![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Galen |
![]()
Сообщение
#1
|
Зверь
Творец Великий Магистр ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пол: ![]() Сообщений: 1568 ![]() Quod erat demonstrandum... ![]() ![]() |
Доброго времени суток.
Наступил новый год (с чем я вас, кстати, поздравляю) и как, обычно, захотелось чего-то новенького. А из новенького у нас сегодня будет хорошо проигнорированное старенькое ![]() На этот раз я решил пойти другим путём. Итак, собственно суть проекта. Все, наверное, видели, что на форуме есть календарь. И все видели, что у нас он ничего кроме дней рождения форумчан не показывает. Что не есть хорошо. Ведь в мире фэнтези-культуры полно памятных и знаковых дат (при желании такие даты можно отыскать и в истории нашего Клуба). Вот я предлагаю вам всем помочь в формировании нашего календаря. С сутью всё, переходим к непосредственному процессу. Каждый, считающий, что какое-то историческое событие достойно, чтобы попасть в наш календарь, оставляет его описание в этой теме (только не забудьте указать дату, когда это событие произошло ![]() Вот и всё. Надеюсь, сказал ясно и смог заинтересовать. -------------------- "Сударь, я помогаю вам изменять вашему королю, помогите мне предать моего."
Базиль Гризье граф Мо |
![]() ![]() |
Всадник |
![]()
Сообщение
#2
|
Человек
Творец Grande moderatore ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пол: ![]() Сообщений: 4292 ![]() Зло прав не имеет ![]() |
Двунадесятые непереходящие праздники
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября Народ называет этот праздник Малой Пречистою, или Госпожинками. Нередко этот день звали в разных регионах России Аспожка, или Спасовым, Аспасовым днем, осенинами. В сельскохозяйственной практике это был день, когда убирали на зиму пчелиные ульи, собирали лук, а праздник в целом знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений. Земледельцы благодарили Богородицу — небесную покровительницу земледелия, подательницу урожая, спорительницу хлебов — за собранный урожай и просили ее помощи на год грядущий. Воздвижение 27 сентября В русских летописях Воздвижение именовалось еще «ставровым днем» (от «stavros» — крест). В народе, связывая праздник с природными явлениями и родом занятий в это время года, его называли Сдвижением или Вдвижением. Это нашло отражение в пословицах, поговорках, приметах: «Пришло Сдвижение — кафтан с шубой сдвинулся», «Хлеб с поля на гумно движется», «Воздвижение — последняя копна с поля двинулась», «Воздвижение осень навстречу зиме двигает», «На Воздвижение зазимки — мужику не беда», «Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка», «На Воздвижение птица в отлет двинулась», «Высоко летят гуси в Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому». Воздвижение на селе было связано с окончанием работ в поле и на огородах. Заготавливались на зиму капуста и другие овощи. В этот день совершались крестные ходы и служились молебны о будущем урожае, исцелении больных и т. п., так как наши предки свято верили в исцеляющую, помогающую, благодатную силу креста. Бытовало в народном быту еще одно поверье: на праздник Воздвижения «гады и другие пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неведомые теплые страны», которые называли ирьем, вырием или вираем (с Воздвижения змеи, свившись клубками, впадают в спячку). Туда же улетают и ласточки. Считали в народе, что на Воздвижение нельзя ходить в лес, так как тогда ужи в вырий идут. Но если на Воздвижение змея кого-то ужалит, то ей не уползти, так как в наказание она остается мерзнуть в холодные дни. И еще заметили (и в это верили) наши древние земледельцы, что первой в обетованную теплую страну улетает — и последней возвращается оттуда — кукушка. Поэтому называли ее ключницей Вирая. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря Праздник Введения, на который бывает то оттепель, то стужа, народный календарь помечает поговорками, приметами: «На Введенье — леденье», «Введенье ломает леденье», «Введенье пришло — зиму привело», «Введенье не ставит зимы». От названия праздника идет и название первых морозов — Введенские. Рождество 7 января Исстари на православной Руси Сочельник — Навечерие Рождества Христова — был днем приготовления к празднику Рождества и отличался особым благочестием. К великому празднику верующие стремились прийти чистыми душой, телом и духом: шла уборка в домах, топились бани, все — от мала до велика — мылись и надевали чистую одежду. Сочельник было принято ознаменовывать добрыми делами: помогать страждущим и убогим, раздавать милостыню и делать приношения узникам