![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Всадник |
![]()
Сообщение
#1
|
Человек
Творец Grande moderatore ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Пол: ![]() Сообщений: 4292 ![]() Зло прав не имеет ![]() |
Куропалат, византийский придворный чин, сначала начальник дворцовой стражи, позже почетная должность.
ЛОГОФЕТ — чиновник в византийском гос. аппарате; с VII в. логофеты — руководители гос. ведомств (казны, почты и др.). ЭКЗАРХ (греч. exarchos — "начальник", "наместник"), титул церковных служителей и светских чиновников в поздней Римской империи. Титул использовался в ранней истории Западной церкви и до сих пор употребляется в Восточной православной церкви. В Византийской империи экзархами называли наместников, управлявших территориями империи в Африке (Карфагенский экзархат) и Италии (Равеннский экзархат). Был период, когда титул экзарха был равнозначен титулу епископа. В современной Восточных православных церквах экзарх возглавляет епархии, находящиеся вне территории патриархата. Русская православная церковь имеет экзархаты в Европе и Америке. Палатин (Palatinus), 1) название высших придворных, военных и гражданских чинов при дворе (palatium) римских и византийских императоров, позже императоров священно-римской и германской империи, где носили также название пфальцграфов.—2) В Венгрии до 1853 высший сановник государства, наместник короля. Динаты (от греч. dynatуs — могущественный), термин, употреблявшийся в Византии (главным образом в законодательных памятниках 10 в.) для обозначения господствующей верхушки византийского общества. Вокруг реального содержания термина "Д." в науке идут дискуссии. Обычно в Д. видят крупных землевладельцев, феодалов; согласно др. гипотезе (французского византиниста П. Лемерля), определяющим принципом принадлежности к Д. являлось не владение определённым имуществом (землёй), а обладание светской или духовной властью. Эпарх (греч. йparchos — правитель, начальник), в Византии градоначальник Константинополя (с его округой). Подчинялся непосредственно императору. Имел большой штат служащих, военный отряд, тюрьму. В его функции, помимо судебных и полицейских, входили организация снабжения города, регламентация ремесленного производства и торговли (включая цены), контроль над зрелищами. После 1204 фактически должность Э. была упразднена. В 14 в. термин "Э.", хотя и упоминается, но скорее в качестве титула. Автократия (от греческого autokrбteia — самовластие, самодержавие), форма правления, представляющая собой неограниченное и бесконтрольное полновластие одного лица в государстве (см. также Деспотия, Тирания, Абсолютизм). А. являлись деспотические монархии Древнего Востока, тиранические правления в некоторых древнегреческих государствах, Римская и Византийская империи, абсолютные монархии нового времени. Понятие "А." употреблялось также для обозначения неограниченных полномочий в какой-либо особой сфере государственной деятельности. В современной литературе понятием "А." обозначаются и политические режимы, характеризующиеся неконтролируемой представительными органами верховной властью "лидера" (фюрера, дуче, каудильо). См. также Авторитаризм, Тоталитарное государство. Стратиоты (греч. stratiotai), воины в Византийской империи. С распространением крестьянского ополчения в 7—8 вв. С., как правило, стали называть крестьян, являвшихся в войско со своим конём и вооружением. С. вознаграждались жалованьем в натуре и деньгах. К началу 10 в. законом был установлен неотчуждаемый минимум земельного надела (стратиотского надела), необходимый С. для службы в соответствующем роде войск. Процесс феодализации в Византии привёл в 10 в. к резкой дифференциации С.: беднейшие С., теряя земельные наделы, превращались в зависимых крестьян; выделилась и зажиточная верхушка С., которая составила войско тяжеловооружённых всадников (катафрактов); это привело к увеличению минимального размера стратиотского надела (постановления императора Никифора II Фоки). Постепенно верхушка С. слилась с феодалами. В 12—15 вв. С. — преимущественно рыцари-феодалы. Мистии, мистоты (греч., единственное число mнsthios, misthōtēs, misthōtуs, от misthуs — заработная плата), наёмные работники в Византии. Термин "М." ведёт начало от античного времени, когда он обозначал несамостоятельных свободных работников (как арендаторов, так и наёмных работников). В Византии М. занимали и на с.-х. работах (во владениях светских феодалов и монастырей), и в городе в ремесленных мастерских. Срок найма в мастерских в 10 в. ограничивался месяцем, зарплату М. получали подённо или за месяц вперёд. Были случаи (с 13 в.), когда М., получая от землевладельца небольшой участок земли, превращались в зависимых крестьян (проскафименов). Зилоты (греч. zēlōtai, буквально— ревнители), политическая группировка 40-х гг. 14 в. в Фессалониках (Византия). Возникла в период острой борьбы между константинопольским правительством Алексея Апокавка (проводившего политику централизации государства) и феодальной знатью во главе с Иоанном Кантакузином. В состав З. входили в основном состоятельное купечество и ремесленные верхи; вооруженной силой являлись преимущественно моряки. Во главе З. стояли представители аристократического рода Палеологов — Михаил и Андрей. К З. примкнул митрополит Иакинф. З. поддерживали константинопольское правительство. Получив от Апокавка военную помощь, в 1342 они захватили при поддержке народных масс власть в городе, изгнав из него феодальную аристократию. В 1343—45 влияние З. на городские низы несколько упало (по-видимому, политика представителей состоятельных слоев не отвечала интересам беднейшей части населения). После убийства в Константинополе Апокавка (1345) в результате переворота власть в Фессалониках перешла к феодальной знати, которая, умертвив