издание хроники Лаврентия из Бржезовой, подготовленное К. Гёфлером («Fontes rerum Austricarum Scriptores>>, II, Wien, 1856), которое сделано небрежно.

Лучшим изданием до сих пор является издание Ярослава Голла в FRB, V, в котором сделан критический разбор рукописей хроники, представляющий ценность до сих пор.

«Гуситская хроника» была издана несколько раз в чешском переводе; лучшим является последний, сделанный Франтишком Гержманским (Прага, 1954). В этом издании дана большая библиография о «Гуситской хронике».

Ценные данные о Лаврентии из Бржезовой приводятся Я. Голлом во введении к его изданию (FRB, V, str. XX—XL).

О литературной деятельности Лаврентия новые данные собраны Ф. М. Бартошем (F. М. Вartо S. Z novych i starych spisu Vavrince z Brezove. C. C. М. 94, Praha, 1920, str. 193—203).

О датировке хроники было высказано несколько гипотез В. Флаишгансом (W. Flajshans. M. Vavrinec. CCH, 39, 1933, str. 564—576 и ССН, 40, 1934, str. 120—125).

Важнейшие обобщения по этому вопросу дает Я. Харват (J. Charvat. Dilo Frantiska Palackeho, I, 1941, str. 239— 251).

Этого вопроса также касается Р. Урбанек в своей работе "Satiricka skladani Budysinskeho rukopisu M. Vavrince z Brezove z r. 1420 v ramci ostatni jeho cinnosti literarni» (VKCSN, Praha, 1951, с. III).

Взгляды о Лаврентии из Бржезовой и оценка таборов даны мною в книге «Tabor v husitskem revolucnim hnuti», I, Praha, 1952, str. 357—365.

Академик ЧАН Й. Мацек

Настоящее издание является первым переводом «Гуситской хроники» Лаврентия из Бржезовой на русский язык. В основу его положено издание Я. Голла.

Издание подготовлено совместно с чешским ученым, академиком И. Мацеком.

(пер. В.С. Соколова)
Текст воспроизведен по изданию: Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М. 1962


--------------------
- Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.

Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт
Пользователь в офлайне Отправить личное сообщение Карточка пользователя
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Всадник
сообщение 09.10.2008, 15:33
Сообщение #2
Человек
Творец
Grande moderatore
*********


Пол:
Сообщений: 4292


Зло прав не имеет



Комментарии

1 Здесь и далее заголовки заимствованы из чешского перевода «Гуситской хроники» Лаврентия из Бржезовой, сделанного Ф. Гержманским (Vavrinес z Brezove. Husitska kronika. Praha, 1954). Имена собственные и географические названия, написание которых существенно отличается от установившегося, даются в чешской транскрипции.

2 Королевство Богемия — немецкое название Чешского королевства.

3 Якубек из Миэы (Якубек из Стршибра) — сын крепостного крестьянина, род. ок. 1370 г. С 1397 г.—магистр свободных искусств Пражского университета, позже — бакалавр богословских наук. С 1410 г. стал проповедником в костеле св. Войтеха; после смерти Гуса (1415) — его преемник в Вифлеемской капелле в Праге. До взрыва революционного движения (1419) Якубек резко критиковал прелатов и церковные злоупотребления. Однако, как только начались бои, Якубек оказался на стороне шляхты и богатых горожан, интересы которых он уже раньше защищал. В результате этого возникли противоречия не только с таборитами, но и с выразителем интересов пражской бедноты и мелкого бюргерства, Яном Желивским. Умер в 1422 г.

4 Новый Город Пражский (Nove Mesto Prazske) — самостоятельная часть Праги, возникшая в XIV в. как ремесленный центр на правом берегу Влтавы.

5 Костел св. Мартина в стене — приходский костел, о котором известно с 1187 г. Костел св. Михаила находился в Старом Городе на бывшем Овоцном рынке (теперь «Мале намнести»), как приходский упоминается в 1331 г.