тюрем, посылать подарки в богадельни. Этой традиции неукоснительно следовали и российские государи. Когда в рождественский Сочельник на небе появлялась первая звезда, пост считался оконченным, и православные приступали к традиционной трапезе. Перед ее началом у образов в избе зажигалась лампада, у икон ставились зажженные свечи, домочадцы — чаще это был сам хозяин дома — читали молитвы. Затем все семейство, заключив молитву благожеланиями, приступало к трапезе. Ужин в рождественский Сочельник всегда был обильным и разнообразным, отчего называли его Щедрым вечером, или Богатою кутьею. Обязательным блюдом была кутья: она готовилась из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса с медом, а чаще с сытою, то есть медом с растертым маком. Другим обязательным блюдом был взвар — компот из сухих яблок, груш, слив, вишен, изюма и др. При этом стол, на котором устанавливались яства, устилался сеном или соломой. Таким образом сочельниковский стол символизировал рождение Иисуса Христа — сено, солома, а также взвар — он варился обычно при рождении ребенка. И в то же время напоминалось о неизбежном — земной смерти Спасителя (кутья — принадлежность похоронной и поминальной трапез). Символичны также и компоненты кутьи: зерно, истлевающее в земле, воскресает для нового произрастания, для жизни. Мед же знаменует будущую — не на земле — сладкую, блаженную жизнь. В Малороссии и Белоруссии перед наступлением вечера Сочельника хозяин дома приносил с гумна необмолоченный сноп ржи или ячменя, гречихи, а также охапку сена или соломы, которыми устилали стол, а сноп устанавливали в переднем углу. Рядом на сене ставили горшок с кутьею, внутри горшка укреплялась зажженная свеча. Праздничный ужин начинал хозяин дома. Подняв чарку с вином, он произносил: «Дай же, Боже, в добром здоровьи си святки провести, те и на тый рик (год) дождати». По окончании трапезы (а на столе, кроме кутьи и взвара, были еще и овсяный кисель, вареные грибы, толокно и т. п.) хозяин с ложкой кутьи выходил во двор — потчевать мороз: «Морозе, морозе, — говорил он, — ходи до нас кутьи исти, а коли не идешь, то не иди на жито, пшеницю и всякую пашницю». Последнюю ложку кутьи хозяин бросал в потолок — считалось, что как много ее прилипнет к потолку, так будут и пчелы летом водиться. Вставшие из-за стола домочадцы оставляли свои ложки в общей чаше с оставшейся кутьей, чтобы ею могли полакомиться умершие родичи, если придут ночью. Существовало верование: если наутро ложка окажется перевернутой, ее владелец умрет. Однако благочестие Сочельника на Руси издревле нарушалось буйным народным весельем. Оно идет из глубины языческих времен и несет не только народную зрелищно-игровую, смеховую традицию, но и языческие обряды гаданий, игр, переодеваний, ряжения, славления, то есть хождения детей, а иногда и взрослых со звездою, вертепом и т. п. Эта языческая традиция ведет начало от празднеств, посвященных солнцу: в декабре оно поворачивается на лето, прибавляется день, люди с нетерпением ждут воскресения природы. Вечер рождественского Сочельника называли в народе колядами. Обычай колядовать христианская Церковь прежде не признавала, не признает и теперь. «Стоглав» (сборник постановлений Московского церковного Собора 1551 года, который был созван царем Иваном Грозным, содержит сто глав) констатировал с неодобрением: «В Навечерии Рождества Христова мужи и жены и дети в доме по улицам отходя и по водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными». Но обычай колядования живет многие века, в ряде регионов России он жив до сих пор. Колядование начинали дети, молодые парни и девушки: под окнами изб пели они разные колядки, получая за это от хозяев угощение, монетки, обновки, дешевые украшения. Может быть, живучесть обычая колядовать не в верности языческим представлениям, а в стремлении народа к самому широкому самовыражению и веселью: здесь и пение, и поэтические экспромты, и способность к театрализованным действам, и заманчивая возможность быть одновременно и зрителем, и актером, где сценические подмостки — родная деревня или городок. И как немыслим народный Сочельник без коляд, так невозможно представить его без гаданий. Их великое множество: гадания на вещах, лошадях, курицах, на поленьях, на шкурах, на сковородах, на кольце, хлебе и крючке и т. д. и т. п.. С рождественской ночи 25 декабря (7 января) и до Крещения 6 (19) января в честь Рождества Христова на Руси проходили 12-дневные празднества и торжества, которые назывались Святками, или Святыми вечерами, и которые были наполнены радостью и весельем. В жизни наших предков-христиан одним из важнейших