![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Всадник |
![]()
Сообщение
#1
|
Человек
Творец Grande moderatore ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пол: ![]() Сообщений: 4292 ![]() Зло прав не имеет ![]() |
ИОГАНН АВЕНТИН
БАВАРСКАЯ ХРОНИКА BAIERISCHE CHRONIK "БАВАРСКАЯ ХРОНИКА. ВВЕДЕНИЕ" В истории немецкой гуманистической культуры Иоганн Авентин (1477-1534) оставил заметный след написанными на латыни "Анналами князей Баварии" и их немецкоязычным вариантом — "Баварской хроникой". Они не были изданы при жизни автора. Вместе с тем их основные положения были широко известны благо даря увидевшим свет в 1522 г. "Извлечениям" из "Баварской хроники", а также переписке гуманистов. "Анналы" и "Хроника" оказались в центре внимания вследствие новаторского подхода Авентина к истории и стали после его смерти орудием идейной борьбы обеих конфессий. Эти произведения сделали Авентина одним из зачинателей не только баварской, но и немецкой исторической науки. Иоганн Турмейр (таково его настоящее имя) родился в семье трактирщика и городке Абенсберг (латинское название — Aventinum). Годы своей молодости он провел в занятиях наукой 1. Ученик Конрада Цельтиса, взгляды которого оказали определяющее влияние на формирование мировоззрения баварца, обучался во многих крупнейших университетах Европы. Его учителями были издатель Горация и апологет античности Якоб Лохер (Филомуз); историк и дипломат при дворе Максимилиана I Иоганн Куспиниан; итальянский гуманист и историк Каллимах. ставший в Кракове воспитателем детей короля Казимира III; знаменитый математик, основатель польской школы астрономов, гуманист Альберт Брудзев; профессор Парижского университета и один из идеологов ранней Реформации во Франции Лефевр д'Этапль. В эти годы Авентин оказался вовлеченным в деятельность ряда немецких гуманистических сообществ. В 1504 г. он стал магистром свободных искусств. После пяти лет научных штудий Авентин был призван ко двору герцога Альбрехта IV, вскоре умершего, в качестве наставника двух младших из трех сыновей герцога, принцев Людвига и Эрнста. С 1509 по 1517 г. будущий историк занят воспитанием "идеального князя". В 1511 г. один из его воспитанников, средний из трех братьев, Людвиг, бросает занятия для того, чтобы включиться в борьбу за власть со старшим братом, Вильгельмом. В 1515 г. Авентин и его ученик, принц Эрнст, отправляются в Италию, север которой осажден в это время французами. Принятые при дворах, они ищут встреч с гуманистами в Риме и посещают университетские лекции в Павии. С 1517 г. и до конца жизни Авентин состоит на жалованье у герцогов Баварии. Ему поручено написать историю правящего баварского дома. Погруженный в свои [213] занятия, Авентин находится в стороне от политических потрясений времени. Не приемля крестьянских восстаний, он, как и многие, не предполагает, что Реформация приведет к разделению, а затем и к противостоянию церквей. Его "Анналы" с их антиклерикальным пафосом и идеей единой сильной Германии, призывами к очищению нации перед лицом турецкой опасности оказываются "несвоевременными". Взгляды гуманиста не согласуются с жесткой церковной политикой баварских князей, чьи интересы к тому же все более расходятся с интересами императорской власти. По анонимному доносу в 1528 г. историк попадает под арест "ob evangelium noctu" 2. Его вызволяет друг и могущественный канцлер Леонард фон Экк. Надломленный и не понятый князьями, Авентин переезжает в свободный имперский Регенсбург, где заканчивает в 1533 г. "Баварскую хронику". В январе 1534 г. он умирает. Рассматривать творчество Авентина и определить место главных трудов его жизни, "Анналов князей Баварии" и "Баварской хроники", в идейном, культурном и политическом контексте его времени невозможно в отрыве от собственно баварской истории 1520-1530-х годов. В связи с отсутствием в русскоязычной научной литературе описания локальной баварской политической истории необходимо дать таковое, хотя бы и в самом кратком виде. Бавария стала сильным, единым герцогством при Альбрехте IV (1465-1508) из рода Виттельсбахов, оставившем заметный след не только в региональной истории. Он принял регентство после смерти старшего брата и сумел за время правления объединить под своей властью наряду с богатым Ландсхутским герцогством множество мелких ленов и графств, в частности Абенсбергское графство, подданным которого родился и был до восьми лет Иоганн Турмейр. Вильгельм, старший из сыновей герцога, должен был по воле отца и закрепленному законодательно принципу primogenitur 3 стать единственным наследником и правителем объединенной Баварии. В пору несовершеннолетия Вильгельма власть фактически была сосредоточена в руках сословий. На протяжении восьми лет, начиная с 1508 г., сословия стремились максимально учесть свои интересы и гарантировать их защиту в будущем. С этой целью они