6 Вифлеемская капелла основана в 1391 г. на частные средства для проповедей на чешском языке. С 1402 по 1413 г. проповедником в Вифлеемской капелле был Ян Гус, пламенные проповеди которого привлекали громадные толпы пражан. Капелла становится центром реформации, колыбелью чешского национального движения. С начала гуситских войн она теряет значение революционного центра, но остается в руках протестантов до XVII в. После битвы у Белой Горы она была отдана иезуитам, а в 1786 г. снесена; в 1954 г. восстановлена в первоначальном виде и является музеем.

7 Старый Город Пражский (Stare Mesto Prazske) — самая старая часть Праги, возникшая на правом берегу Влтавы. С XIII в. имела самостоятельное общинное управление. В XIV и XV вв.— аристократический купеческий центр, центр немецкого патрициата.

8 В средние века немецкий король считался наследником римских императоров, поэтому он и назывался королем римским. Когда же римский король был коронован в Риме он назывался римским императором. Венцеслав — Вацлав IV, король чешский (1378—1419), император германский («король римский») в 1378—1400 гг.

9 Так назывались последователи английского реформатора Джона Виклефа (ум. в 1384 г.).

10 Мера католической церкви против еретиков. В местности, где был объявлен интердикт, не должен был совершаться ни один церковный обряд: нельзя было крестить детей, не совершались мессы, были запрещены похороны и т. д.

11 Моравия в ту эпоху называлась маркграфством, несмотря на то, что звание маркграфа после смерти маркграфа Иосифа (1411) стало постоянным титулом чешского короля.

12 14 ноября.

13 Начиная с 1378 г. в католической церкви наступил раскол в результате борьбы двух пап (один в Риме, другой во Французском Авиньоне). Церковный собор в Пизе в 1409 г. низложил обоих пап и избрал нового. Но так как ни один из них не хотел отказаться от власти, то они продолжали борьбу за папский престол: фактически было трое пап, и церковь, таким образом, оказалась расколотой.

14 Сигизмунд — король венгерский (1387—1437), германский император (1411—1437).

15 Епископы, не имевшие епископства (диоцесы), а находившиеся на государственной службе или на службе папского двора.

16 Кубикуларии — камергеры.

17 Пенитенциарии — духовники.

18 Портулан — сборщик церковных взносов.

19 Так в устах критиков церкви называлась порочная практика церкви, когда за деньги совершались религиозные обряды, продавались места священников, совершалась торговля индульгенциями и т. д.

20 То есть 3 ноября 1415 г. Все повествование о Гусе основывается на сведениях Петра из Младонёвиц, друга Гуса и очевидца его смерти.

21 Охранная грамота, обеспечивающая безопасный путь (приход и уход из Констанца), привезена была Гусу в Констанц 5 ноября 1414 г. защитником Гуса, паном Вацлавом из Дубы.

22 В средние века счет дней недели велся от воскресенья, следовательно, шестым днем недели считалась пятница.

23 В действительности должен быть в среду после дня св. Екатерины, т е. 28 ноября 1414 г.

24 То есть монашеского ордена доминиканцев.

25 Стефан Палеч — с 1391 г. магистр свободных искусств Пражского университета, с 1399 г.—декан, с 1400 г.—ректор, с 1410 г.—магистр теологии. Заклятый враг Яна Гуса. В 1414 г. в Констанце выступал на соборе с обвинениями против Я. Гуса. Позже поселился в Польше, где преподавал в Краковском университете. Умер ок. 1422 г.

27 Михаил de Causis — немец по национальности, с 1399 г.—приходский священник в костеле св. Войтеха под Здеразом в Новом Городе Пражском. В 1408 г. бежал из Чехии в Рим с большой суммой денег, полученной от Вацлава IV на подъем золотых разработок. В Риме промышлял юридической практикой при дворе папы Иоанна XXIII (отсюда его название de Causis). Из Рима перебрался в Констанц, где со Степаном Палечем выступал против Гуса. Умер в Базеле в 1432 г.