обрядов, относящихся к празднику Рождества Христова, был обряд славления, состоявший в том, что причты в деревнях ходили по домам с молитвой и пением. В праздник Рождества Христова в столицах, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со священнослужителями приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты. Оттуда все шли с крестом и святой водой к царице и другим членам царского семейства. Миряне в этот день обязательно после церковной службы посещали друг друга. Обряд славления берет свое начало в глубокой христианской древности. Началом его можно, видимо, считать время правления императора Константина Великого — поздравляя его с великим праздником, певчие распевали кондак Рождеству Христову: «Дева днесь пресущественнаго рождает». На Руси благочестивый обряд славления совершали не только причты, но и миряне. Их называли славильщиками. Например, в южных российских губерниях славлением занимались дети — школьники, которые, посещая дома, любили приветствовать хозяев латинскими и греческими стихами. В XVII веке к обряду славления присоединился еще один: ношение вертепа, или ящика. В нем из материалов, доступных деревенскому художнику, умельцу, изображались в лицах события и обстоятельства рождения Христа. Наряду с этими благочестивыми обычаями сохранились и некоторые языческие традиции. Наиболее стойкими оказались те, что связаны были с культом солнца, которое в декабре поворачивает на лето. Это был праздник воскресающей, возрождающейся светоносной силы солнца. Праздник Рождества Христова (а не только Сочельник) в народе совершался нередко под именем коляд. Колядами часто называют и рождественские Святки. Надо сказать, что в ряде областей России и до сих пор — в измененном, часто трансформированном виде — сохранились древние коляды. Точно так же частично сохранился и обычай древнеславянекого очищения в канун праздника Рождества Христова. Наши предки вымывали и перемывали в доме все — одежду, посуду, полы, окна, наводили порядок в сараях, амбарах, хлевах. Непременно мылись в банях или печах, надевали чистую одежду — вера в очистительную силу воды была неколебимой. Как и в очистительную силу огня: в канун рождественских Святок собирались мусор, старая одежда, обувь, ненужные, старые или сломанные орудия труда — все это сжигалось. А «новым огнем», который обычно старики добывали посредством трения, сжигали дубовую колоду и дымом этим окуривали жилища — от нечистой силы, дурного глаза, от всякой нечисти. Завершая рассказ о празднике Рождества Христова, добавим, что обычай устанавливать в домах рождественские елки известен с 1642 года. Тогда он был распространен в Германии — в Страсбурге и Эльзасе, затем перешел в Австрию. В течение 1819—1830-х годов распространился в Венгрии, пришел в Прагу, а в России рождественские елки появились в 1840-х годах — сначала в городах, затем и в сельской местности. Богоявление 19 января Народное восприятие христианского праздника Богоявления — широкое и многослойное. В народе этот праздник называли еще и Водокрещи. Праздник Богоявления трудно отделить от дня, ему предшествующего, — 5 (18) января — Навечерия Богоявления, или Богоявленского вечера. Благочестивые люди, как и в Рождественский Сочельник, обычно постились до появления вечерней звезды. Но трапеза, следовавшая после этого, была намного скромнее, нежели перед Рождеством. Ее называли Голодною кутьею, или голодным Святым вечером, так как в Наве-черие Богоявления, по церковной традиции, установлен пост. Трапезе всегда предшествовало присутствие православных христиан на праздничной церковной службе, из храма приносилась освященная в церкви вода. Ею окропляли жилые помещения, людей, хлева домашних животных, все хозяйственные службы и постройки, погреба, ульи и т. д. Все они до этого окропления уже были тщательно вымыты, выметены сор, грязь из углов. Считалось, что канун Богоявления — время особого разгула нечистой силы. Чтобы уберечься от нее, на всех дверях в доме и важных для хозяйства и жизни предметах мелом или углем ставились кресты. Считалось, что после этого никакая нечистая сила в дом проникнуть не сможет. Действенным средством против нечистой силы считался также крещенский снег. В Навечерие Богоявления его специально собирали, а затем бросали в колодцы, подмешивали в корм скоту и птице, клали на печной шесток. С верой в нечистую силу связаны и традиционные, из глубин язычества идущие гадания. Они почти ничем не отличаются от рождественских, может быть, лишь большею верою в их истинность. Навечерие Богоявления означало конец колядованиям, ряжениям. Так как в народе хорошо знали, что Церковь