![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Всадник |
![]()
Сообщение
#1
|
Человек
Творец Grande moderatore ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пол: ![]() Сообщений: 4292 ![]() Зло прав не имеет ![]() |
ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ
ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА ПРЕДИСЛОВИЕ Исторические свидетельства об эпохе гуситского революционного движения дошли до нас в основном, в произведениях врагов гусизма. Изгнанные прелаты, потерявшие свои огромные владения, писали о гуситах, как о разбойниках и хищных зверях. Не отставали от них в своей злостной клевете и прочие представители феодального правящего класса, материально пострадавшие от революционного взрыва. Те скудные свидетельства о ходе революционных боев. которые восходят непосредственно к гуситским хроникам, в течение столетий подвергались уничтожению со стороны церковной реакции, гуситские книги и рукописи истреблялись и сжигались; поэтому только разрозненные отрывки гуситских повествований, писем и трактатов сохранили до наших дней голоса из гуситского лагеря, сведения о событиях гуситского революционного движения в освещении самих представителей гусизма. Само собой разумеется, что всё остатки этой некогда обширной гуситской литературы чрезвычайно дороги и ценны для нас как основной материал для изучения гуситского революционного движения. Среди такого рода литературных сокровищ, переживших века реакции и сохранившихся до наших дней, первое место принадлежит «Гуситской хронике» известного писателя Лаврентия (по-чешски Вавржинца) из Бржезовой. Можно даже сказать, что «Гуситская хроника» Лаврентия является основой наших сведений о зарождении и первых годах гуситского движения. Среди мелких свидетельств хронистов, среди отрывков гуситской литературы резко выделяется труд Лаврентия. Так смело возносится вверх сохранившееся здание среди [6] развалин. С широким творческим размахом, необыкновенной живостью и художественным совершенством воссоздает Лаврентий бурные годы от 1414 до начала 1422 г. Только восемь лет, но какие потрясающие годы! В эти восемь лет, которым посвящен волнующий рассказ Лаврентия, в истории Чехии произошло больше событий, чем порой происходит в целое столетие. Революционная война, постепенно нараставшая в массах чешского народа, подняла чашу (До Яна Гуса в Чехии, как и во всех католических странах, из чаши причащалось только духовенство. Этим церковь хотела подчеркнуть особое положение духовенства перед светскими людьми. Ян Гус подверг резкой критике католическую церковь, в том числе выступил за причащение под обоими видами (хлебом и вином) всех людей. В гуситском движении чаша стала символом революционной борьбы и изображалась на гуситских знаменах, с которыми чешский народ шел в бой против крестоносцев-феодалов.— Ред.) как символ восстания против самого крупного феодала — церкви. Поэтому Лаврентий в начале своей хроники говорит о причащении под обоими видами и повествует о героической борьбе магистра Яна Гуса на Констанцском соборе. Однако этим важнейшим историческим событиям он придает все же меньшее значение, чем годам собственно революционных боев, начавшихся в 1419 г. Время до 1419 г. является только введением к главному повествованию. Во введении Лаврентий изложил основные идеи, без которых нельзя было бы понять сложную историю революционных лет. Уже благодаря этой концепции его хроника резко отличается от обычных средневековых хроник, которые год за годом механически и бесцветно регистрировали события. «Гуситская хроника» не имеет ничего общего с подобными анналами. В центре ее стоит одна проблема, событие огромного исторического значения — гуситское революционное движение, которое автор считает фактом, требующим самого пристального внимания. Поэтому, начиная с описания событий 1419 г., поток повествования расширяется и охватывает не только Прагу, королевский двор и города, но и включает в себя сведения о [7] революционном движении в чешской деревне. Только зрелому мастеру было под силу охватить богатство событий, уловить даже мельчайшие детали революционного брожения и при этом не потерять нити повествования. Искусный рассказчик ведет нас по улицам революционной Праги, по широким просторам южной Чехии на гору Табор, говорит о первых битвах народной армии и славной победе над крестоносцами на Жижкове. Рассказывая о жестокой борьбе, вспыхнувшей во многих местах Чехии, хронист знакомит нас и с последователями Гуса — с Яном Желивским, с Яном Жижкой из Троцнова и другими народными вождями и мыслителями. Особое внимание Лаврентий из Бржезовой уделяет революционному Табору. В «Гуситскую хронику» вставлено самостоятельное повествование о возникновении и развитии Табора, о хилиазме (Учение о пришествии Христа и о тысячелетнем его царстве, которое наступит после победы гусизма.— Ред.) и хилиастической общности потребительских имуществ. Из-за этого «экскурса» «Гуситская хроника» становится для нас еще более ценной, так как о развитии Табора, кроме данных сообщений Лаврентия из Бржезовой, мы имеем только самое незначительное количество сведений. Рассматриваемая хроника повествует и о поражении таборитской бедноты, о дальнейших победах Жижки, радостно приветствует успехи Праги и кончается описанием славной битвы у Кутной Горы и бегства «рыжей бестии» — короля Сигизмунда из Чехии. Из беглого обзора содержания хроники ясно, что труд Лаврентия имеет огромное историческое значение. Однако необходимо решить вопрос, какую ценность представляет «Гуситская хроника», насколько можно полагаться на ее повествование, до какой степени хроника заслуживает доверия. Во введении сам автор говорит о своем желании засвидетельствовать то, что он «воспринял в действительности своими правдивыми глазами и ушами». Однако мы знаем, что подобным образом заверяли читателя в своей правдивости все [8] хронисты, повествование же их всегда отражало взгляды автора. Хроника Лаврентия, как бы ни старался автор быть вполне правдивым, также носит отпечаток его общественного положения. В ней отражены воззрения представителя гуситского центра, гуситского пражского бюргерства. Лаврентий из Бржезовой родился около 1370 г. в деревне Бржезовой возле Кутной Горы. Его родителям принадлежало там маленькое рыцарское имение. Лаврентий учился в Пражском университете и там стал низшим духовным лицом — иподиаконом. По окончании университетского курса он сначала поступил на службу при дворе короля Вацлава IV. По ходатайству королевы Софьи в 1391 г. папа разрешил Лаврентию, несмотря на его молодость, получить церковный бенефиций, т. е. церковную должность, с которой шли доходы. Вероятно, этому способствовал и родственник Лаврентия, мелкий шляхтич Ира из Росток, который был тогда фаворитом короля Вацлава IV. Лаврентий из Бржезовой получил тогда бенефиций в Лоунах, а позже приход в Бехарах, в районе Ичина. При этом Лаврентий не прекратил своих научных занятий. В 1393 г. он получил звание магистра на факультете свободных искусств, записался также на юридический факультет. Хотя он и получал доходы с двух приходов, но все же священником не стал. В его приходах служили наемные священники, так называемые стршидники. Впоследствии Лаврентий работал в королевской канцелярии и оставался там до смерти короля Вацлава IV. Во время пребывания при королевском дворе Лаврентий проникся симпатией к учению и проповедям Яна Гуса и стал его последователем. Поэтому-то в 1419 г. как горячий утраквист он поступил на службу в городскую канцелярию Нового Города Пражского и Принимал деятельное участие в корреспонденции этого гуситского города, а также проводил литературную редакцию договоров, дипломатических документов и решений гуситских сеймов. Лаврентий оставался писарем городского совета Нового Города Пражского до 1434 г., а может быть, и до своей смерти. Год смерти Лаврентия до сих пор [9] неизвестен. Он падает на период после 1437 г. В точности неизвестно также, когда Лаврентий писал «Гуситскую хронику». Новейшие исследования показывают, что некоторые части ее написаны непосредственно вслед за событиями,— это подтверждает вся манера повествования, повторение отдельных частей, приподнятый стиль его. Высказывалось также мнение, что автор писал последние части хроники незадолго до своей смерти. Во всех сохранившихся рукописных списках хроника не окончена, и повествование ее прерывается на середине фразы. Вероятно, Лаврентий хотел дать описание не только событий до 1421 г., а значительно большего отрезка времени, но смерть автора прервала