Михаила Палеолога, решила передать город Кантакузину. Возмущённый народ летом 1345 перебил феодальную знать. Городом вновь овладели З., отказавшиеся после захвата византийской столицы Кантакузином (1347) признать новое константинопольское правительство, а также принять в качестве митрополита Григория Паламу (поддерживавшего Кантакузина). В 1349 движение З. было подавлено, Фессалоники занял Кантакузин. Выступление З. было попыткой состоятельных городских слоев изменить общественный строй византийского города, отнять власть у феодалов, повысить роль городской верхушки в политической жизни государства. Причины неудачи движения З. — слабость городского сословия в Византии, интервенция Сербии и турок-османов в Византию на помощь Кантакузину. В византиноведении вопросы о социальном составе З., об их программе, об отношении к плебейским массам, о связях с крестьянством, с итальянскими городами остаются дискуссионными. До конца 50-х гг. 20 в. основным источником для изучения программы З. византинисты считали сочинения Николая Кавасилы, которые в действительности освещают более поздние события, к З. отношения не имеющие. СКАЧКИ НА КОЛЕСНИЦАХ, популярное в античности зрелищное состязание, с гомеровских времен и по эпоху Византийской империи включительно (т.е. на протяжении приблизительно двух с половиной тысячелетий). В Илиаде (песнь XХIII) описаны скачки пяти племенных вождей на двуконных колесницах — первый вид программы состязаний на погребальных играх, устроенных Ахиллом, чтобы почтить память Патрокла. Состязание проходило по пересеченной местности, упряжке следовало доехать до поворота, отмеченного столбом и белыми камнями, и вернуться к месту старта. Стартовые позиции были определены по жребию. К одному из участников состязания обращается с наставлениями отец, который говорит, что победа зависит от умения и сноровки колесничего не в меньшей степени, чем от резвости лошадей. На Олимпийских играх скачки на колесницах сделались с начала 7 в. до н.э. первым, наиболее зрелищным и увлекательным видом состязаний. Основным заездом считались соревнования квадриг (четверок). Снаряжали их аристократы, которым и доставались венки за победу, хотя к тому времени правили колесницами уже профессиональные возницы. Колесница представляла собой легкую двухколесную повозку, на которой стоял возница. Олимпийская дистанция составляла 12 кругов по ипподрому, т. е. ок. 14 км. Нередки были несчастные случаи. Поэт Пиндар, которому доводилось писать оды для владельцев победивших упряжек, рассказывает о заезде, в котором участвовало 40 колесниц, а закончила дистанцию лишь одна. Скачки колесниц сделались излюбленным сюжетом греческого изобразительного искусства (скульптура, вазопись, монеты). У римлян периода Империи скачки на колесницах превратились в доходное предприятие, завелся порядок приема ставок, накалявшиеся страсти вели к беспорядкам и даже восстаниям (как в Константинополе в 532, во время восстания Ника). Скачки были широко распространены во многих городах Империи, однако с 1 в. до н.э. до 4 в. н.э. главные события разворачивались в римских цирках, имевших колоссальные размеры. Так, Большой цирк вмещал в сер. 2 в. н.э., по разным оценкам, от 140 до 385 тыс. зрителей. Нерон недолюбливал поединки гладиаторов, но с малых лет был без ума от скачек, так что сам, уже будучи императором, выступал в качестве возницы, а в Олимпии правил колесницей, запряженной десятью лошадьми. Впоследствии Рим в качестве центра скачек колесниц был оттеснен на задний план Константинополем с его знаменитым ипподромом. Конюшни, или "партии", различались между собой цветами, которые несли на себе возницы и лошади. Наиболее старинными партиями были Красные и Белые, однако позже их постепенно затмили Зеленые и Синие. Весь интерес был теперь сосредоточен не на мастерстве возниц, не на статях лошадей, но на победе того или иного цвета. Цветам стали придавать политическое и даже религиозное значение (так, при Юстиниане Синих связывали с православием, а Зеленых — с монофизитством). Возницами становились простолюдины, вольноотпущенники или рабы, с детства проходившие профессиональную подготовку. Занятие было довольно рискованным: возжи закреплялись на поясе возницы, поэтому при падении нередки были смертельные случаи (правда, в снаряжение входил и нож, которым возница в этом случае воспользоваться). Победитель становился всеобщим любимцем и получал колоссальное вознаграждение, поскольку римляне, в отличие от греков, присуждали на скачках денежные призы. Сатирик Ювенал пишет, что "какой-то там возница" зарабатывает в сто раз больше адвоката. Высеченные на камне памятные надписи сохраняют много интересных подробностей о возницах и их лошадях. Лучшие скакуны происходили из Ливии, с Сицилии, из Испании, Фессалии, Армении, Парфии и Каппадокии. Основным видом состязания были скачки четверок, хотя бывали заезды, в которых участвовали и другие упряжки — от двух до десяти лошадей. В среднем за день устраивалось от 10 до 20 заездов с участием от 4 до 12 упряжек в каждом. На старте было выстроено особое дугообразное в плане (чтобы уравнять начальные условия) здание, разделенное на 12 отсеков, в каждом из которых имелись ворота. Отсеки распределялись жребием, по знаку, который давал белым платком консул или император, все ворота распахивались одновременно. Обычно заезд состоял в семикратном объезде цирка, дистанция составляла ок. 8 км. -------------------- - Говорят, - ответила Андрет, - говорят, будто Единый сам вступит в Арду и исцелит людей и все Искажение, с начала до конца. Говорят еще, что эти слухи ведут начало с незапамятных времен, со дней нашего падения, и дошли до нас через бессчетные годы.
Дж.Р.Р. Толкин. Атрабет Финрод ах Андрэт |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 24.05.2025, 19:05 |