28 В ранние века христианства вся церковь христианская называлась католической (кафолической), что в переводе с греческого языка означает всеобщая, всемирная. После разделения церкви в XI в. католической продолжала называться только западная, римская христианская церковь, а восточная стала носить название православной. Православная церковь всегда совершала причащение под обоими видами.

29 Так назывался рейнский пфальцграф Рупрехт III, который был избран в 1400 г. рейнскими курфюрстами немецким королем в противовес королю Вацлаву IV. Умер в 1410 г., не получив короны.

30 Иероним — Иероним Пражский. Он происходил из состоятельной пражской семьи. Талантливый ученик Я, Гуса, он стал университетским профессором в Праге, учился также в Оксфорде (1399—1401), откуда привез в Чехию переписанные им произведения Виклефа и стал ревностным поклонником и распространителем его взглядов. Был необычайно образованным ученым и выдающимся оратором, преподавал во многих университетах Европы (Париже, Гейдельберге, Кёльне-на-Рейне, Вене). Резко критиковал состояние современной церкви, пытался найти союзников чехам против католической церкви в православном русском и белорусском народе. Для этого отправился в 1413 г. к литовскому князю Витольду и посетил Витебск и Псков, где общался с православными священниками.

31 Согласно католическому верованию — день последнего суда при конце света.

32 См. К. Гёфлер. Донесение магистра Петра из Младонёвиц (К. Ноefler. Geschichtsschreiber der Hussitischen Bewegung, Vien, 1856, S. 111 и сл.) и «Fontes rerum Bohemicarum» (FRB), t. VIII, str. 111—120, 120—149.

33 Католическое духовенство собрало специальную подать, средства от которой предоставили в распоряжение литомышльскому епископу Яну Железному и его свите, жаловавшимся на Гуса в Констанце.

34 Правильно —26 июня.

35 Бароны — чешские паны, высшее дворянство в феодальной Чехии, составлявшее отдельное сословие.

11

36 К этому письму протеста в знак согласия привесили свои печати 452 шляхтича. Большая часть из них были представители мелкой шляхты. См. Й. Мацек. Табор, т. I, M., 1956, стр. 269.

12

37 То есть около 8 сентября.

38 Кармелиты — монахи католического ордена кармелитов.

39 Петр Камеранский—Петр д'Элли (d'Ally) епископ в Камбре (1397), кардинал (1398), добивавшийся папского престола.

40 Франциск Флорентийский — Франциск Забарелла (1360—1417), богатый и образованный кардинал (с 1411), выдающийся знаток канонического права.

41 Доктор Назон — пражский каноник, который вмешался в процесс Гуса и за свое усердие был награжден церковью епископством в Хуре. Умер в 1440 г.

13

42 То есть 2 февраля.

43 Плебан — приходский священник.

44 Иеромонахи — монахи, имеющие духовный сан священника.

45 Псарже — исчезнувшая деревня. В настоящее время часть Нового Города Пражского по направлению к Вышеграду.

46 Бубны — в настоящее время часть Праги. Находилась в изгибе реки Влтавы на север от Праги.

47 Овенец—так раньше назывался теперешний квартал Бубенеч.

14

48 Правильно—23 мая.

49 Правильно —26 мая.

50 Правильно —30 мая.

51 См. гл. 9, прим. 1 и FRB, t. VIII, str. 323—334.

15

52 В латинской транскрипции — de Columpna.

53 Последнее заседание состоялось 22 апреля 1418 г. Мартин V покинул Констанц 16 мая 1418 г.

16

54 О причинах и ходе паломничества на горы см. Мацек. Табор, т. I, М., 1956, стр. 313. Гора Табор находилась на нынешних Бурковцах у Немеиц, недалеко от Бехини на Лужнице. Название Табор было взято из Библии (книга Судей 4, 6).