завершение его труда. Лаврентий приобрел значительное состояние. Ему принадлежал дом в Старом Городе Пражском, а позже в Новом Городе Пражском, он владел двором и зависимыми деревнями вблизи от Праги. Естественно, что он стал близок зажиточному новоместскому бюргерству и отстаивал точку зрения умеренных утраквистов. Это проявилось, например, в 1427 г., когда в Праге вспыхнул реакционный заговор, который, однако, был подавлен. Напрасно шляхтичи, соединившиеся вокруг Сигизмунда Корибутовича, пытались вырвать Прагу из рук восставших и перетянуть ее в католический лагерь. Напрасно также старались они привлечь к себе Лаврентия. Гуситский поэт и писатель продолжал придерживаться утраквизма и твердо держался против панского союза, за что и попал в злобный католический памфлет: К ним подходит Лаврентий... Умеет писание переводить, Из правды кривду сотворить. Впрочем, и Лаврентий, по-видимому, после Липан был вынужден отойти от своих Позиций. Всю жизнь он ненавидел короля Сигизмунда, восставал, боролся против него, а в 1436 г. был вынужден Просить у короля прощения и в конце концов. был помилован. Короче говоря, Лаврентий кончил так, как [10] бывшие гуситские города, которые сначала боролись против Сигизмунда, предателя страны, а после битвы у Липан присягали тому же Сигизмунду как королю, данному «божьей милостью». Уже по этому краткому очерку жизни Лаврентия можно судить, к каким общественным слоям он принадлежал и какие классовые взгляды должно отражать его повествование. Пражское бюргерство занимало в гуситском революционном движении особую, своеобразную позицию. Известно, что ремесленники уже долгое время испытывали невыносимый гнет патрициата и высшей церковной иерархии. В то же время цеховые мастера боялись голодной и всегда неспокойной бедноты, подмастерьев, батраков, поденщиков. Поэтому пражские ремесленники не осмеливались открыто выступать с оружием против церкви и короля Сигизмунда, пока не убедились, что борьба с оружием в руках неизбежна. По той же причине и Лаврентий из Бржезовой долго стоял за посылку посольств из Праги к Сигизмунду и лишь после того, как переговоры сорвались, стал сторонником вооруженного сопротивления. Однако положение пражского бюргерства было много сложнее, чем казалось на первый взгляд. Уже с самого начала революционных боев ремесленники раскололись на более богатую и более бедную часть. Одни держали сторону Яна Желивского, другие скорее склонялись к союзу с гуситской шляхтой. За Яном Желивским шли мелкие ремесленники Нового Города Пражского, составлявшие вместе с беднотой крепкий союз, который определял направление революционных действий в 1419—1422 гг. Революционная борьба, несомненно, привлекала и часть бюргеров Старого Города, которые в борьбе видели единственный выход из положения. Против революционной борьбы с самого начала были те богатые бюргеры, которые не подвергались изгнанию и имущество которых не было конфисковано, но они имели идейную поддержку в университетских магистрах (наиболее известными из них были Ян Пршибрам и Криштан из Прахатиц) и тяготели к утраквистской [11] шляхте. Для этой группы чаша была лишь бессодержательным символом, от которого при случае можно было отказаться. В них с самого начала движения был зародыш измены, они стремились к созданию панского союза и поражению народных революционных сил. Лаврентий из Бржезовой не принадлежал к этим изменникам, хотя это можно было бы предполагать на основании его связи с университетом. Мы знаем, что еще в 1427 г. он решительно стал на сторону пражского народа против Пршибрама и Сигизмунда Корибутовича, марионетки панства. Из позиции Лаврентия в 1427 г. явствует, что и раньше он был заодно с консервативными, богатыми бюргерами и университетскими магистрами. Однако автор «Гуситской хроники» не был также сторонником народных революционных сил. Главы и абзацы, посвященные Табору, показывают нам отношение автора хроники к крестьянству и городской бедноте. Лаврентий уделял необычайное внимание таборитам. Он делал это не с тем, чтобы прославить их борьбу, а для того, чтобы разгромить принципы таборитов. Во всей хронике сквозит ненависть к хилиазму, презрение к черни, которая поднялась на бой. При этом писатель забывает свои добрые намерения говорить лишь правду и высказывается как типичный пражский бюргер. Пока представители бедноты находились под знаменами бюргерства и отстаивали его интересы, на это движение можно было смотреть сквозь пальцы, но стоило таборитам вступить в борьбу за собственную революционную программу, как они тотчас стали в глазах бюргерства выродками, грабителями и кровавыми разбойниками. Так же смотрел на них Лаврентий из Бржезовой. Здесь, в «Гуситской хронике», совершенно ясно проявляется классовая ограниченность автора. Лаврентий из Бржезовой не мог также относиться с полным сочувствием к вождю революционного народа Праги, Яну Желивскому. Автору хроники по душе его борьба: ведь лишь благодаря ему в Праге было принято твердое решение вступить в борьбу с «Семиглавым драконом», королем Сигизмундом. Лаврентий, как патриот, не мог без содрогания думать [12] о той беде, которая грозила чешской земле при приближении Сигизмунда во главе крестоносцев. В этом отношении Желивский удовлетворял Лаврентия, а поэтому в настоящей хронике мы не найдем открытых враждебных выпадов против него. Однако для бюргера Лаврентия Желивский не был вождем, приемлемым во всех отношениях,— ведь он опирался на голодный «сброд», каждую минуту грозил богачам и всем состоятельным бюргерам новыми конфискациями! Лаврентий говорит о Желивском почтительно: он называет его «пан Ян», хотя у него проскальзывает и презрительно-высокомерное отношение, показывающее, что хронист чувствовал свое превосходство над народным трибуном. Для состоятельного бюргера, каким является хронист, Желивский был народным проповедником, к которому народ стекался скорее из-за его красноречия, чем ради его учености и знания науки. Лаврентий не мог понять, что в революционную эпоху восторженный революционер с ясной целью борьбы, каким был Желивский, имеет большую силу, чем ученые профессора и теологи. Короче говоря, враждебность Лаврентия к революционному Табору и Колеблющееся отношение к Желивскому представляют для нас верное доказательство того, что «Гуситская хроника» отражает взгляды пражского бюргерства, что в ней мы слышим голос умеренных гуситов, гуситского центра. Наконец, Лаврентий сам не раз говорит, что для него и его пражских друзей, а также ремесленников других городов существуют два врага — слева и справа. С тяжелым вздохом оканчивает он одну часть своего повествования, наполненную резкими выпадами против таборитов, описанием опустошения чешской земли: «Король Сигизмунд, явный гонитель истины, с одной стороны, и еще с большей жестокостью табориты — с другой, сея повсюду пожары, превратили благородную и плодородную богемскую, землю почти в пустыню, бесчеловечно сжигая не только костелы и монастыри, но и людей светских и духовных». Лаврентий, таким образом, прямо указывает на то, что он и его друзья отстаивают точку зрения «золотой середины» [13], что они являются противниками как Сигизмунда, так и таборитов. Понятно, что эта резкая позиция Лаврентия затемняег действительную картину исторического значения Табора. Сейчас не может быть сомнений в том, что революционный подъем таборитских «божьих» бойцов был главным фактором победоносного гуситского движения. Без революционного Табора бюргерская Прага не могла бы достигнуть таких решительных политических и военных успехов. Без таборитской бедноты было немыслимо огромное международное значение гуситской революционной борьбы. Липанское поражение таборитских войск, так же как и убийство Желивского, показало, что гуситское революционное движение может побеждать и развиваться дальше лишь в том случае, если оно опирается на полную поддержку широких слоев народа, обогащается все новой инициативой, почерпнутой из революционного подъема крестьянства и городской бедноты. Пражский состоятельный бюргер Лаврентий из Бржезовой не видел и не хотел этого видеть. Для него было достаточно, что среди таборитских вождей он встречал бывших крепостных крестьян, прежних подмастерьев, работников и батраков. Он чувствовал, что эти люди охотно обратят революционное оружие не только против дворян, прелатов и богатых купцов, но и против всех имущих и богатых. Из страха перед ними он решительно боролся против них, так, как умел, — пером. Из анализа «Гуситской хроники» мы видим, что автор ее включил главы о Таборе именно для