неодобрительно относится к этим бесовским игрищам, стремились снять с себя грех общения с силами нечистыми, заодно освободиться и от всех других грехов, накопившихся за одни только святочные празднества. Веря в очистительную силу воды, шли к водоемам и, несмотря на иногда сильные морозы, благочестивые, но грешные люди окунались в проруби. В Богоявление исстари существовала традиция освящения воды, речной или озерной. Для этого пробивалась широкая прорубь, ее называли Иорданью. Священники вместе с жителями деревни совершали вокруг нее торжественный крестный ход, затем служился молебен и происходило освящение воды. Считалось, что и сама прорубь, и место вокруг нее обладают чудодейственной силой, а вода этой Иордани — целебная. После освящения селяне, зачерпывая воду ведрами, кувшинами, несли в дома, хранили ее целый год, как и святую воду из храма, которую приносили они домой в Навечерие Богоявления. Святой богоявленской водой окропляли не только помещения — дома и хозяйственные постройки, но промывали вымя коровам, нездоровым или перед отелом, давали пить ребенку или больному члену семьи. Верили, что богоявленская святая вода изгоняет злых духов, противостоит «дурному глазу». Больные приходили к Иордани излечиться. По древним русским верованиям, в продолжение всех двенадцати святочных дней по земле странствует новорожденный Бог. Всякий труд в эти дни почитали грехом. Святочные дни наши предки почитали временем духовного общения земли и неба, людей и Бога, а значит, нельзя отвлекаться от этого высокого духовного союза мирскими заботами. Не случайна поэтому вера, что явление Бога сопровождается чудесными знамениями, в силу вступают — и человеку это дано видеть и знать — самые мощные стихии. Особенно в ночи Рождества и Крещения. Наши предки верили, что вода в крещенскую ночь приходит в движение — в память о Крещении Иисуса Христа. Отсюда и чудодейственная сила воды. На Богоявление, как на Пасху, Ивана Купалу, Рождество, играет солнце, а в крещенскую ночь открывается небо, считали они. При этом говорили: о чем в богоявленскую ночь — перед утреней — попросишь Бога, то сбудется, так как в эту ночь открытое небо представляет собой как бы врата к Господу. Безусловно, Богоявление было тем праздником, от которого вели счет до предстоящего сельскохозяйственного года. Поэтому русский крестьянин исстари присматривался ко всем явлениям в природе, к жизни растений и животных, и оставил потомкам множество примет, поговорок, присловий: «Коли силен мороз на Водокрещи, на хлеба не ропщи», «Снегу на Крещение надует, хлеба прибудет», «На Богоявленье снег хлопьями — к урожаю, ясный день — к неурожаю», «Если на Крещение подымаются сильные вихри — к хорошему роению пчел», «Звездная ночь на Богоявленье — урожай на горох и ягоды», «Коли на Крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи», «Если небо всюду будет пасмурным, то всякому хлебу будет род» и т. д. Сретение 15 февраля В народном быту этот праздник воспринимался еще и как время встречи зимы с весною: «На Сретенье зима с летом встретилась», — говорили наши предки и добавляли верные приметы: «В Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила», «Коли на Сретенье метель дорогу заметет, то корм весь подберет». Следует сказать, что христианский двунадесятый праздник Сретения совпал с языческим праздником громницы. И хотя высокое духовное значение Сретения, безусловно, вытеснило языческие обряды громницы, черты исконной народности бытовали в празднике и в XIX, и даже в начале XX века. Мы помним, что языческий культ огня был наиболее живуч. Но большие костры на околице села довольно скоро отошли в прошлое, и почитание огня на Сретение проявилось в изготовлении и чествовании свечи. В деревнях несколько дворов — восемь, десять — объединялись и топили воск. Воск этот должен был быть не покупным, а из собственных ульев, так как считалось: трудовая свечка больше Богу угодна. Из воска сучили и крутили одну большую толстую общую свечу и по большой свече для каждого участника складчины. Огромную свечу ставили перед общей же иконой — и та и другая находились в хате у того, чья очередь была хранить их до обетного праздничного дня. Свечи приготовлялись не только к Сретению, но и к другим праздничным дням: на зимнего Николу, на Варвару, на Флора и Лавра, на Спасовки и другие. Праздничные церемонии совершались обычно ночью или поздним вечером. Накануне приглашался священник. Он служил для всей деревни молебен перед общей иконой. Затем хозяин дома, где находились икона и свеча, в сопровождении селян выходил на улицу: зажигались большая свеча и другие свечи, процессия, исполняя