добивались отправления Людвига. Брат матери-герцогини, император Максимилиан I, не желавший допустить усиления централизованной власти в Баварии, оказался также на стороне Людвига. Вильгельм вынужден был отстаивать свое право престолонаследия с момента своего совершеннолетия (1511) и до Ингольштадтского ландтага (1516), на котором братья заявили о разделе княжества для управления, но совместном содержании двора и правительства. Так как Людвиг к тому времени не был женат, вопрос о primogenitur больше не дискутировался. Дабы принц Эрнст также не претендовал на треть княжества, ему предназначили церковную стезю. В 1517 г. он стал администратором епископства Пассау. Сближение князей и сословий привело к созданию новых правовых кодификаций и стабилизации обстановки в Баварии, к возвращению талантливого и искушенного политика Леонарда фон Экка на службу герцогу Вильгельму, к оформлению единой линии действий братьев в важнейших политических вопросах. Выступив совместно с Римом и Габсбургами против Реформации, но добиваясь при этом политической независимости от своих союзников, баварские герцоги смогли укрепить свое влияние в регионе за счет собственной активной политики, а также религиозных мандатов и привилегий со стороны папской курии. В 1522 г. Бавария получила первый, а в 1524 г. второй религиозный мандаты, запрещающие распространение в княжестве учения Лютера. В связи с этим были [214] созданы государственные комиссии по контролю за преподаванием церковных дисциплин, за публичной деятельностью церкви и дисциплиной в клире, за книгопечатанием. Светская власть получила даже возможность вторгаться в монастыри, преследовать епископов-отступников. Любые зачатки религиозного свободомыслия жестоко подавлялись. В то же время весьма показателен для политики правящих братьев антигабсбургский союз 1531 г. с протестантскими имперскими городами, направленный против избрания эрцгерцога Фердинанда Австрийского королем Римской империи, что способствовало бы усилению позиций его брата, императора Карла V. К союзу присоединились соперничавшая с Габсбургами Франция, а также стремившиеся сохранить свободу вероисповедания Саксония и Гессен. Политические противоречия оказались в тот момент значительно весомее религиозных. Судьба "Анналов" и "Баварской хроники" была предрешена самой политической ситуацией, сложившейся в Баварии накануне и в ходе Реформации. Даже после смерти Авентина они оставались долгое время неизвестны. Лишь в 1554 г. после смерти Людвига (1545) и Вильгельма (1550), ученик Авентина, преподаватель Мюнхенской поэтической школы, а позднее профессор риторики Ингольштадтского университета Иероним Циглер издает по поручению герцога Альберта V "Анналы", изымая при этом нападки на католическую церковь. Ему же было поручено перевести "Анналы" на немецкий. Первую публикацию счастливо найденного оригинала "Баварской хроники" подготовил издатель Симон Шард в 1566 г. во Франкфурте-на-Майне. Она, однако, оказалась неудачной и изобиловала опечатками, лакунами, даже искажениями текста. Исправленная "Баварская хроника" была опубликована там же, во Франкфурте, в 1580 и 1622 гг. С момента первого выхода в свет в 1554 г. "Анналы", а позднее и "Баварская хроника", попали в Баварии в Индекс запрещенных книг, а их автор был отнесен к "еретическим авторам первого класса". В 1569 г. имени Авентина в Индексе нет. Когда, однако, в 1580 г. "Анналы" и "Баварская хроника" были изданы полностью, без купюр, они оказались вновь запрещены. Лишь после очередных изданий "Анналов" (1615, Базель; 1627, Франкфурт) и "Хроники" (1622, Франкфурт) препятствовать их распространению оказалось больше невозможно. "Хроника" — первое крупное написанное по-немецки и адресованное широкому кругу читателей историческое сочинение. Это самостоятельное произведение, а не компиляция источников в традиционном понимании средневековой хроники. "Баварская хроника" — гуманистическая по идейному содержанию, яркая по силе и выразительности языка. Красноречивая и последовательная критика клира и тех, кому, как напоминает Авентин, "доверены государство и люди", кто, по его мнению, повинен в разложении нравов и упадке не только Баварии, но и Германии, и всего христианского мира перед лицом турецкой опасности, не могла не содействовать популярности хроники. В предложенном к публикации Введении к "Баварской хронике" Авентин поднимает важнейшие и типичные для гуманиста вопросы об "идеальном правителе", о месте церкви в обществе, о значении античной традиции в работе историка и назначении истории. В русском переводе отрывок из сочинений Авентина публикуется впервые. Перевод Введения к "Баварской хронике" сделан по изданию: Aventinus Johannes. Baierische Chronik / Hrsg. von Georg Leidinger 4. Miinchen: Diederichs, 1988. S. 45-56. -------------------- - Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.
Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт |
![]() ![]() |
Всадник |
![]()
Сообщение
#2
|
Человек
Творец Grande moderatore ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пол: ![]() Сообщений: 4292 ![]() Зло прав не имеет ![]() |
Комментарии
1 Краткий биографический очерк об Авентине на русском языке см.: Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964. С. 331-334; Доронин А. В. Оценка творчества немецкого историка-гуманиста И. Авентина в эпоху Просвещения // Культура эпохи Просвещения. М.: Наука, 1993. С. 212-222. К сожалению, в статье на с. 214 есть ошибка. Смерть Альбрехта IV следует датировать концом 1508 г., а начало деятельности Авентина в качестве воспитателя баварских принцев — январем 1509 г. Автор приносит свои извинения за допущенную неточность. 2 Так записал Авентин 7 октября 1528 г. в своем дневнике. См.: Turmair Joh. (Aventinus). Samtliche Werke. Munchen, 1881-1886. Bd. 1. S. 684. 3 Primogenitur — принцип наследования власти: единонаследие по старшинству. 4 Георг Лейдингер (1870-1945) — директор Баварской государственной библиотеки — обнаружил некоторые неизвестные рукописи Авентина (в частности, "Germania illustratia"); автор многих статей о творчестве Авентина. 5 Авентин не просто латинизирует в "Анналах" на гуманистический лад имена и географические названия. Он убежден в родстве латинского и немецкого языков. 6 Не оспаривая истинно германское происхождение баварцев, Авентин пытается сделать их старше. Он предлагает считать кельтских боев прародителями более поздних баварцев, называя при этом всех кельтов, живших в древности на германских землях, подлинно немецкими народами по происхождению, законам, нравам, языку. 7 Космогонию Авентин относит к важнейшим для историка наукам. Здесь очевидно влияние Цельтиса и Альберта (или Войцеха) Брудзева, передавших баварскому историку свое преклонение перед Птолемеем. 8 Чаша как символ страдания. См.: Иоан. 18, 11. 9 Авентин вспоминает о скандальном подлоге монахов-доминиканцев из Берна, организовавших появление в 1509 г. нового "святого". Душевнобольной Иоанн Истцер, которому в подтверждение его "святости" выжгли на теле раны, повторяющие крестные раны Христа, должен был, по замыслу монахов, предать гласности "свои видения", в которых ему являлись святые и даже Дева Мария, признававшая, что рождена во грехе. Подобное участие в богословской дискуссии "О непорочном зачатии Девы Марии" привело главных участников этой провокации на костер. См.: Ульрих фон Гуттен. Диалоги. Публицистика. Письма. М., 1959. С. 494, прим. 288/2. 10 Чаша как символ сопричастности. См.: Матф. 20, 22. 11 В столь сжатой форме Авентин описывает историю рода Христова. 12 Имеются в виду бедные люди. 13 Маттеус Ланг фон Велленбург (1468-1540) — один из лидеров Контрреформации. Был личным секретарем императора Максимилиана I. С 1513 г. — кардинал, с 1518 г. — архиепископ Зальцбургский. Знаком Авентину по Венскому университету и Sodalitas danubiana, которое возглавлял Конрад Цельтис. 14 Филипп, пфальцграф Рейнский, герцог Баварский (1480-1541) — сын курфюрста Филиппа (1448-1508) и Маргарете, дочери герцога Людвига IX Богатого — с декабря 1497 г. администратор, а затем епископ Фрейзингенский. Авентин, вероятно, познакомился с Филиппом во время поездок по библиотекам баварских монастырей в период сбора материалов для "Анналов князей Баварских". (пер. А. В. Доронина) Текст воспроизведен по изданию: Иоганн Авентин. "Баварская хроника. Введение" // Культура Возрождения и власть. М. Наука. 1999 © текст - Доронин А. В. 1999 © сетевая версия - Тhietmar. 2006 © OCR - Николаева Е. В. 2006 © дизайн - Войтехович А. 2001 © Наука. 1999 -------------------- - Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.
Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 17.06.2025, 3:57 |