того, чтобы всю вину за беды и потери революционных лет свалить на таборитов, чтобы таборитскую политическую программу сделать ненавистной всему народу, чтобы охранить Прагу от таборитской революционной идеологии. В этом состоит политический смысл хроники Лаврентия. Следовательно, нужно осторожно и критически принимать сведения о хилиазме, о пикардах, об опустошениях, явившихся результатом войн таборитов, и нельзя считать правильными те оценки, которые мы встречаем в «Гуситской хронике». За нравственными, политическими и религиозными [14] объяснениями нужно суметь распознать классовые интересы автора хроники, иначе можно впасть в ошибку. Только с таким критическим отношением мы сможем добраться до исторического ядра «Гуситской хроники». То же направление, что «Гуситская хроника», имеют и другие труды и литературные произведения Лаврентия из Бржезовой. Он был плодовитым поэтом и одним из главных представителей старочешской литературы. Для короля Вацлава IV он написал сонник, «Книгу толкования снов», и обработал на основе различных источников «Хронику мира». Но Лаврентий не ограничился названными латинскими произведениями, он создавал также литературные произведения на чешском языке. Развитость и литературную зрелость чешского языка того времени он показал в своем переводе популярного средневекового путешествия Яна Мандевиля. Эту пользовавшуюся любовью читателей книгу преданий и сказок он перевел со средневерхненемецкого. Вершиной литературного творчества Лаврентия на чешском языке были сатирические стихи, сохранившиеся в так называемой Будишинской рукописи. В этих стихах, написанных в Праге в 1420 г., Лаврентий выразил свою ненависть к Сигизмунду, католической церкви и крестоносцам. «Упрек чешской короны», «Жалоба чешской короны» и «Спор Праги с Кутной Горой» являются блестящей защитой гуситской программы. В них видна сильная тревога автора-патриота за судьбы гуситского революционного движения и твердая вера в конечную победу. Бурным ликованием встретил Лаврентий поражение крестоносцев и обрушился с упреками на чешскую шляхту, которая из своекорыстных побуждений, склоняясь к Сигизмунду, позорила свой родной язык. Автор этих произведений выразил в своих стихах благородные чувства международной солидарности и братства. Он призывал изгнать из. страны надменных и злобных немцев. Но некоторые (немцы) остались неиспорченными И тверды в божьем законе, Этих любите, как братьев! [15] Все эти страстные строки проникнуты демократическими тенденциями, написаны с необычайным пониманием благозвучия и образности стиха и составляют гордость старочешской поэзии. Хвалебным стихотворением («Песнь о победе у Домажлиц») отметил Лаврентий победу гуситов над крестоносцами у Домажлиц в 1431 г. Это стихотворение, написанное по-латыни, отличается большой художественной силой и патриотическим пафосом особенно в тех строках, где изображается дикое бегство крестоносцев по западночешским лесам и радость и ликование победителей-гуситов. В стихотворении о победе при Домажлицах поэт дал также прекрасное изложение миролюбивых намерений гуситов: они воюют потому, что на них напали. Цель их борьбы — обеспечить прекрасный и долгий мир. В поэтическое изложение своих мыслей Лаврентий ввел библейский мотив: И тогда меч сменится на орало И копье на серп, как обещал бог, И оружие превратится в колокола, Звучащие приветственным звоном. И прекрасным миром и совместной жизнью Будут все наслаждаться. Если мы учтем все вышеупомянутые труды Лаврентия,. а также его мелкие произведения и работы теологического-характера (Commentum reverendi Magistri Laurencii de Brzezowa super VIII psalmos penitentiales и др.), то с полным правом можем назвать Лаврентия из Бржезовой выдающимся гуситским писателем и одним из первых старочешских поэтов. «Гуситская хроника» занимает самое почетное место в его ценном литературном наследии. Однако при пользовании «Гуситской хроникой» как историческим источником нельзя упускать из вида, что рассказ о гуситском революционном движении не будет полон, если не добавить к нему критического обзора истории революционного Табора; с другой стороны, необходимо все время учитывать стремление автора набросить тень на справедливую [16] борьбу чешской бедноты; только при соблюдении этих двух условий мы сможем понять во всей глубине и широте значение гуситского революционного движения. Оригинал «Гуситской хроники» Лаврентия из Бржезовой не сохранился. До нас дошли лишь ее рукописные копии от XV—XVI вв. 1. Самой старой рукописью является так называемая рукопись Вроцлавская (W), которая была переписана в 1467 г. Она хранится в Городской библиотеке во Вроцлаве. 2. В Праге, в Национальной университетской библиотеке, хранится рукопись A (sign. 1D10), относящаяся к концу XV в; возможно, что она была переписана в начале XVI в. 3. Там же (sign. XID ![]() 4. В Любковицкой библиотеке хранилась рукопись, ныне утраченная, которую использовал для своего издания К. Гёфлер («Fontes rerum Austricarum, Scriptores», II, Wien, 1856). 5. В издании Е,. Людвига («Reliquiae Manuscriptorum», VI. 1724, str. 124—216) напечатаны два отрывка хроники: один из них охватывает события от начала гуситского движения до 3 апреля 1420 г., другой — с 25 июня 1420 г. до описания таборов. Я. Годл обозначает их L. 6. В Вене, в придворной библиотеке, хранится рукопись Р иод названием «Chronicon Utuversitatis Pragensis», которая является компиляцией хроники Лаврентия, сделанной в половине XVI в. (с мая 1420 г. текст хроники Лаврентия дается в обработанном виде, с 6 июня 1420 г. текст является, в сущности, копией «Гуситской хроники»).[17] 7. Следующая рукопись хранится в библиотеке в Кодани (Bibliotheca Thottiana, с. 688), эта копия хроники Лаврентия относится к концу XVI в. Она, очевидно, послужила основой для издания Е. Людвига (см. выше п. 5). Описание этой рукописи, неизвестной Я. Голлу, опубликовано В. Шульцем в «Vestniku Kralovske Ceske spolecnosti nauk», XXIX, 12. 8. В Национальной университетской библиотеке в Праге (sign. IIIG16) находится отрывок хроники Лаврентия, представляющий выдержки из хроники, сделанные во второй половине XV в. Этот отрывок напечатал Я. Голл в FRB, V, str. 537—541. 9. В бывшей Туновской библиотеке в Дечине. (I. 201a— 277в), в рукописи XVII в., сохранился чешский перевод хроники Лаврентия, но, согласно языковому разбору, перевод был сделан ранее, в XV в. Переводчик недостаточно хорошо знал латинский язык, поэтому не понял многие места хроники. Кроме того, он делал в рукописи многочисленные добавления и критические замечания, выражая свое несогласие с точкой зрения Лаврентия. Этот старый чешский перевод дает Я. Голл в своем издании в FRB, V. В 1856 г. вышло издание хроники Лаврентия из Бржезовой, подготовленное К. Гёфлером («Fontes rerum Austricarum Scriptores>>, II, Wien, 1856), которое сделано небрежно. Лучшим изданием до сих пор является издание Ярослава Голла в FRB, V, в котором сделан критический разбор рукописей хроники, представляющий ценность до сих пор. «Гуситская хроника» была издана несколько раз в чешском переводе; лучшим является последний, сделанный Франтишком Гержманским (Прага, 1954). В этом издании дана большая библиография о «Гуситской хронике». Ценные данные о Лаврентии из Бржезовой приводятся Я. Голлом во введении к его изданию (FRB, V, str. XX—XL). О литературной деятельности Лаврентия новые данные собраны Ф. М. Бартошем (F. М. Вartо S. Z novych i starych spisu Vavrince z Brezove. C. C. М. 94, Praha, 1920, str. 193—203). О датировке хроники было высказано несколько гипотез В. Флаишгансом (W. Flajshans. M. Vavrinec. CCH, 39, 1933, str. 564—576 и ССН, 40, 1934, str. 120—125). Важнейшие обобщения по этому вопросу дает Я. Харват (J. Charvat. Dilo Frantiska Palackeho, I, 1941, str. 239— 251). Этого вопроса также касается Р. Урбанек в своей работе "Satiricka skladani Budysinskeho rukopisu M. Vavrince z Brezove z r. 1420 v ramci ostatni jeho cinnosti literarni» (VKCSN, Praha, 1951, с. III). Взгляды о Лаврентии из Бржезовой и оценка таборов даны мною в книге «Tabor v husitskem revolucnim hnuti», I, Praha, 1952, str. 357—365. Академик ЧАН Й. Мацек Настоящее издание является первым переводом «Гуситской хроники» Лаврентия из Бржезовой на русский язык. В основу его положено издание Я. Голла. Издание подготовлено совместно с чешским ученым, академиком И. Мацеком. (пер. В.С. Соколова) Текст воспроизведен по изданию: Лаврентий из Бржезовой. Гуситская хроника. М. 1962 -------------------- - Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.
Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт |
![]() ![]() |
Всадник |
![]()
Сообщение
#2
|
Человек
Творец Grande moderatore ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пол: ![]() Сообщений: 4292 ![]() Зло прав не имеет ![]() |
ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРЖЕЗОВОЙ
ГУСИТСКАЯ ХРОНИКА 1. ВВЕДЕНИЕ 1 Хотя при созерцании столь многочисленных и широкораспространенных в настоящее время бедствий в некогда счастливом и славном королевстве Богемии 2 и того, как оно разоряется от внутренней вражды и повсюду проникающего несогласия, у меня цепенеют чувства и ум мой, поддаваясь печали, теряет силу, все же, чтобы последующее поколение чешского народа не получило неправильных сведений об этом столь ужасном, прямо чудовищном бедствии и чтобы по причине безумной беспечности не оказалось бы в таком же или еще худшем положении, главным же образом для сохранения, укрепления и подтверждения чистейшей и необходимой истины, я счел нужным добросовестно вверить в письменном виде этой книге все, что я воспринял в действительности своими правдивыми глазами и ушами. 2. НАЧАЛО ПРИЧАЩЕНИЯ ПОД ОБОИМИ ВИДАМИ В лето от воплощения господа 1414-е досточтимое и божественное причащение евхаристии под обоими видами, т. е. хлеба и вина, было начато в славном и великом Городе Пражском и предоставлено всему народу верных [христиан] достопочтенным и выдающимся мужем, утвержденным бакалавром священной теологии, магистром Якубеком из Мизы 3 и некоторыми другими священниками, помогавшими ему в этом деле. Прежде всего [это началось] в храмах св. Адальберта [Войтеха] в Новом Городе 4, св. Мартина в стене, у св. Михаила 5 и в часовне Вифлеемской 6 в Старом Городе Пражском 7. Это священнейшее причащение с течением времени стало преследоваться [22] страшными угрозами и заключением в тюрьму королем римским и богемским Венцеславом 8 или, при опоре на его власть, духовными лицами и в особенности архиепископом Пражским Конрадом, другими прелатами и монахами, магистрами и докторами Пражского университета, старавшимися всеми силами его окончательно уничтожить. Но от этого оно только еще больше получало силы и настолько распространялось среди верующего и преданного [церкви] народа обоего пола, что по истечении двух лет примкнувшие к магистру Иоанну Гусу пресвитеры-виклефисты 9, названные так противной им партией, именовавшейся махометистами, не только могли свободно проповедовать и, как утверждают, причащать народ в двух или трех церквах, но почти во всех приходских церквах Праги; мало того, они заняли даже некоторые монастыри и, несмотря на то, что архиепископ и прелаты отлучали их и налагали интердикт 10 на весь город Прагу, они привлекали к себе много народа. Таким образом, не только в Праге, но во многих городах, крепостях, замках и селах королевства Богемии и маркграфства Моравского 11 простой народ толпами и с большим усердием и благоговением приходил к священнейшему причастию под обоими видами, хотя противники и гонители самой святой истины, как духовные, так и светские, негодовали и шипели от злобы, однако не могли побороть истины причащения под обоими видами. Ибо написано у Ездры (2 кн. 10 гл.): «Истина пребывает и укрепляется вечно и будет жить и утверждаться во веки веков». 3. СОБРАНИЕ КОНСТАНЦСКОГО СОБОРА В то же, именно 1414-е, лето, в день Всех святых 12 начал собираться в имперском городе Констанце всеобщий собор для установления единства церкви и восстановления мира, ибо в то время церковь была разделена на несколько частей 13. Некоторая часть церкви благоволила и подчинялась папе Иоанну XXIII, пребывавшему в римской курии и именовавшемуся Балтазар де Косса; другая часть подчинялась [24] Анжело де Корарио — папе Григорию XII; третья же часть — Бенедикту XIII, называвшемуся Петр из Луны. Из них каждый утверждал, что он истинный и законный верховный римский первосвященник, и от этого верующие в церкви терпели великий ущерб своей вере. Для борьбы с этим расколом в церкви вышеназванный папа Иоанн XXIII созвал в городе Констанце общий церковный собор, дав при этом согласие на высказанное пресветлым князем Сигизмундом, королем венгерским 14, пожелание, чтобы именно в этом городе был собран всеобщий собор. На этом соборе лично присутствовал сам папа Иоанн XXIII, а также три патриарха, 23 кардинала, 27 архиепископов, 106 епископов, 33 титулованных епископа 15 разных орденов, 103 аббата; далее 18 аудиторов священного папского дворца, все доктора, и еще 18 папских кубикулариев 16 и еще доктора теологии, декретов и законов, магистры и т. д., всего 344 человека, не считая докторов аудиторов, и еще 27 папских пенитенциариев 17, 24 писаря индульгенций, 142 писаря булл и еще 73 прокуратора папы и кардиналов, 24 портулана 18, 28 духовных надзирателей консистории с серебряными жезлами. Присутствовало там также лично 28 королей и светских князей, 78 графов, 676 баронов нобилей и рыцарей и еще 48 золотых дел мастеров с их слугами, а также 350 торговцев-лавочников со своими прислужниками, 220 сапожников с подмастерьями и еще 86 кожевников с подмастерьями, 88 кузнецов с подмастерьями, 260 пекарей с прислужниками и еще 75 целовальников из корчем со слугами, и еще 72 менялы из Флоренции и т. д., 45 аптекарей со своими слугами, 336 брадобреев, 45 бирючей, 516 флейтистов, трубачей, фигляров и 718 публичных женщин, и еще 27 посольств от королей, герцогов и графов, также послы от многих епископов и различных церквей, и еще послы от различных университетов и 66 посольств от имперских городов, а также послы от многих других городов. [25] 4. ОХРАННАЯ ГРАМОТА, ДАННАЯ ЯНУ ГУСУ На этот же собор прибыл лично магистр Иоанн Гус, утвержденный бакалавр священной теологии, назначенный проповедником часовни в Праге, называемой Вифлеемской, который постоянно нападал в своих проповедях на лицемерие, роскошь, алчность, пышность, симонию 19 и другие грехи духовенства и обличал их, чтобы вывести самый клир на путь апостольской жизни, чем и вызвал в духовенстве, погрязшем в пороках, большую к себе ненависть. Он лично прибыл в том же [1414] году в субботу, после праздника Всех святых 20, с охранной грамотой 21 короля венгерского Сигизмунда, после того как предварительно многократно и публично заявлял в Праге, что готов сам перед лицом Констанцского собора дать кому угодно отчет о своей вере. Но, несмотря на эту охранную грамоту вышеназванного короля, по проискам враждебного ему в Чехии духовенства, в особенности же прелатов и магистров города Праги, в шестой день недели 22 после дня св. Екатерины 23 того же года он был захвачен в плен самим же собором. Будучи обманным образом вызван к папе и к кардиналам как бы для переговоров, он был заключен в мрачную тюрьму в монастыре братьев проповедников 24, расположенном там же на берегу озера у самого города, и охранялся стражей из разных народностей. Покровители его, присутствовавшие в Констанце, как духовные, так и светские, хотя и усердно старались помочь ему против собора и короля венгерского, но не могли добиться его освобождения, так как некоторые же магистры и прелаты из богемского духовенства и особенно доктор теологии магистр Стефан Палеч 25 и Михаил de Causis 27 — настоятель храма св. Адальберта в Новом Городе Пражском — были охвачены против него сильной ненавистью и злобой: они ковали и вымышляли много фальшивых и лживых обвинений для осуждения его самого, верного католического проповедника евангелия, обвиняли его перед собором, конечно, ложно, что. он в своих проповедях стремился всеми силами лишить значения [26] духовенство, возбуждая мирян к упразднению самого клира. Но магистр Иоанн Гус и в самом заключении, сохраняя мужество, предпочитал умереть, нежели одобрить чудовищные преступления погрязшего в пороках духовенства. Он тайно писал своим друзьям, присутствовавшим в Констанце, много писем и полезнейших посланий, которые предназначались также и для Богемии. В свою очередь он получал моральную поддержку от подбадривающих писем своих друзей и покровителей и имел мужество быть твердым в своем добром и святом намерении. Стража названной тюрьмы, подкупленная подарками друзей магистра Иоанна Гуса, осторожно и осмотрительно, боясь собора, доставляла эти его письма покровителям магистра Иоанна и, наоборот, их собственные письма и послания передавала самому магистру Иоанну удивительно искусно, скрывая их в каких-либо приношениях. Там же по просьбам друзей и некоторых сторожей своей тюрьмы он, хотя и не имел книг под руками, составил несколько прекрасных и обстоятельных небольших трактатов, именно: «О заповедях божиих», «О молитве господней» и еще «Как совершается смертный грех», и еще «О познании бога», «О трех врагах человека», «О покаянии», «О браке», «О таинстве тела и крови господней». 