величания, шла по хатам. В каждой икону ставили посередине жилища, перед ней — обетную свечу, но не на подсвечник, а в чашу, наполненную овсом. Присутствующие пели молитвы, потом икону со свечою переносили в красный угол, и хозяева потчевали гостей чем Бог послал. Громничная, или сретенская, свеча отличалась от других обетных свечей тем, что ей приписывали наибольшую чудодейственную силу: дом, где она хранится, будет убережен от беды, молнии и пожара. Общественная сретенская свеча обычно «наращивалась» на следующий год, иногда и несколько лет подряд. Когда она достигала пуда (16 килограммов), ее сдавали в церковь. Если селянину требовалось отслужить молебен на дому, он просил священника дать ему эту свечу. За очередностью таких просьб в деревне очень следили. Обязательным был пост для той семьи, куда священник должен был принести общую свечу. Если же ее в праздник зажигали в церкви, перед ней обязательно служились молебны и акафисты с водосвятием. Личные сретенские свечи русские крестьяне обычно брали на поля при начале жатвы, сева. Считалось, что обетная свеча охраняет межи, предотвращает в хлебе заломы, истребляет кукол в нивах. Громницу давали в руки покойнику в минуту кончины и зажигали ее — считалось, что пламя спасет этого человека на пути загробных мытарств и во время хождений по мукам. Очень часто в старину на Сретение ударяли последние зимние морозы. Их до сих пор называют Сретенскими, как и первые весенние оттепели, что случаются на этот праздник. Благовещение 7 апреля На Благовещение на Руси в старину совершался особый «чин хлебопреломления» — за всенощным бдением при благословении хлебов, пшеницы, вина и елея. В старой Москве, Новгороде святители или патриархи раздавали благословленные в благовещенскую ночь «благодарные» хлебы и вино всем предстоящим в храме. Патриарх Московский, например, раздробивши хлеб, подносил часть, а иногда и целый хлеб государю, который обязательно присутствовал на храмовом празднике (в домовом соборе в честь Благовещения Богоматери). Представителям же церковных и светских властей он давал по, целому хлебу «укругами» — то есть толстыми ломтями — и по целой стопе вина. Эти же укруги с вином получал и народ. Неизбывен был в праздник Благовещения и обычай одаривания — «кормления нищих». Благовещение в народе воспринималось как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия — в природе и в жизни людей. Видимо, с таким восприятием праздника Благовещения связан добрый обычай в этот день выпускать из клеток, тенет и сетей птиц на волю. По существовавшему в Малороссии поверью, в Благовещение Бог благословляет все растения, всю природу, и какова погода на Благовещение — такова она будет и на Велик день, то есть на Пасху. В старину пожилые женщины пережигали в этот день соль в печи. По поверью, эта соль чудесно исцеляет от всяких болезней, поэтому ее кладут в тесто и пекут небольшие булки — их едят не только люди, но и добавляют в корм скоту. Их называли «бяшки» — считалось, что они излечат и предохранят от болезней скотину. Наши предки говорили: «Благовещение самый большой у Бога праздник». В этот день солнце играет на восходе, как это бывает в другие важнейшие праздники: Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово, Петров день. Тяжким грехом считалось в старину на Благовещение заниматься каким-либо делом. Даже неразумная тварь, говорили в народе, чествует этот праздник великий. Птаха гнезда не вьет, а если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, у нее в наказание на какое-то время отнимаются крылья, и она, не в силах летать, ходит по земле. Мало того, на Благовещение, как и на Пасху, даже грешников в аду не мучат, утверждали предки. В народе издревле веровали, что на Благовещение, которое знаменовало начало весны и нового сельскохозяйственного года, сам Господь благословляет землю и открывает ее на сеяние, на плодородие, то есть на благополучие человеческое. Богородица же была покровительницей крестьянского труда и урожая. На Украине существовало поверье, что Богоматерь пригоршнями разбрасывает из золотой кошницы жито и молит Бога о ниспослании урожая, в то время как Архангел Гавриил водит соху. Эти верования сформировали обычаи, которые и до сих пор бытуют в ряде регионов. Так, существовал обряд «освящения» посевного зерна: крестьянин ставил в кадку с зерном благовещенскую икону и приговаривал: «Мати Божия, Гавриил-архангел, благословите, благоволите, нас урожаем благословите: овсом да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей». Кроме того, на Благовещение крестьяне пекли особые просфоры (большие) и несли в церковь