55 То есть 22 июля 1419 г.

56 Николай (Микулаш) из Гуси. Это был бедный шляхтич, весьма ученый муж, выдающийся военный. Он служил и воевал на службе у пана Рожмберка, в Австрии, у Ченека из Вартемберка и, наконец, был на службе чешского короля Вацлава IV как бургграф в крепости Гуси. Рано стал участником гуситсткого движения. Был одним из выдающихся его организаторов, считался одним из четырех гетманов Табора.

57 Костел св. Аполлинария находился в Новом Городе Пражском, где часто бывал король Вацлав IV со своим двором.

17

58 Консулы (чешек, коншелы)—члены городского совета (ратуши).

59 Подсудок — чешек, подрихтарж, заместитель городского судьи.

60 Иоанн (Ян) Жижка был обедневшим шляхтичем. Он воевал в войсках высшей шляхты, долгое время командовал отрядом в южной Чехии, нападавшим на прелатов и высшую шляхту, и, наконец, стал командиром в чешском войске, которое воевало в Польше на стороне польского короля против ордена немецких рыцарей; участник Грюнвальдской битвы (1410). По возвращении из Польши поступил на службу ко двору короля Вацлава IV и стал приверженцем учения магистра Яна Гуса. С начала гуситского революционного движения встал во главе таборитского войска. Умер в 1424 г.

61 На Рыбничку — селение, находившееся около современного костела св. Стефана в Новом Городе Пражском.

62 Монастырь кармелитов в Новом Городе Пражском у костела присноблаженной девы на Писку (девы Марии Снежной), основан Карлом IV(I) в 1347 г.

63 Новый град — крепость на юг от Праги у деревни Кунратице.

64 Капитаны — гетманы.

65 Скабины — члены городского совета.

18

66 Имеется в виду час перед заходом солнца.

67 Пражский град — Пражский кремль.

68 Аула Регия — теперь город Збраслав с бывшим цистерцианским монастырем на юго-запад от Праги.

19

69 Картезианский монашеский орден был основан в XI в. во Франции. В Праге монастырь картезианцев был основан королем Яном Люксембургским.

70 18 августа 1419 г.

70а Костел девы Марии на Луже теперь не существует. Он находился в Старом Городе Пражском на месте теперешнего Архива города Праги.

71 Магистр Альбик — магистр Альбик из Уничова, врач, известный профессор медицинского факультета Пражского университета; с 1396 г. был лейб-медиком короля Вацлава IV, а в 1412—1413 гг. был пражским архиепископом. Умер в 1426 г. в Будине.

20

72 28 сентября 1419 г.

73 Гора у Кржижков, близ Ладви — возвышенность у теперешней деревни Сулице на дороге из Праги в Бенешов.

74 Монастырь св. Амвросия стоял в Новом Городе Пражском напротив Пороховой башни. Основан Карлом IV.

21

75 Королева Богемии Софья, жена Вацлава IV, происходила из Баварии; в 1389 г. вышла замуж за чешского короля Вацлава IV; до выступления народных масс симпатизировала гуситам, посещала проповеди Яна Гуса в Вифлеемской капелле.

76 Ченек из Вартемберга (Вартемберка) — крупнейший чешский феодал. После смерти короля Вацлава был одним из правителей Чехии, с 1414 по 1420 г.— бургграф Пражского града. Весной 1420 г. присоединился к пражанам, организовавшим отпор Сигизмунду, но вскоре, напуганный разрастающимся революционным движением, примирился с Сигизмундом и предал пражан, открыв 7 мая 1420 г. Пражский град войскам Сигизмунда. После поражения, нанесенного ему в 1423 г. Жижкой, удалился в одно из своих имений, где умер в 1425 г.

77 Вильгельм из Газембурга (Вилем из Газмбурка), по прозвищу Зайиц (ум. ок. 1431 г.),—крупный феодал, один из главных сторонников короля Сигизмунда.