5. ПРИЧАЩЕНИЕ ПОД ОБОИМИ ВИДАМИ И ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ЧЕХОВ ЕРЕТИКАМИ Написал он также небольшой трактат о причастии под обоими видами. Когда этот трактат был привезен в Прагу, священники, сторонники магистра Иоанна Гуса, воодушевившись, стали деятельно бороться мечом слова божия за свободу вышеозначенного причастия и мужественно обличать беззакония порочного клира. Однако дьявол, извечный враг рода человеческого, видя, как народ обоего пола под влиянием проповеди верных священников сокрушается о своих грехах, сам приносит покаяние в них и с великим усердием готовится к чистому принятию самого причастия, возбудил подстрекателей и противников истины. А те с целью уничтожения самого этого причастия [27] [под обоими видами] измыслили новые лживые обвинения и представили их на Констанцский собор, будто бы виклефисты, или гуситы, причащаются у своих священников таинству тела и крови христовой вечером, упившись после еды. и что святые дары крови христовой пресуществляются в горшках и во фляжках, или бутылках, разносятся по домам и кельям и что в какое бы время дня и даже ночью ни пожелал бы кто из народа того и другого пола получить причастие, священники их сейчас же готовы им это причастие дать, что, собираясь после принятия святого причастия на тайные сборища [28] в кельях и других потаенных местах, они совершают на них многие скверны и непотребные дела. А ныне поименованный Констанцский собор, оказав доверие столь лживым и измышленным доносам и обвинениям, не произведя основательного расследования и пренебрегши весами правосудия, движимый не столько рвением спасти души, сколько завистью и ненавистью из-за того, что столь важное дело было начато без спроса и разрешения самого собора, запретил впредь предоставлять народу пресвятое и божественное причащение тела и крови господней под обоими видами, и такое причащение, столь спасительное для всех верных христиан, в лето господа 1415-е, в день июня 15-й [собор] осудил, как ошибочное и еретическое, а всех и каждого причащающегося в отдельности и не желающего отказываться от такого причащения объявил еретиками, подлежащими тяжелому наказанию, и постановил через местных епископов или их помощников, или инквизиторов по делам ересей, с привлечением также светской власти, объявить свою волю в королевствах или в провинциях, в которых будут пытаться выступать против постановления собора; вместо доводов, опирающихся на священное писание, собор утверждал свою собственную волю и укоренившийся в римской церкви обычай — не совершать причащения такого рода, хотя однако, по праву обычай должен уступать истине и давать ей место. Однако, невзирая на это постановление и распоряжение собора, противное закону божию и обычаям ранней христианской церкви, причащение божественных тайн евхаристии под обоими видами в последующее время продолжали давать не только людям совершеннолетним, но и детям и даже младенцам после крещения для закрепления самого крещения. Начал применять такое причащение и придал ему широкую известность утвержденный бакалавр священной теологии, магистр Якубек из Мизы с некоторыми приверженными ему магистрами и священниками. Но из-за этого причащения детей между магистрами и священниками, приверженцами истины божией и магистра Иоанна Гуса, в Праге и королевстве [29] Богемском произошел великий раскол. Ибо некоторые из них утверждали, что причащение детей неправильно и не нужно для закрепления крещения; другие, наоборот, согласно словам святого Дионисия и мнениям других учителей ранней христианской церкви, признававших такое крещение, считали его католическим 28 и спасительным, утверждая, что всякое таинство церкви должно заканчиваться и скрепляться таинством святой евхаристии. Тем не менее вышеозначенное причащение тела и крови господней под обоими видами, т. е. хлеба и вина, как для взрослых, так и для младенцев и детей, несмотря на то, что гонители и ненавистники его стремились всеми путями и способами его подавить и уничтожить, хотя и не в силах были это сделать, изо дня в день все более распространялось, росло и приобретало силу. А из последующего станет ясно, как его гонители с течением времени явно и неожиданно с помощью божьей склонились перед самой истиной и подчинились ей, претерпев неисчислимый урон в отношении имущества и своей плоти. 6. НИЗЛОЖЕНИЕ ПАПЫ ИОАННА XXIII В лето господа 1415-е, в 4-й день перед вербным воскресеньем, в 20-й день марта месяца, папа Иоанн XXIII, предвидя, что ему угрожает опасность со стороны собора, главным образом низложение с папского престола, ночью, переменив платье, бежал из Констанца и укрылся с помощью австрийского герцога Фридриха в каком-то его городе, стоящем на расстоянии 4 миль от Констанца. После же некоторого промежутка времени, когда по предписанию короля римского и венгерского Сигизмунда имущество названного герцога стало по случаю увоза папы Иоанна разоряться имперскими городами и швейцарцами, а замки его захватываться, папа Иоанн был лично выдан собору самим герцогом Фридрихом, желавшим положить конец разорению своего имущества. Но собором папа был передан как пленник Людовику, герцогу Баварскому, графу Палатинскому, сыну Клема 29, и в конце концов [30] самим собором был осужден как еретик и низложен с папского престола вместе с Григорием XII и Бенедиктом XIII, как это станет более ясно из нижеследующего. 7. О ПЛЕНЕНИИ И ЗАКЛЮЧЕНИИ В ТЕМНИЦУ МАГИСТРА ИЕРОНИМА ПРАЖСКОГО И еще, в месяце мае магистр Иероним ,30 муж, выдающийся по своей учености и красноречию, направлявшийся в Богемию из Констанца, где он вывесил открытые объявления у городских ворот, на дверях храмов и на домах кардиналов и других знатных прелатов, желая добиться от часто уже называвшегося короля Сигизмунда и от собора надежной охранной грамоты, чтобы открыто и публично перед всеми и каждым в отдельности опровергнуть любое обвинение в заблуждении или ереси, если кто-либо пожелал бы выставить таковое против него, и чтобы доказать перед вышеназванным Констанцским собором чистоту своей правильной ортодоксальной веры. Он, несмотря на охранную грамоту, вовсе не достигшую той цели, о которой было сказано выше, и вследствие предательства своих противников на обратном пути домой был схвачен в Гиршау слугами герцога Баварского Иоанна, сына Клема, графа Палатинского, и приведен в Зульцбах пред лицо самого герцога. Когда об этом узнали Сигизмунд, король римский и венгерский и пр. и собор, они предъявили вышеназванному герцогу Иоанну требование переправить магистра Иеронима к ним в Констанц. Вышепоименованный герцог Баварский Иоанн, подчиняясь их требованиям и желаниям, переправил магистра Иеронима в оковах в Констанц со своим письмом. в котором велеречиво и пространно превозносил собор и призывал мужественно вести войну во имя божие для искоренения заблуждений и ересей, а магистра Иеронима и ему подобных осудить на плотскую смерть, чтобы спасти души их в день суда господня 31. Итак, в оковах Иероним был привезен в Констанц и представлен собору и затем, после многих поношений и хулений, ввержен был в мрачнейшую темницу в одной [31] из городских башен близ кладбища церкви св. Павла; там он был поставлен на тяжелую колоду, ноги его были закованы в ножные оковы, а руки прикованы к железным поручням, и так он висел в течение почти 11 дней; силы его поддерживались лишь весьма скудной пищей, и по причине слабости он едва не был замучен до смерти. Когда же после нескольких дней перерыва в мучениях он стал оправляться, то в расчете на то, что он на соборе со всем согласится и признает все постановления самого собора, суровые условия его заключения были смягчены. И так он пролежал в этой башне в оковах почти в течение целого года. 8. ОСУЖДЕНИЕ ИОАННА XXIII И НИЗЛОЖЕНИЕ ТРЕХ ПАП И еще, в 4-й день недели, после праздника св. Троицы, а был это день месяца мая 29-й, общим собранием Констанцского собора был вынесен папе Иоанну приговор, в силу которого на основании многих и разнообразных обвинений, выставленных против него прокураторами самого собора, он был низложен с папского престола и от имени самого собора был отдан под надежную стражу Сигизмунда, короля римского и венгерского, заступника и защитника вселенской церкви. В этом же самом приговоре самим же Констанцским собором было постановлено, решено и определено, чтобы для сохранения единства церкви никогда, ни в какое время не были вновь избраны в папы ни господин Балтазар де Косса, недавно бывший папой Иоанном XXIII, ни Петр из Луны, ни Анжело де Корарио, называвшиеся в среде подчинявшихся им папой Бенедиктом XIII и папой Григорием XII. Среди прочих обвинений, выставленных против самого папы Иоанна XXIII, находятся следующие его наиболее отвратительные преступления, именно, что сам папа Иоанн был и есть притеснитель бедных, гонитель справедливости, опора несправедливых, столп всех симонистов, угодник плоти, зачинщик всех пороков, чуждающийся добродетелей, избегающий [32] публичных собраний, преданный всецело сну и прочим плотским наслаждениям, жизнью своей и нравами Христу совершенно противный, зеркало всего постыдного, низко павший изобретатель всяких скверн, настолько и в такой степени позорящий церковь христову, что среди верных Христу, знающих его жизнь и нравы, он всенародно называется воплощенным дьяволом. И еще, что сам господин папа Иоанн XXIII с женою брата своего и со святыми монахинями творил блуд, девам наносил бесчестие, замужних жен вовлекал в прелюбодеяние и совершил много других непотребных проступков, за которые гнев божий нисходит на сынов безверия. И еще, что сам он был сосудом всех грехов, невоздержанный в человекоубийствах, отравлениях и других важных преступлениях, был симонист, упорствующий в своих грехах, еретик, открыто позорящий церковь Христову. И еще что сам господин Иоанн, папа XXIII, весьма часто в присутствии различных прелатов и многих других почтенных и уважаемых людей, упорно по наущению дьявола говорил, утверждал, распространял и доказывал, что жизни вечной нет и что не существует никакой другой жизни после здешней на земле; мало того, говорил и упорно верил в то, что душа человеческая умирает вместе с телом человека и исчезает, подобно как у диких зверей, и утверждал также, вопреки положению о воскресении мертвых, что мертвые не восстанут в последний день мира. 9. ОСУЖДЕНИЕ И СОЖЖЕНИЕ МАГИСТРА ЯНА ГУСА И еще, в 7-й день месяца июня, а это был 6-й день недели после дня св. Бонифация, в 11 часов совершенно затмилось солнце, так что нельзя было совершать богослужения без свечей. Это был знак того, что затуманилось солнце правды — Христос — в сердцах многих прелатов, злопыхавших против магистра Иоанна Гуса, вскоре после этого осужденного собором на умерщвление. [34] Итак, в субботу, через неделю после дня апостолов Петра и Павла, или, иначе, в 6-й день месяца июля, магистр Иоанн Гус, утвержденный бакалавр священной теологии, муж славной жизни и чистых нравов, верный проповедник евангелия христова по ложному показанию свидетелей и вследствие непрестанного подстрекательства со стороны богемского духовенства, а именно доктора теологии магистра Стефана Палеча и Михаила de Causis, настоятеля храма св. Адальберта в Новом Городе Пражском, а также и по настоянию короля венгерского Сигизмунда, Констанцским собором был приговорен к смерти, после того как ему даже не было предоставлено никакой аудиенции для оправдания себя, как следовало бы сообразно с его невинностью. Будучи осужден несправедливо, он был на общем собрании самого собора лишен священнического сана и передан в руки светских властей. Он был выведен из города Констанца и на некоем лугу привязан цепями и веревками к столбу, сделанному наподобие острого кола, воткнутому в землю, и обложен вязанками соломы и дров; он был поглощен пучиной огня, радостно возглашая: «Иисусе, сын бога живого, помилуй мя...» После его сожжения, чтобы не сохранилось на земле никаких от него останков, даже самый прах его брошен был для унижения богемцев в поток Рейна, протекающего там невдалеке. О последовательности его пленения, осуждения и смерти более полно составлено и записано в другом месте 32. 10. ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ДУХОВЕНСТВА В ЧЕХИИ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ СОБОРА ОБ ОПАСНОСТИ УЧЕНИЯ ГУСА И ВИКЛЕФА После же его умерщвления впавший в грех клир, особенно в королевстве Богемском и маркграфстве Моравском, который содействовал его осуждению предоставлением денег 33 и всякими другими способами и дал согласие на его сожжение, по праведному суду божию со дня на день и явно все в большей и большей степени стал подвергаться со стороны мирян лишению [35] имущества, а также своих должностей и изгнанию со своих мест; мало того, даже телесному повреждению, но это станет яснее из дальнейшего изложения. И еще, в 6-й день месяца июля 34 Констанцский собор переслал клиру, баронам 35 и вельможам королевства Богемского за печатями председателей четырех наций — именно итальянской, французской, германской и английской — приговоры, вынесенные против магистра Иоанна Виклефа и магистра Иоанна Гуса и против их учений, утверждая, что они вынесены справедливо, и заклиная телом Иисуса Христа, насколько от них зависит, не допускать людей зломыслящих, распространяющих учения осужденных еретиков Иоанна Виклефа и Иоанна Гуса, проповедовать и поучать народ ни в королевстве Богемском, ни в пределах их собственных владений. 11. ПРОТЕСТ ЧЕШСКОЙ И МОРАВСКОЙ ШЛЯХТЫ ПРОТИВ ПОЗОРНОГО СОЖЖЕНИЯ МАГИСТРА ЯНА ГУСА И еще, во 2-й день сентября месяца того же года магнаты, бароны, вельможи и нобили королевства Богемского и маркграфства Моравского, собравшись тогда в Праге, пишут Констанцскому собору протест 36 с приложением своих печатей, обвиняя сам собор в несправедливом и незаконном осуждении на смерть проповедника евангелия магистра Иоанна Гуса, так как именно собор осудил его, не предоставив ему высказаться, не уличив его, как следовало по закону, не приведя и не выслушав никаких доводов ни за, ни против его заблуждений или еретических суждений, а на основании неправых, ложных и необоснованных обвинений и доносов заклятых врагов и предателей как его, так и королевства Богемии и маркграфства Моравии и по их подстрекательству осудил его как упорствующего еретика и предал жесточайшей и позорнейшей смерти на вечный позор и худую славу христианнейшего королевства Богемии и славнейшего маркграфства Моравского. Среди прочего они прибавили, что если бы только появился человек, [36] какого бы то ни было положения, с какими бы то ни было преимуществами или достоинствами, какого бы то ни было звания, степени и веры, который бы раньше говорил и утверждал и теперь стал бы говорить и утверждать, что в вышеназванном королевстве Богемском и в маркграфстве Моравском распространяются заблуждения и ереси и что они заразили самих баронов и других верных христиан, всякий, кто бы он ни был, как выше сказано, за исключением только одной особы короля венгерского, тот будет воистину лгать на свою голову как человек негодный, худший предатель и изменник упомянутых королевства и маркграфства, вероломный враг самих баронов и, конечно, сам исключительный и вреднейший еретик, весь погрязший в скверне и злобе, мало того, тот сын дьявола, который сам ложь и отец лжи. 12. ОТРЕЧЕНИЕ МАГИСТРА ИЕРОНИМА ПРАЖСКОГО И еще, в том же году, около праздника Рождества девы Марии 37, магистр Иероним Пражский, подвергавшийся долгим и тяжким мучениям, в оковах был приведен в большой храм, где происходило собрание собора, и там собором, под страхом тяжкой смерти, был подстрекаем и принуждаем к отречению, принесению клятв и к признанию смерти магистра Иоанна Гуса, т. е. того, что он собором был осужден якобы правильно. Сам же он, убоявшись смерти и надеясь, что он таким образом вырвется из рук этого собора, по воле собора на публичном заседании отрекся, согласно данному ему тексту. После этого он был обратно заключен в тюрьму, где хотя и содержался в дальнейшем в менее суровых условиях, но где его ежедневно сторожили вооруженные люди. Однако же, когда назначенные его обвинители: Михаил de Causis и магистр Стефан Палеч и другие их соучастники впоследствии из слов самого магистра Иеронима и других точных данных узнали, что он произнес свое отречение и клятвы не искренне, а с целью вырваться на свободу, в связи с прибытием в то же время из Праги нескольких известных братьев-кармелитов 38 [37], выставили против самого магистра Иеронима новые обвинения и читая их по пунктам, заставляли его давать на них ответы. И так как судьи его, известные кардиналы Петр Камеранский 39, Иордан де Урсини, Антоний Аквилейский и Франциск Флорентийский 40, видя злобу вышеозначенных обвинителей и то, что с самим магистром Иеронимом поступают несправедливо, хлопотали перед собором о его освобождении. И когда они в один из дней высказались на собрании за освобождение магистра Иеронима, то личные его враги, тевтонские и богемские теологи, ожесточенно им возражали, настаивая, чтобы он ни в коем случае не был отпущен на свободу; а один, доктор Назон 41, поднявшись, сказал, обращаясь к кардиналам: «Мы удивляемся вам, достопочтенные отцы, что ваши преподобия заступаетесь за такого злостного еретика, из-за которого мы столько зла претерпели со всем клиром Богемии; может быть, и ваши преподобия еще претерпят; мы боимся, уж не получили ли вы случайно от этих еретиков или от короля богемского каких-либо подношений?» И когда кардиналы услыхали такое поношение, они сложили с себя бремя ведения дела магистра Иеронима, а вышеназванные обвинители его добились назначения других судей. Магистр же Иероним не пожелал отвечать на обвинения в своей темнице и не дал согласия признать других частных судей, а требовал публичной аудиенции, во время которой хотел окончательно открыть направление своих мыслей. Руководители собора, полагая, что сам магистр Иероним хочет возобновить на публичной аудиенции свое прежнее признание и вновь его подтвердить, стали хлопотать о предоставлении ему аудиенции и предоставили ее ему, как это станет ясно из нижеследующего. 13. НАЛОЖЕНИЕ ИНТЕРДИКТА НА ПРАГУ И еще, в том же году, около праздника Всех святых, в течение лета господа 1416-го, перед праздником Очищения 42, на город Прагу был наложен интердикт, и ввиду того, что архиепископ, прелаты, плебаны 43 и иеромонахи 44 прекратили [38] совершать богослужение, создалась возможность для всех пресвитеров, стоящих за причащение телом и кровью господней под обоими видами, приверженцев магистра Иоанна Гуса, во всех церквах и монастырях свободно совершать священнослужение и ежедневно проповедовать слово божье. Противники же этого святого причащения под обоими видами и магистра Иоанна Гуса, прозванные тогда махометистами, вынуждены были отправиться из Праги слушать богослужение на Вышеград, и в церковь в Псаржах 45, расположенную под Вышеградом, и в Бубны 46, даже и в Овенец 47, вследствие чего духовенство пражское и особенно прелаты и монахи потерпели не мало урона со стороны простого народа. Ибо многие из них оказались согнанными со своих мест, куда вместо них были поставлены пресвитеры, сторонники причащения под обоими видами и магистра Иоанна Гуса, причем король богемский Венцеслав допускал все это по внушению некоторых своих советников. 