для освящения на обедне. Придя домой, крестьянин клал благовещенскую просфору сначала под божницу, к иконам, а затем — в закром, где она хранилась до ярового сева. При посеве земледелец или привязывал просфору к севалке (на все время сева), или крошил в посевное зерно, чтобы охранить поле от «полевого гнуса» и получить хороший урожай. Среди благовещенских обычаев бытовали и древние языческие ритуалы, близкие к купальским, в которых выражалась вера в очистительную силу огня: сжигались старые постель, обувь, одежда, окуривались помещения домов и надворных построек, чтобы предохранить себя и скотину от болезней. С Благовещением связано множество пословиц и примет, в том числе и предсказывающих судьбу будущего урожая: «Каково Благовещение проведешь, таково и весь год», «На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет», «Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещение», «Если в день Благовещения ветер, иней и туман — к урожайному году», «На благовещение дождь — родится рожь», «На Благовещение мороз — урожай на грузди», «На Благовещение гроза — к урожаю орехов, к теплому лету», «Покров — не лето, Благовещение — не зима». Преображение 19 августа Народное название праздника Преображения — второй Спас. Для крестьянина он начинался с посещения церковной службы, на которую приносились для освящения плоды садов и огородов. Их до Преображения считалось грехом употреблять в пищу (кроме огурцов). Приносились в храм для освящения и колосья и семена нового урожая злаков — над ними совершалась молитва и окропление святой водой. Эти освященные колосья хранились в домах до следующего года и нового урожая. Долгое время существовал обычай к празднику Преображения распахивать землю под озимые культуры. Крестьянин приглашал священника, и тот, приходя со святыми иконами, окроплял вспаханную землю святой водой, а один из самых лучших земледельцев деревни бросал на освященные места хлебные зерна. Это знаменовало начало засева озимых. Неизменно верны были русские крестьяне и такому обычаю предков: наделять нищих и убогих всем, чем можно, из собранного урожая. Мало того, если кто-то не следовал этой доброй традиции, его осуждали и говорили: «А не дай, Боже, иметь с ним дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого!» Следует добавить, что на Руси из всего множества созревающих фруктов и овощей к концу августа неизменно выделялись яблоки. Вот почему праздник Преображения часто называли еще и Спасом яблочным, а наиболее распространенный сорт сочных и румяных кисло-сладких яблок — спасовками. Рассказ о празднике Преображения будет неполон без упоминания о накопленном за многие века богатстве народной мудрости — пословицах, приметах, присловьях: «А пришел Спас - всему час: плоды зреют», «На второй Спас и нищий яблочко съест», «Второй Спас — шубу припас», «На второй Спас бери голицы про запас», «Со второго Спаса засевай озими», «Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году», «Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее». Успение Пресвятой Богородицы 28 августа Народ Пресвятую Деву часто называл Госпожою, и потому праздник Успения получил названия Госпожинок, Госпожина дня, Госпожи. Кроме того, на церковно-славянском языке Святая Дева называется Пречистою, отсюда и название праздника - Пречистая, или Пречистая первая, так как праздник Рождества Богородицы 8 (21) сентября называли в народе Пречистою второй. Но и это не все названия праздника Успения. В силу того что к этому времени заканчивается жатва (величают ее окончание Спожинками, Опожинками, Дожинками), то и сам праздник Успения называли Оспожинками. Праздник начинался на селе с церковной утренней службы, на которую приносили семена или колосья злаков для благословения и освящения. В старину селяне в складчину устраивали в этот день веселый и сытный пир: на праздничных столах стояли ими самими сваренное пиво, пироги нового урожая, резались барашки, готовились сладкие блюда. По старому общерусскому обычаю на поле оставляли немного несрезанных колосьев, перевязывали их лентой — «завивали бороду» — и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Народные присловья праздника Успения полны мудрых заветов молодым земледельцам: «С Успенья солнце засыпается», «На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить», «Озимь сей за три дня до Успенья и три после Успенья», «До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять», «До Успенья пахать — лишнюю копну нажать». -------------------- - Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.
Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 06.06.2025, 0:03 |