78 Иоанн (Ян) Худоба, называемый Ральско, т. е. Ян из Вартемберка на Ральске, крупный чешский феодал. Был на службе у Сигизмунда еще перед его вступлением на трон, в период гуситского революционного движения становится ярым сторонником короля. Умер в 1433 г.

79 Страговский монастырь основан в 1140 г. Он был сожжен 8 мая 1420 г. таборитами.

80 Монастырь св. Фомы построен в 1285—1379 гг.

81 Архиепископский двор с садом занимал в это время территорию между нынешней площадью Дражицкого и улицами Мостецкой, Иозефской, Летенской и Лужицкой.

22

82 Во втором часу пополудни. Чехи тогда считали время по итальянскому способу — от захода солнца.

83 Дом герцога Саксонского находился на Малой Стране возле Малостранской мостовой башни.

84 Малая Страна — часть г. Праги из левом берегу р. Влтавы, имевшая с XIII в. самостоятельное общинное управление.

85 Ульрих из Розы — Ольдржих из Рожмберка (1403—1462), один из крупнейших феодалов Чехии, был наследником обширных земельных владений в южной Чехии. Сначала сочувствовал гуситскому движению, надеясь обогатиться за счет церкви. Но, поняв, что гусизм — революционное движение народа, перешел на сторону Сигизмунда и стал врагом гуситов. При Липанах сражался на стороне Сигизмунда.

86 6 ноября 1419 г.

87 Бженек из Швигова происходил из обедневшей ветви панского рода. Один из таборитских гетманов, единственный пан, воевавший в таборитском войске Жижки. Погиб в битве у Судомерж в 1420 г.

88 Хвал из Маховиц (у Глубокой) был Одним из основателей Табора в 1420—1424 гг.—один из четырех гетманов таборитских общин. а в 1426 г.— Писецкого края.

89 Это первая большая битва, в которой участвовали табориты.

90 Петр из Штенберга — Петр из Штернберка, пан Конопиште, враг гуситов (ум. в 1420 г.).

91 Птачек из Ратан — Гинек Птачек из Пиркштеина, сторонник Сигизмунда, враг гуситов (ум. в 1444 г.).

92 Иоанн (Ян) Свидницкий из Хотемиц наряду с многими чешскими панами подписал протест в защиту Я. Гуса, но с началом гуситского движения перешел на службу к Сигизмунду.

93 Кольдиц—Альбрехт из Кольдиц (ум. в 1448 г.), был гетманом Вроцлавским и Свидницким, сторонник Сигизмунда.

94 Михалец из Михельсберга — Ян Михалец из Михаловиц и на Бездези, пан Млада Болеслава, сторонник Сигизмунда.

95 Кутна Гора была в это время самым большим после Праги городом в Чехии, центром богатых серебряных рудников и местонахождением королевского монетного двора. Кутногорский патрициат немецкого происхождения поддерживали не только бежавшие из Праги богачи, но и король Сигизмунд.

23

96 13 ноября 1419 г.

97 Пражская община — объединение полноправных граждан Праги.

98 Копа — мера счета в средневековой Чехии, равная 60 единицам. Копа грошей равняется 60 грошам. Грош — разменная серебряная монета равная 14 галержам.

24

99 Рацек из Риземберга — Рацек из Яновиц на Рижмберке.

100 Иоанн Ходек — Ян Худек, был назначен приходским священником в Коуржим на место изгнанного Стефана из Палеча (ок. 1417 г.).

25

101 24 декабря 1419 г.

102 Брно—главный город Моравии.

103 27 декабря 1419 г.

104 Ян Садло из Костельца над Сазовой с 1407 г. находился на службе короля Вацлава IV.

105 Здеслав Тлукса из Буржениц, сопровождал в 1433 г. чешское посольство в Базель. Умер в этом же году в Карлштейне.