14. ОСУЖДЕНИЕ И СОЖЖЕНИЕ МАГИСТРА ИЕРОНИМА И еще, в лето господа 1416-е, в субботу перед Вознесеньем Господним, иначе в день месяца мая 25-й 48, вышепоименованный магистр Иероним Пражский приведен был на публичную аудиенцию в кафедральный Констанцский собор, и там, в присутствии всего собора, снова были выставлены против него со стороны вышеуказанных его обвинителей комиссарами собора 107 обвинений, чтобы он не мог избежать сетей смерти, которые они ему расставили. На самой аудиенции, с раннего утра и до полудня, он давал весьма тонкие ответы более чем на 40 обвинений, против него выдвинутых: он отрицал, что впадал в те грехи или совершал те, которые были указаны в особенно опасных и вымышленных обвинениях, и утверждал, что свидетели показывали это против него ложно, как его личные враги. На этом заседании он еще не был присужден к смерти, так как, ввиду наступления полудня, он не смог дать ответы на все обвинения до самого конца; вследствие этого [39] ему был предоставлен собором срок для ответа на оставшиеся обвинения до 28-го дня мая месяца 49. Итак, в этот самый день с раннего утра он снова был приведен в кафедральный собор для дачи ответов на оставшиеся обвинения, и там было принято решение о его смерти. Во время этой аудиенции с самого раннего утра говорилось очень глубоко и тонко о различных материях. Среди прочего упомянуто было чрезвычайно много философов и мудрецов древних народов, именно: Платон, Сенека, Катон и другие, а также Исайя, Иеремия со многими другими пророками и святыми Ветхого завета и святые апостолы со многими прочими и разными святыми и мучениками [40] из Нового завета, как все последние и весьма многие из Других невинно подвергались разного рода мучениям за истину и преданы были смерти. Под конец он вновь повторил положение магистра Иоанна Гуса и подтвердил его невинность, заявляя, что сам знал его с юности и что не был тот ни развратником, ни пьяницей, ни грешником, но чистым душой, воздержанным, святым и верным проповедником святого евангелия и что он до самой смерти будет держаться того, чего держались и о чем писали магистр Иоанн Гус и магистр Иоанн Виклеф, особенно же против злоупотреблений клира и против роскоши; при этом он прибавил, что они были святые люди и что он сам верит по всем пунктам католической веры так же, как верит и святая римская церковь. Наконец, он еще добавил, что ни от одного своего греха он не чувствует такого угрызения совести, как от того, который он совершил на этой зачумленной кафедре, когда несправедливо говорил в своем показании против этого доброго и святого мужа магистра Иоанна Гуса и его учения, в особенности же, когда соглашался с его несправедливым осуждением. В заключение он сказал, что то свое прежнее покаяние, сделанное им с этой отмеченной печатью проклятия кафедры, он целиком берет обратно, потому что, добавил он, сделал он его из-за страха смерти и вследствие малодушия. После этого он снова был отправлен в тюрьму, где руки его, плечи и ноги были жесточайше связаны железными цепями. В субботу после Вознесения господня, иначе в день месяца июня первый 50, он был приведен в сопровождении большого количества вооруженных людей к кафедральному храму на публичное заседание собора. Там был вынесен ему приговор: он был присужден к смерти. На его голову был надет широкий и высокий бумажный колпак, разрисованный по бокам красными дьяволами, и он был выведен из города. Он шел на смерть, возглашая символ веры: «Верую во единого бога-отца», отпустительную молитву и «Блажен бо еси», и обращался к народу на тевтонском наречии со следующими словами: «О возлюбленные дети, в том, что я ныне возглашаю, [41] я убежден глубоко, и такова есть моя вера. Иду же я на смерть оттого, что я не хотел согласиться с собором и вместе с ним утверждать и распространять то, что магистр Иоанн Гус этим собором осужден свято и справедливо. Я хорошо знал его и убежден, что был он человек святой и верный проповедник евангелия Иисуса Христа». И когда он прибыл на место казни, на то самое место, на котором невинно принял смерть магистр Иоанн Гус, он был привязан веревками и железными цепями к сделанному наподобие заостренного кола и врытому в землю столбу, с него были сорваны одежды и он был обложен кругом дровами. Радостным голосом возглашая. «Слава тебе, показавшему нам свет» и «В руки твои, господи, предаю дух мой», он был охвачен пучиной огня. Затем сожжено было его покрывало и остальные его одежды, и весь пепел на тачках был свезен к протекавшему поблизости Рейну и сброшен в его поток, чтобы не осталось на земле ничего из его останков. О пленении его и роде смерти подробнее изложено в другом месте 51. 15. ИЗБРАНИЕ ПАПЫ МАРТИНА V И РОСПУСК КОНСТАНЦСКОГО СОБОРА И еще, в лето господа 1417-е, в день св. Мартина, иначе в день ноября месяца 11-й, после многих и различных предварительных бесед и суждений о выборах верховного первосвященника между кардиналами, докторами разных наций и другими прелатами, присутствовавшими на Констанцском соборе, при единодушном согласии 23 кардиналов и еще 30 других прелатов, выделенных собором для избрания нового римского первосвященника, избран был в папы Оттон, кардинал Колонна 52, и, наконец, в воскресный день после дня св. Елизаветы, иначе в день ноября месяца 21-й, он был торжественно коронован с обычными, подобающими случаю церемониями и назван папой Мартином V. И еще, в лето господа 1418-е, в день Пятидесятницы 53, Констанцский собор, принявший определенные постановления, [42] объявивший несколько распоряжений,— а кроме того, неправильно осудивший выдающихся и верных католической церкви мужей, магистра Иоанна Гуса и магистра Иеронима Пражского, погибших за святую истину в пучине огня, избравший, кроме того, как выше было сказано, нового папу, названного Мартином V,— был распущен, но с тем, чтобы понести суровую ответственность перед лицом всеправедного судьи за неправильное и несправедливое осуждение причащения под обоими видами и вышепоименованных магистров Иоанна Гуса и Иеронима. 16. НАЧАЛО ТАБОРОВ И еще, в лето господа 1419-е священники-евангелисты, последователи магистра Иоанна Гуса, распространявшие причащение чашей среди народа, называвшиеся тогда виклефистами, а иначе гуситами, начали собираться с народом того и другого пола из городов и сел с разных частей королевства Богемского со святыми дарами евхаристии на некую гору близ замка Бехине, названную ими горой Табор 54. Там они с великим благоговением причащали простой народ святой евхаристии, особенно же в дни праздничные, в то время как противники такого причащения в близлежащих храмах не разрешали так причащать простой народ. В праздник же св. Марии Магдалины 55, когда на вышеуказанную гору собралось из разных частей вышеназванного королевства великое множество народа обоего пола с малыми детьми, они с большим усердием причастили святых тайн тела и крови господней под обоими видами, т. е. хлеба и вина, согласно заветам Христа и обычаю, соблюдавшемуся ранней христианской церковью, свыше 40 тысяч человек. Этим сильно был встревожен богемский король Венцеслав, который боялся, что может быть свергнут с королевского престола, подозревая, что на его место может быть поставлен Николай из Гуси 56, которого он как-то раньше изгнал из Праги за то, что тот однажды, когда король, остановившись со своими придворными у храма св. Аполлинария 57, оказался окруженным со [43] вcex сторон громадной толпой людей обоего пола, хотя, правда, и безоружных, выступил перед королем от лица народа и стал отстаивать свободу причащения под обоими видами Как для взрослых, так и для младенцев. 17. РАСПРАВА С КОНШЕЛАМИ НОВОГО ГОРОДА ПРАЖСКОГО И еще, в том же году, в воскресенье после дня св. Якова, иначе в 30-й день месяца июля, бургомистр и некоторые консулы 58 Нового Города с подсудком 59 — все противники причащения чашей — были выброшены простым народом и Иоанном Жижкой 60, человеком, близким вышеназванному королю богемскому, из ратуши Нового Города, сильно избиты и умерщвлены за то, что были непочтительны по отношению к процессии, возвращавшейся со святыми дарами досточтимой евхаристии от св. Стефана на Рыбничку 61, мимо ратуши к монастырю присноблаженной девы на Писку 62, в то время как король Венцеслав находился со своим двором в Новом граде 63, всего на расстоянии одной мили от Праги. Вследствие этого происшествия противников истины в Праге охватил великий страх. Ибо все и каждый в отдельности, как коренные жители, так и вновь поселившиеся в Новом Городе, были призваны теми, которые убили вышеупомянутых консулов, под страхом смерти или изгнания из города явиться к ратуше со своим оружием. Поэтому многие, главным же образом хулители истины, опасаясь, как бы им самим не стала угрожать опасность смерти, бежали из города. Сама же община впредь до нового избрания будущих консулов избрала себе четырех капитанов 64 и предоставила им печать и знаки консульской власти, причем ратуша Нового Города охранялась в течение этого времени днем и ночью громадной толпой вооруженных людей. Вследствие этого король богемский Венцеслав, движимый великим гневом, охваченный жалостью и скорбью от происшедшего ущемления его власти, задумал уничтожить всех виклефистов, или гуситов, главным же образом священников. [44] Некоторые же советники короля, поддерживающие сторонников причащения под обоими видами и приверженные магистру Иоанну Гусу, со старейшинами Старого Города начали вести переговоры о примирении короля с общиной Нового Города для пресечения многих бедствий. В конце концов, с согласия той и другой стороны, было решено, чтобы община Нового Города сама принесла извинения королю за то преступление, которое она допустила, выбросив из ратуши и убив с позором им самим назначенных скабинов 65, а король чтобы утвердил новых скабинов, избранных тогда самой общиной; так это и было сделано. 18. СМЕРТЬ КОРОЛЯ ВЕНЦЕСЛАВА И еще, в том же году, в 4-й день недели после Успения присноблаженной девы Марии, а именно в 16-й день августа месяца, около часа вечерни 66, король богемский Венцеслав, пораженный ударом, с превеликим стенанием и как бы львиным ревом внезапно скончался в Новом граде близ Праги. Тело его через несколько дней из страха перед народом было перевезено в ночное время в Пражский град 67 и поставлено в часовне св. Венцеслава, покровителя богемского, и через несколько недель было перевезено оттуда тоже ночью, в полном уничижении, в монастырь Аулы Регии 68, где он избрал себе место погребения, и там было похоронено рыбаками, пекарями и послушниками этого же монастыря. Его смерть и деяния его жизни должны были бы служить примером всем остальным королям, чтобы они боялись бога, соблюдали его законы и по мере сил своих охраняли истину. 19. СОЖЖЕНИЕ КАРТЕЗИАНСКОГО МОНАСТЫРЯ И УНИЧТОЖЕНИЕ ГРОБА АРХИЕПИСКОПА АЛЬБИКА И еще, в 5-й день недели после Успения присноблаженной девы Марии, иначе в день августа месяца 17-й, следовательно, на другой же день после смерти короля Венцеслава, некоторые из простого народа, или из черни, собравшись вместе, [45] с согласия бургомистра Старого Города, именно Иоанна Брадатого, отбросив всякий страх, стали обходить церкви и монастыри, расположенные в городе Праге, и ломать, портить и уничтожать органы и иконы, преимущественно в тех храмах, где совсем не допускалось причащение чашей; настоятели этих церквей и монахи из страха обращались в бегство, скрываясь от взоров простого народа, а гонители истины от великого страха и трепета притаились и бездействовали. Наконец, к вечеру они проникли в Картезианский монастырь 69 и, расхитив почти все имущество, упились там различными напитками; остатки же разлили по земле, всех монахов этого монастыря схватили и, построив в ряды, с громким криком и великим шумом повели через мост к ратуше Старого Города за то, что они согласились когда-то с осуждением на смерть магистра Иоанна Гуса и противились причащению под обоими видами. На следующий же день, именно в день св. Агапита 70, или в третий день после смерти короля Венцеслава, они предали пучине огня и самый монастырь Картезианский, так что остались от него только одни стены. Сверх того, они разорили, ворвавшись в храм присноблаженной девы Марии на Луже 70а, гробницу магистра Альбика 71, пробста Вышеградского и архиепископа Кесарийского, поставленную в капелле. им же самим воздвигнутой; разбили и уничтожили они также там иконы. И еще, в ближайший воскресный день после Успения присноблаженной девы Марии, иначе в день месяца августа 20-й, разрушен был до основания простым народом обоего пола и сожжен монастырь проповедников на Писку. Несколько монахов этого монастыря было захвачено в плен. 20. СТЕЧЕНИЕ НАРОДА НА ГОРЕ, ИМЕНУЕМОЙ У КРЖИЖКОВ И еще, в том же году, в день св. Венцеслава 72, громадная толпа народа обоего пола из Праги и с разных краев королевства собралась на гору у Кржижков, близ Ладви 73, и там, [46] выслушав от священников несколько проповедей с призывами возлюбить друг друга во Христе и мужественно бороться за правду божью, с большим усердием причащались телом и кровью христовыми. Вскоре же после этого, еще в тот же день, почти вся эта громадная толпа, со святыми дарами евхаристии, направилась вместе с пражанами в Прагу и, проникнув уже в ночное время в замок Вышеградский, где еще продолжали пребывать многие друзья и слуги бывшего короля Венцеслава, через замок вступает в самый город Прагу и принимается пражанами с великой торжественностью, при множестве зажженных факелов и с колокольным звоном; расположившись в монастыре св. Амвросия 74, они питаются в течение нескольких дней припасами пражан. Но в конце концов, ввиду того что пражане, особенно же старейшины, заключили с королевскими людьми, занимавшими Пражский град и Вышеград, на некоторое время перемирие, все посторонние, или пришельцы, совершив много надругательств в церквах и монастырях, разбив в них иконы, особенно же в церкви св. Михаила в Старом Городе, возвратились к себе домой. 21. ЗАХВАТ КОРОЛЕВОЙ СОФЬЕЙ И НЕКОТОРЫМИ ЧЕШСКИМИ ПАНАМИ ПРАЖСКОГО ГРАДА, СТРАГОВСКОГО МОНАСТЫРЯ, МОНАСТЫРЯ СВ. ФОМЫ И ДВОРА АРХИЕПИСКОПА И еще, в 3-й день после дня св. Галла, иначе в 17-й день октября месяца, королева богемская Софья 75 и некоторые бароны ее королевства и особенно господин Ченек из Вартемберга, иначе из Весели 76, высший бургграф Пражского града, Вильгельм из Газембурга, по прозвищу Зайиц 77, Иоанн Худоба, по прозвищу Ральско 78, захватили Пражский град, Страговский монастырь 79, монастырь св. Фомы 80 и двор архиепископа 81 и стали нанимать себе на помощь против пражан на средства, оставшиеся после смерти короля Венцеслава, тевтонцев и других иностранцев. Так возникли в эти дни серьезные несогласия и борьба между королевой и названными баронами, с одной стороны, и пражанами, с другой стороны, за свободу [47] истины христовой и особенно за причащение чашей, за что стояла сама Пражская община. И еще, в тот же год, в 4-й день перед праздником апостолов Симона и Иуды, иначе в 25-й день октября месяца, община Нового Города захватила замок Вышеградский, изгнав оттуда семью и слуг бывшего короля богемского Венцеслава К этой общине присоединился Жижка, придворный вышеназванного бывшего короля. 22. БОИ ЗА ПРАЖСКИЙ ГРАД И МАЛУЮ СТРАНУ. ПОРАЖЕНИЕ ПАНОВ ТАБОРИТАМИ У ЖИВГОШТЕ И ПРИХОД ИХ В ПРАГУ И еще, в том же году, в субботу после праздника Всех святых, иначе в 4-й день ноября месяца, часа около 21-го 82, по побуждению некоторых пресвитеров и особенно Амвросия из Градца Кралове в Праге стали бить в большие колокола для созыва народа, с тем чтобы оказать помощь тем, которые направлялись из Табора в Прагу, но были задержаны в пути препятствиями, чинимыми им баронами королевства и лицами, состоящими на королевской службе. Итак, громадное множество людей с оружием собралось из Старого и Нового Города, и толпа двинулась вперед к мосту, предводимая, Николаем из Гуси. Королевские же люди стреляли по ним из пушек из Пражского града, со двора архиепископа и из дома герцога Саксонского 83, и старались помешать людям перейти на Малую Страну 84. Однако люди из общины Пражской, силой пробившись в ворота близ дома герцога Саксонского, вторглись на Малую Страну города не без некоторого для себя урона; завязался бой с людьми королевской партии, и несколько человек с той и другой стороны пало. Однако королевские люди, сами не имея сил сопротивляться пражанам, с наступлением вечера бежали со двора архиепископа, из дома герцога Саксонского, монастыря св. Фомы и других своих убежищ в Пражский град, в страхе бросив множество оружия, коней и всякого другого добра. Пражане, вступив в эти места, взяли на Малой Стране громадную добычу и перенесли ее в Новый [48] и Старый Город, при этом почти всю эту ночь били в большие колокола в набат. Ночь эта была для многих ночью мучений и всяких лишений, ночью горя и печали, подобной как бы последнему судному дню, так что королева Софья с господином Ульрихом из Розы 85 в страхе среди ночи бежали из Пражского града, а люди их едва удержали в своих руках сам град, чтобы не сдать его наступавшим пражанам. Около же десятого часа ночи, когда на Малой Стране оставалось уже совсем немного пражан, королевские люди, спустившись из града, вынесли из ратуши Малой Страны драгоценности и городские книги, самую же ратушу с прилегающими к ней домами предали пучине огненной. И еще, на следующий день, т. е. в воскресенье после дня Всех святых, иначе 5 ноября после обеда, община Старого и Нового Города снова заняла вооруженным отрядом Малую Страну и когда завязался бой с королевскими людьми, с той и другой стороны несколько человек было убито. Наконец, королевские люди подожгли школу св. Николая и много Других домов, находящихся под Пражским градом, и, захватив в плен несколько горожан Малой Страны из приверженцев причащения чашей, сами поднялись в град. Пражане же, совершенно разорив двор архиепископа, сломав и разрушив много зданий внутри него, возвратились к себе. Так, за один этот день много было повреждений и большой урон причинен был Малой Стране как пражанами, так и королевскими людьми. А королевские люди с каждым днем нанимали за счет королевских сокровищ все больше и больше людей против пражан и наносили большой ущерб пражанам, преграждая дороги, чтобы не провозилось в Прагу продовольствие, и осаждая укрепления и передовые форты пражан. И еще, в день Леонарда 86 около 4 тысяч таборитов, старшинами которых в то время были господин Бженек из Швигова 87, Хвал из Маховиц, иначе из Ржепиц 88, родной его брат Кунас, вступили в сражение в одном месте 89, отстоящем от Книна на 1 милю, с королевскими людьми, а именно с господином Петром из Штернберга 90, господином Птачеком из [49] Ратаи 91, Иоанном, называемым Свидницким 92, с Кольдицем 93, сыновьями Михальца из Михльсперга 94 и Венцеславом, называемым Донинским, судьей с Кутной Горы 95; при этом несколько легко вооруженных из числа самих таборитов было убито, у королевских же людей таборитами убито было много наилучших коней; оттеснив королевских людей, сами они [табориты] прибыли в Прагу, где были с радостью встречены пражанами. 23. ПЕРЕМИРИЕ МЕЖДУ ЧЕШСКОЙ КОРОЛЕВОЙ СОФЬЕЙ И ПРАЖСКОЙ ОБЩИНОЙ И еще, в день Бриктия 96 между королевой Софьей, господином Ченеком из Вартемберга, высшим бургграфом королевства Богемского, и другими баронами и капитаном Пражского града, с одной стороны, и общиной Пражской 97, с Другой стороны, было заключено перемирие, которое должно было продолжаться до ближайшего по времени праздника Георгия, причем старшины той и другой стороны обязались выполнять условия под угрозой штрафа в 50 тысяч коп. грошей 98 с каждой стороны: королева с баронами обещала Пражской общине защищать и по мере своих сил во всем королевстве Богемском соблюдать закон божий и евангельскую истину, особенно предоставлять свободу причащения под обоими видами; община же Пражская обязалась королеве и баронам воздерживаться от осквернения икон и разрушения церквей и монастырей. Замок Вышеградский должен был быть также передан королевским людям. Итак, после заключения такого перемирия община Нового Города очистила Вышеград для королевских людей. Из этого замка, как станет ясно из дальнейшего изложения, пражанам было причинено много зла. Таким образом, после заключения перемирия, как об этом было только что сказано, вышеупомянутые табориты, произведя большое разорение в домах, в которых они в это время пребывали, разрушив много зданий и захватив большую добычу на Малой Стране, вышли из Праги и вернулись к себе. [50] -------------------- - Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.
Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 06.06.2025, 4:00 |