106 4 января 1420 г.

107 «В мешок, монах, в мешок!» (чешск.).

27

108 Валкун из Адлара — бедный рыцарь из Витни у Клатов.

109 Вацлав Коранда, таборитский священник. До 1417 г. был приходским священником в Пльзени. Он оставался духовным главой таборитского движения вплоть до подчинения Табора Юрием Подебрадом. После поражения таборитов подвергся преследованию (см. И. Мацек. Табор,т.I, стр. 376—378).

110 Богуслав из Швамберга (Швамберка) — пан града Красиков, сторонник Сигизмунда. В 1421 г. сдался со своим замком Жижке. Когда же Сигизмунд не захотел его выкупить, перешел на сторону таборитов. Погиб в 1425 г., находясь во главе таборитского войска при осаде г. Реца в Австрии.

28

111 Громада—Петр Громадка, родом из Истебнице, священник (1400), в 1413—1418 гг.—капеллан в Стржимелицах. Один из организаторов таборитского движения и основателей Табора. В 1421 г. в январе был взят в плен под Хотеборжем и сожжен в Хрудиме.

112 Крепость и город Градиште находились на месте современного Табора.

29

113 Вратислава — Вроцлав, город в Силезии.

114 Иоанн (Ян) Краса—пражский мещанин, с 1390 по 1413 г. часто избирался коншелом Нового Города. Был убит во Вроцлаве как гусит 17 марта 1420 г.

115 Воскресные дни великого поста называются у католиков по особым песнопениям, из которых приводятся только первые слова. Здесь: «Letare» («Радуйся»).

116 Это I крестовый поход против Чехии. Сигизмунд пытался использовать Силезию как плацдарм для нападения на революционную Чехию.

30

117 Микеш Дивокий — Микеш Дивучек из Емниште у Бенешова, начальник кутногорского монетного двора, сторонник Гуса, ставший впоследствии ярым приверженцем Сигизмунда. Известен своим вероломством. Участвовал в битвах у Вожице, на Витковой горе и у Вышеграда (1420) на стороне Сигизмунда. Умер в 1423 г.

118 В то время вельмистром, т. е. высшим настоятелем, монашеского ордена иоаннитов в Страконицах был Индржих из Градца Индржихова.

119 Маркольд — священник Маркольд из Збраславиц, начиная с 1410 г.— бакалавр Пражского университета; потом — таборитский теолог радикального направления. Погиб в битве у Липан в 1434 г.

120 Венцеслав из Лештна—Вацлав из Дубы или из Лештна. В 1411 г. он состоял на службе у Сигизмунда. В 1414 г. провожал Яна Гуса в Констанц, но в 1419 г. опять перешел на сторону Сигизмунда.

121 Подкоморжий управлял королевскими имениями и от имени короля вел судебные и финансовые дела королевских городов. Он принадлежал к главным земским чиновникам. При отсутствии короля подкоморжий осуществлял высшую власть над городами.

31

122 Иоанн — Ян Желивский, пришел в Прагу из премонстранского монастыря в Желиве. Стал выразителем интересов пражской бедноты и мелкого бюргерства.

123 Сигизмунд основал в 1408 г. орден дракона для рыцарей, борющихся против турок.

32

124 8 апреля 1420 г.

125 Збынек из Бухова у Вожиц был одним из старшин таборитских общин до 1425 г., когда упоминается в последний раз.

33

126 18 апреля 1420 г.

34

127 23 апреля 1420 г.

128 Премонстранский монастырь в Милевске основан в 1184 г. Иржем из Милевска; первым его аббатом был Ярлох, знаменитый чешский хронист.

129 Praczatae — прачаты, пращники.

130 Непомук — богатый цистерцианский монастырь св. Непомука, основанный в 1176 г.

131 Иоанн Крк — Ян Крк из Ряжмберка и из Швигова.

132 Гинек из Кумбурга — Гинек Крушина из Лихтембурка, пан Кумбурка, был одним из основателей гуситской общины с 1415 г., но позже, в 1427 г., оставил гуситский лагерь.

133 Градиште — монастырь в Градиште у Валечова, теперь монастырь над Иезерой у Мнихова.

134 30 апреля 1420 г.

135 Ходы — свободные крестьяне, жившие на западной границе Чехии и охранявшие ее («ходившие» вдоль границы,— отсюда и название).

35

136 Арнест Флашка — Арношт Флашка из Пардубиц и Рихмбурка, приверженец королевской партии (ум. ок. 1421 г.).

137 5 мая 1420 г.

138 Гинек Главач из Дубы, пан на Чешской Липе, был земским фойтом в Горной Лужице, принадлежал к королевской партии.

139 Имеется в виду королевский замок на Градчанах.

140 Градчаны — крепость, стоявшая на возвышенности на Малой Стране города Праги, на левом берегу Влтавы.

141 Гинек из Кольштейна (Кольдштейн — город в сев. Моравии) происходил из обедневшей штепаницкой ветви панов из Вальдштейна, принадлежал к пражской партии гуситов. Принимал горячее участие в приглашении короля из Польши. Погиб в 1427 г.

37

142 Это был холм Мелехов у Ледча над Сазавой (ср. Й. Мацек. Табор, т. II. М„ 1956, стр. 27).

143 Пипа Гальский — Пипо Спано, начиная с 1407 г., был ишпаном (жупаном) Темешварским. Родом из Флоренции, с 1387 г. жил в Венгрии, где поступил на службу к королю Сигизмунду и стал одним из. главных его военачальников. Донинский Вацлав был рихтаржем в Кутной Горе.

144 Нынешний пражский остров Штванице.


--------------------
- Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.

Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт
Пользователь в офлайне Отправить личное сообщение Карточка пользователя
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
Нортмер   Лаврентий из Бржезовой - Гуситская Хроника   09.10.2008, 15:24
Нортмер   ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА 1. ВВЕД...   09.10.2008, 15:27
Нортмер   24. ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЧЕХОВ-ПОДОБОЕВ В КУТНЫХ ГОРАХ И...   09.10.2008, 15:31
Нортмер   Комментарии 1 Здесь и далее заголовки заимствован...   09.10.2008, 15:33
Нортмер   ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА 38. ТАБ...   09.10.2008, 15:35
Нортмер   50. ЧЕТЫРЕ ПРАЖСКИЕ СТАТЬИ «Мы, бургомистр, консу...   09.10.2008, 15:37
Нортмер   Комментарии 38 145 Podsebitie — усы (чешек.). ...   09.10.2008, 15:39
Нортмер   ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА 57. УНИ...   09.10.2008, 15:42
Нортмер   63. УЧЕНИЕ О ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИИ Но в это время не др...   09.10.2008, 15:44
Нортмер   Комментарии 57 238 Монастырь девы Марии у конца ...   09.10.2008, 15:47
Нортмер   ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА 74. ПОС...   09.10.2008, 15:54
Нортмер   79. ПОМОЩЬ ПРАЖАН МОЛОДОМУ БОЧЕКУ. ПОСОЛЬСТВО ПРАЖ...   09.10.2008, 15:56
Нортмер   Комментарии 74 319 14 ноября 1420 г. 320 Имеет...   09.10.2008, 15:58
Нортмер   ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА 89. СДА...   09.10.2008, 15:59
Нортмер   100. ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРАГИ И НАЗНАЧЕНИЕ НОВЫХ КОНШЕЛОВ...   09.10.2008, 16:03
Нортмер   ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА 103. СО...   09.10.2008, 16:05
Нортмер   115. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРАЖАН К КАРЛШТЕЙНУ ЗА ПРОДОВОЛЬС...   09.10.2008, 16:06


Быстрый ответОтветить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 06.06.2025, 4:10
Rambler's Top100